Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 19:51, контрольная работа
В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, при этом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Таким образом законодатель требует, чтобы при исчислении налогов для налогоплательщика были определены все элементы налогообложения, включая объекты, которые следует облагать налогом, порядок определения налоговой базы по таким объектам, ставки налогов по каждому объекту налогообложения, алгоритм расчета налога, подлежащего взносу в бюджет и т.п. [1]
Пункт 6 ст. 3 НК содержит требование к актам законодательства о налогах и сборах, подобного которому ранее не было в российском законодательстве - требование определенности этих актов.
5. Основные элементы налогообложения
В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, при этом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Таким образом законодатель требует, чтобы при исчислении налогов для налогоплательщика были определены все элементы налогообложения, включая объекты, которые следует облагать налогом, порядок определения налоговой базы по таким объектам, ставки налогов по каждому объекту налогообложения, алгоритм расчета налога, подлежащего взносу в бюджет и т.п. [1]
Пункт 6 ст. 3 НК содержит требование к актам законодательства о налогах и сборах, подобного которому ранее не было в российском законодательстве - требование определенности этих актов. Оно обращено непосредственно к законодателю и обязывает его формулировать налоговые акты таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в какой сумме он должен платить. Эта норма будет иметь большое значение при рассмотрении споров, связанных с возложением ответственности за совершение налоговых правонарушений и обжалованием действий налоговых органов и их должностных лиц. Возложение ответственности за налоговое правонарушение недопустимо, если налоговый акт не отвечает требованию определенности.
Суд вправе и обязан оценивать определенность налогового акта при рассмотрении споров, связанных с налоговыми правонарушениями. Сочтя акт налогового законодательства неопределенным или недостаточно определенным, суд обязан истолковывать в пользу налогоплательщика все неустранимые сомнения, связанные с неопределенностью акта или противоречиями в нем.
Критерием определенности налогового акта является способность плательщика соответствующего налога исходя из содержания акта точно установить следующие обстоятельства: а) вид подлежащего уплате налога; б) размер налога; в) срок и порядок уплаты налога. Представляется, требования к налоговому акту в аспекте его определенности должны дифференцироваться в зависимости от вида субъекта, выступающего в качестве налогоплательщика. Наибольшую способность самостоятельно разобраться в содержании налогового акта следует предполагать у налогоплательщика - организации, меньший уровень такой способности у налогоплательщика - гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью, и, наконец, наименьшая способность в этом отношении у обычного гражданина - налогоплательщика.
Хотя в ст. 3 НК РФ требование определенности предъявляется только к актам законодательства о налогах и сборах , оно, несомненно, в равной мере относится и к нормативным правовым актам исполнительных органов о налогах и сборах.[2]
В п. 1 ст. 17 НК РФ подчеркивается, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога.
Элементы налогообложения |
Обязательные элементы налогообложения |
Объект налогообложения Порядок исчисления налога |
Налоговая база Налоговый период |
Налоговая ставка Порядок и сроки уплаты налога, форма отчетности |
6. налоговые правоотношения: понятие, особенности, содержание, основания классификации (виды).
Налоговые правоотношения -- это общественные отношения, урегулированные
нормами налогового права, носящие властноимущественный
характер и выражающие публичные интересы.
Будучи урегулированными нормами права, налоговые отношения
систематизируются, приобретают устойчивость
и начинают развиваться в векторе, заданном
государством. Опосредуя процесс налогообложения
нормами права, государство получает возможность
контролировать финансовохозяйственную
деятельность частных собственников и
при необходимости управлять ею. Под воздействием
правовых норм участники налоговых правоотношений наделяются правосубъектностью, юридическими
правами и обязанностями в налоговой сфере.
В целях достижения баланса между публичными
и частными финансовыми интересами в сфере
налогообложения государство максимально
реализует все правовые регуляторы. В налоговом законодательстве
содержатся регулирующие, запрещающие,
обязывающие, поощрительные нормы, посредством
которых налоговое право очерчивает необходимые, общественно
значимые или полезные варианты поведения
налогоплательщиков и государства, ограничивает
в должной мере частные финансовые интересы
и одновременно не позволяет публичному
фискальному интересу преобладать в предпринимательской
деятельности. Нормы налогового законодательства устанавливают и меры
юридической ответственности за противоправное
поведение субъектов.
Таким образом, налоговые правоотношения -- это центральное звено механизма налоговоправового регулирования,
основной канал реализации налогового права.
Поскольку сфера возникновения всех налоговых
правоотношений -- финансовая деятельность государства
по аккумулированию публичных доходов,
то специфика этой области общественной
жизни обусловливает следующие характерные
черты налоговых правоотношений.
1. Возникновение и функционирование в
процессе налоговой деятельности государства. Это деятельности
по образованию за счет налоговых поступлений государственных и муниципальных
фондов денежных средств в публичных целях.
2. Имущественный характер. Налоговые правоотношения являются
разновидностью финансовых отношений,
в основе которых лежат имущественные
и связанные с ними неимущественные отношения,
носящие публичный характер. Правовое
регулирование налогообложения не может
обойтись и без установления процедурнопроцессуальных
норм, на основе которых возникают и функционируют
процессуальные (организационные) правоотношения. Но эти правоотношения производны
от материальных налоговых правоотношений, они обеспечивают движение денежных
средств от налогоплательщиков в казну
государства и создают охранительный
механизм в налоговой сфере.
3. Направленность на образование государственных
и муниципальных фондов денежных средств.
4. Участие в налоговых правоотношениях государства или муниципальных образований.
Обязательным участником и воздействующим
субъектом является государство или муниципальное
образование непосредственно или в лице
компетентных органов. Налоговые правоотношения возникают
только на основе правовых норм, установленных
или санкционированных государством или
(в пределах компетенции) муниципальным
образованием. В этих же правоотношениях государство или муниципальное образование
будут обязательным участником, которому
принадлежит правотребование об уплате налогов. Таким образом,
особенность налоговых правоотношений состоит не только в том, что в них участвует
(в качестве стороны) государство или действующий
от его имени уполномоченный орган, но
и в том, что оно проявляет присущие ему
властные функции в данном правоотношении.
5. Наличие третьей стороны при исполнении налоговой обязанности. Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено налоговым законодательством. Тем самым Налоговый кодекс РФ допускает возможность участия в налоговых правоотношениях лиц, не являющихся налогоплательщиками, но обязанных исчислить налог, удержать его из дохода налогоплательщика и перечислить в соответствующий бюджет. Такие лица согласно ст. 24 НК РФ называются налоговыми агентами, и их наличие в качестве участников налоговых правоотношений обусловливает особенность последних.
Налоговые правоотношения весьма многообразны,
в связи, с чем могут быть классифицированы
для удобства осмыслении всего массива
отношений, охватываемых налоговым правом.
Исходя из основных функций права, налоговые
правоотношения подразделяются на регулятивные
и охранительные.
Регулятивные правоотношения составляют
основную массу отношений в сфере правового
регулирования налогообложения. Они обеспечивают
реализацию регулятивной функции права.
Охранительные налоговые правоотношения
обеспечивают реализацию охранительной
функции права. В налоговом праве они выполняют
вспомогательную роль по отношению к регулятивным,
ибо производны от регулятивных правоотношений.
Налоговое охранительное правоотношение
возникает в связи с нарушением налогово-правовой
нормы на основе санкции налогово-правовой
нормы. Его надо отличать от всякого другого,
в частности от административного охранительного
правоотношения, возникающего в связи
с нарушением законодательства о налогах
и сборах, и на основе административно-правовой
санкции, предусмотренной в гл. 15 Кодекса
РФ об административных правонарушениях
(далее - КоАП РФ).
К налоговым охранительным правоотношениям
относятся те, которые возникают в связи
с налоговыми правонарушениями (гл. 16 НК
РФ), а также нарушениями банками обязанностей,
предусмотренных в гл. 18 НК РФ.
Регулятивные налоговые правоотношения
подразделяются на абсолютные и относительные. Относительные правоотношения (двусторонне
индивидуализированные) - это такие правоотношения,
в которых уполномоченному лицу противостоит
не всякий, а вполне определенный субъект,
который должен совершать или не совершать
определенные действия. Основная масса налоговых
правоотношений - это относительные правоотношения.
Здесь управомоченному лицу противостоит
совершенно определенное обязанное лицо.
К таковым относятся правоотношения по
уплате в бюджет и государственные внебюджетные
фонды налогов и неналоговых платежей,
правоотношения по налоговому контролю,
по получению налогового кредита, инвестиционного
налогового кредита и т. д. В большинстве
случаев в относительных налоговых правоотношениях
управомоченное лицо имеет право требования,
которому корреспондирует обязанность
конкретного субъекта.
Абсолютные налоговые правоотношения
также имеют место в налоговом праве. Однако
их число значительно меньше в сравнении
с относительными налоговыми правоотношениями. Абсолютные правоотношения (односторонне
индивидуализированные) - это такие правоотношения,
в которых управомоченному лицу противостоит
в качестве обязанного всякий и каждый
субъект. Так, к абсолютным налоговым
правоотношениям можно отнести правоотношение
по установлению налогов и сборов. Здесь
праву представительного органа власти
на установление налога противостоит
обязанность всякого субъекта не препятствовать
его реализации.
По характеру налогово-правовых норм правоотношении
подразделяются на материальные и процессуальные.
Материальное налоговые правоотношения
возникают на основе материальных норм
налогового права, а процессуальные, соответственно,
на основе процессуальных налогово-правовых
норм. Материальные налоговые правоотношения
служат средством реализации материальных
прав и обязанностей субъектов налогового
права, а процессуальные налоговые правоотношения
обеспечивают порядок реализации этих
прав и обязанностей. К материальным налоговым
правоотношениям относятся правоотношения,
содержанием которых являются: обязанность
налогоплательщика уплачивать налог и
право налогового органа требовать его
уплаты; право организации обращаться
к финансовому органу за получением отсрочки
уплаты налога и обязанность налогового
органа рассмотреть обращение и принять
по нему решение и т. д. К процессуальным
налоговым правоотношениям относятся
правоотношения, возникающие в ходе налогового
процесса, т. е. в ходе производства по
исчислению и уплате налога, в ходе налогово-контрольного
производства, в ходе производства по
делам о налоговых правонарушениях.
^ Процессуальные налоговые правоотношения
вторичны по отношению к материальным,
служат гарантией реализации последних.
Налоговые правоотношения могут быть
также подразделены на имущественные и неимущественные на основании особенностей их объекта.
Объектом имущественных налоговых правоотношении
является денежная субстанция - налог,
сбор, пени, недоимка, штраф и т. д. Объектом
неимущественных налоговых правоотношений
таковая не является. В качестве объекта
здесь выделяются: деятельность по осуществлению
налогового контроля и др. К имущественным
налоговым правоотношениям относятся
правоотношения: по уплате налогов и сборов
в бюджеты и государственные внебюджетные
фонды; по уплате в эти же фонды недоимок
и пеней и т. д. К неимущественным налоговым
правоотношениям относятся правоотношения
по налоговому процессу, налоговому контролю,
установлению налогов и предоставлению
налоговых льгот и др.
Налоговые правоотношения
могут быть, классифицированы и по структуре их юридического содержания. По этому критерию они подразделяются
на простые и сложные. Простые налоговые правоотношения
характеризуются тем, что их содержание
состоит из одного права и одной обязанности.
В сложных налоговых правоотношениях
содержание состоит из нескольких взаимосвязанных
субъективных прав и обязанностей.
Простые налоговые правоотношения в чистом
виде, т. е. не как элемент сложного налогового
правоотношения, встречаются в налоговом
праве сравнительно редко. Например, простым
налоговым правоотношением является правоотношение
по установлению налогов. Здесь праву
государства в лице представительного
органа власти на установление налога
корреспондирует обязанность не препятствовать
его осуществлению.
Сложные налоговые правоотношения преобладают
в налоговом праве. Среди них: налогово-процессуальное
правоотношение, материальное налоговое
правоотношение по уплате па-лога и др.
В каждом структурно сложном налоговом
правоотношении может быть выделено основное
налоговое правоотношение и производные.
7. налогоплательшики: понятие, виды, основные права и обязанности. Особенности правового статуса налогоплательщиков организаций.Обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Налогоплательщики - субъекты налоговых отношений, на которых законом возложена обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств.
Исходя из данного определения можно выделить следующие характерные признаки налогоплательщиков.
1) Налогоплательщики являются субъектами налогового права, которые могут не совпадать с понятием субъектов иных отраслей права.
Традиционно налогоплательщиками выступают физические и юридические лица, статус которых определяется гражданским законодательством. Вместе с тем иные категории налогоплательщиков предусмотрены исключительно налоговым законодательством. К ним относятся обособленные подразделения организаций, в том числе филиалы и представительства, самостоятельно реализующие товары, работы, услуги, постоянные представительства иностранных юридических лиц. При этом определение налогового статуса постоянного представительства иностранного юридического лица достаточно условно и зависит от различных условий. Согласно общему правилу, под постоянным представительством иностранного юридического лица понимается любое место регулярного осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг, продаже товаров.
В проекте Налогового кодекса предлагается установить в качестве самостоятельного налогоплательщика консолидированную группу налогоплательщиков'. Это означает, что группа зависимых организаций будет платить консолидированные налоги, что позволит избежать налогообложения средств и имущества, перемещаемых в рамках этой группы (например, концерна). В настоящее время ст. 13 Закона РФ от 30 ноября 1995 г. «О финансово-промышленных группах»^ предусмотрено, что участники финансово-промышленной группы, занятые в сфере производства товаров, работ, услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков.
Кроме того, по законодательству некоторых зарубежных стран в качестве налогоплательщиков может выступать семья в целом, а не конкретный гражданин.
2) Налогоплательщики выступают обязанными субъектами, основной обязанностью которых является уплата налогов.
3) Налогоплательщики - это лица, уплачивающие налоги за счет собственных средств.
В данном случае имеется в виду, что уплата налогов производится за счет средств, принадлежащих налогоплательщику. Это возможно путем удержания налога у источника выплаты дохода или непосредственно самим налогоплательщиком. В связи с этим налогоплательщика следует отличать от носителя налогов. Понятие «носитель налога» применяется в основном в экономическом аспекте - это лицо, которое несет тяжесть налогообложения, т. е. в конечном итоге налог в бюджет уплачивается за счет данного лица. Так, носителем косвенных налогов является конечный потребитель товара (работы, услуги).