ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ПО НАЛОГУ
НА ПРИБЫЛЬ
Элементы учетной политики для целей налогообложения
по налогу на прибыль
- Определение момента признания доходов и расходов - по методу начисления либо по кассовому методу (ст. 271, 272, 273 НК РФ).
- Порядок распределения доходов, которые относятся к нескольким отчетным периодам (п.
2 ст. 271, 316 НК РФ).
- Порядок распределения расходов, связь которых с полученными доходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем (п. 1 ст. 272 НК РФ).
- Организация раздельного учета доходов и расходов по следующим видам деятельности (ст.
315 НК РФ):
- производство и реализация продукции основного и вспомогательного производства;
- операции по реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
- операции по реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
- операции по реализации покупных товаров;
- операции по реализации прочего имущества;
- операции по реализации финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке;
- операции по реализации основных средств;
- экспортные операции;
- реализация права требования;
- прочие операции.
- Порядок оценки незавершенного производства, остатков готовой продукции, отгруженных товаров (ст.
319 НК РФ).
- Методы оценки сырья при списании их в производство (п.
6 ст. 254 НК РФ).
- Методы оценки при списании покупных товаров (подп.
3 п. 1 ст. 268 НК РФ).
- Метод оценки при списании ценных бумаг (п. 9 ст. 280 НК РФ).
- Показатель расчета суммы налога, подлежащего зачислению по месту нахождения головной организации и обособленного подразделения п. 2 ст. 288 НК РФ).
- Операция с амортизируемым имуществом (ст. 259, 322, 323 НК РФ).
- Порядок создания резервов (ст.
266, 267 НК РФ).
- Порядок ведения налогового учета (ст. 313—314 НК РФ).
Налоговый учет в соответствии со ст. 313 НК РФ
- это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу по основе данных первичных документов, сгруппированных в
соответствии с
порядком, предусмотренным НК РФ, характеризующая совершенные налогоплательщиком однородные операции, приводящие к
возникновению доходов или расходов, учитываемая при начислении налоговой базы текущего или будущих периодов.
Основными задачами налогового учета являются:
формирование полной и
достоверной информации
о порядке формирования
данных о величине доходов и
расходов организации,
определяющих размер налоговой
базы отчетного периода;
обеспечение этой информацией
внутренних и внешних
пользователей для контроля
за правильностью начисления,
полнотой и своевременностью
расчетов с бюджетом по налогу.
Налоговый учет должен обеспечить:
- порядок формирования суммы доходов и расходов;
- порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
- правильное отражение суммы остатка расходов (убытков), подлежащей отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
- порядок формирования сумм создаваемых резервов;
- определение суммы задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.
Аналитические регистры налогового учета
В отличие от бухгалтерского учета система налогового учета пока не регламентирована законодательно. В соответствии со ст. 313 НК РФ система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т. е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный период, сгруппированные без распределения по счетам бухгалтерского учета.
Согласно ст. 314 НК РФ формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).
Исходя из принципа непрерывности отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения, регистры налогового учета формируются по всем операциям, тем или иным образом учитываемым для целей налогообложения. При этом если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения соответствует порядку их группировки и отражения в бухгалтерском учете,
то регистры бухгалтерского учета могут быть заявлены налогоплательщиком как регистры налогового учета, и, следовательно, объекты, учтенные в подобных регистрах, будут учтены для исчисления налоговой базы в размерах и в порядке, предусмотренном как в системе бухгалтерского учета, так и в налоговом законодательстве.
Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции, возникающие при осуществлении им деятельности, и самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должен быть обеспечен набор всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации, исходя из требований главы 25 НК РФ по учету соответствующих доходов и расходов.
Подтверждением данных налогового учета являются:
- первичные учетные документы
(включая справку бухгалтера);
- аналитические регистры налогового учета;
Первичные учетные документы
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 г. №129-
ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, осуществляемые организацией, должны оформляться подтверждающими документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Таким образом, первичные документы служат основанием
для ведения как бухгалтерского, так и налогового учета.
это документы, оформленные со-
гласно Федеральному закону о бухгалтерском учете.
Регистры налогового учета
ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) на любых машинных носителях. При этом аналитический учет должен быть организован налогоплательщиком так, чтобы обеспечивалось непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности и раскрывался порядок формирования налоговой базы.
Конкретные особенности регистров разрабатываются организациями
самостоятельно и утверждаются в приказе «Об учетной политике для целей налогообложения». Исходя из этого требования ст. 314 НК РФ можно
сделать вывод, что формы регистров налогового учета утверждаются самой организацией, т. е. организация вправе решать, какими регистрами
бухгалтерского учета можно воспользоваться для целей налогового учета,а какие регистры следует разработать исходя из специфики своей деятельности и отличий бухгалтерского и налогового учета.
Формы аналитических регистров налогового учета для определения
налоговой базы должны содержать следующие реквизиты:
- период (дату) составления;
- измерители операции в натуральном и денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Согласно ст. 314 НК РФ правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивается лицами, составившими и подписавшими их.
При хранении регистры налогового учета должны быть защищены от несанкционированных исправлений.
Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.
Организация системы налогового учета предусматривает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения налогового учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.
Согласно рекомендациям МНС России определены методологические принципы ведения налогового учета и формирования регистров. Предусмотрено ведение 51 регистра с их группировкой по следующим разделам:
- регистры учета хозяйственных операций;
- регистры учета состояния единицы налогового учета;
- регистры учета целевых средств некоммерческими организациями;
- регистры промежуточных расчетов;
- регистры формирования отчетных данных.