Основы налоговой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:34, контрольная работа

Описание работы

Налоговая система – это совокупность различных видов налогов в построении и методах исчисления которых реализуются принципы налогообложения.
Налоги – это обязательные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Файлы: 1 файл

Контрольная по налогам.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

1. Основные понятия

 

Налоговая система  – это совокупность различных  видов налогов в построении и  методах исчисления которых реализуются  принципы налогообложения.

Налоги – это  обязательные платежи, взимаемые с  физических и юридических лиц  в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Сборы – обязательные взносы, взимаемые с физических и  юридических лиц, уплата которых  является условием совершения этими  лицами юридически значимых действий.

Субъекты  налогооблажения - субъектами налогообложения (налогоплатель- щиками) являются физические и юридические лица, в том числе иностранные, осуществляющие производственную либо иную предпринимательскую деятельность на территории РФ, или получающие личный доход от работы по найму, творческой и иной индивидуальной деятельности, или имеющие в собственности, владении или пользовании природные ресурсы, землю, имущество подлежащее налогообложению. Они подлежат обязательной регистрации в ФНС РФ с обязательным присвоением ИНН.

Объекты налогообложения - операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Налоговый резидент - физическое лицо, фактически находящееся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Налоговая база -  стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются Налоговым Кодексом.

Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Является одним из обязательных элементов налога.

 

Налоги  и сборы выполняют следующие  функции:

 

1. Фискальная  функция – при помощи налогов формируются финансовые ресурсы государства.

2. Регулирующая  функция – государство, маневрируя  налоговыми ставками, льготами, штрафами  и условиями налогообложения,  создает условия для ускоренного  развития тех или иных производств  и отраслей.

3. Стимулирующая  функция – при помощи налогов  государство стимулирует технический  прогресс, увеличение рабочих мест, развитие производства.

4. Функция  обеспечения социально справедливого  перераспределения доходов физических  и юридических лиц.

Чтобы разобраться в принципах налогообложения, необходимо определить основные элементы и характеристики налогов, рассмотреть классификацию налогов.

 

Налоги  классифицируются по следующим группам:

 

1. В  зависимости от уровня взимания  и распределения налоги делятся  на федеральные, региональные, местные.

К федеральным  налогам и сборам относятся:

– НДС;

– акцизы;

– налог на прибыль;

– подоходный налог  с физических лиц;

– взносы в государственные  социальные внебюджетные фонды;

– государственные  пошлины;

– таможенные пошлины;

– налог  на добычу полезных ископаемых;

– лесной налог;

– водный налог;

– экологический  налог;

– федеральные  лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся:

– налог  на имущество предприятий;

– налог  на недвижимость;

– налог  на пользователей автодорог;

– налог  на игорный бизнес;

– региональные лицензионные сборы.

К местным  налогам и сборам относятся:

– земельный  налог;

– налог  на рекламу;

– налог  на наследование или дарение;

– местные  лицензионные сборы.

2. В  зависимости от характера взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые  налоги зависят от величины доходов  и размеров имущества. Чем больше доход, тем больше величина налога. Прямые налоги выплачивают предприятия.

Косвенные налоги не зависят от величины доходов  и размера имущества. Они включаются в цену или себестоимость продукции и оплачиваются потребителем.

3. В  зависимости от характера использования  налоги делятся на общие и  специальные.

Общие налоги платят все налогоплательщики  и налоги поступают в казну  государства.

Специальные налоги платят те налогоплательщики, которые занимаются определенным видом деятельности и налоги поступают в специальные фонды (поиск и разведка полезных ископаемых, охрана природы и т.д.).

В зависимости  от источников налогообложения налоги делятся на следующие группы:

– налоги, включаемые в себестоимость;

– налоги, включаемые в цену продукции;

– налоги, удерживаемые из дохода работника;

– налоги, уменьшающие финансовый результат;

– налоги, уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли;

– налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.

 

1.1 Права налогоплательщиков:

 

1. получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;

2. получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах;

3. использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4. получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым Кодексом;

5. на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6. представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

7. представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8. присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9. получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10. требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11. не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому Кодексу или иным федеральным законам;

12. обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13. требовать соблюдения налоговой тайны;

14. требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

 Налогоплательщики имеют также иные права, установленные Налоговым Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

  Плательщики сборов имеют те  же права, что и налогоплательщики.

 

 

    1. Органы налогового контроля России

 

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

    1. Налоговые правонарушения.

 

Налоговым правонарушением  признается виновно совершенное  противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым Кодексом установлена ответственность.

1. Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2. Нарушение налогоплательщиком  установленного срока подачи  заявления о постановке на  учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

3. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тысяч рублей.

4. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.

5. Нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

6. Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

7. Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации, влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

8. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, влечет взыскание штрафа в размере 5 тысяч рублей.

9. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.

10. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.

11. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

12. Деяния, предусмотренные пунктом 11, совершенные умышленно,

влекут взыскание  штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога.

13. Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.

Информация о работе Основы налоговой системы России