Особенность налоговой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:13, реферат

Описание работы

Изучение налогов и российское налогообложение — неотъемлемая составная часть современного экономического образования. Налоги — необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально экономических отношений. Без знания конкретики налогового производства трудно себе представить руководителя и ведущих специалистов (бухгалтера, экономиста) современной фирмы. Именно поэтому в государственные стандарты подавляющего большинства экономических специальностей включены дисциплины, предусматривающие изучение налогов и налоговых систем России и других стран.

Содержание работы

Введение 3
1 Налогообложение в Российской Федерации 4
1.1 Понятие, сущность, принципы налогообложения 8
3 Единый социальный налог 7
4 Страховые взносы 2012 (ПФР, ФФОМС, ТФОМС) 13
Заключение 18
Список использованных источников 19

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

1 Налогообложение в Российской Федерации 4

1.1 Понятие, сущность, принципы налогообложения 8

3 Единый социальный  налог 7

4 Страховые взносы 2012 (ПФР, ФФОМС, ТФОМС) 13

Заключение 18

Список использованных источников 19

 

 

Введение

 

Изучение налогов и российское налогообложение — неотъемлемая составная часть современного экономического образования. Налоги — необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально экономических отношений.

Без знания конкретики налогового производства трудно себе представить руководителя и ведущих специалистов (бухгалтера, экономиста) современной фирмы. Именно поэтому в государственные стандарты подавляющего большинства экономических специальностей включены дисциплины, предусматривающие изучение налогов и налоговых систем России и других стран.

Налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом. По содержанию налоговой политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы. Налоги — это мощнейшее орудие в руках тех, кто определяет социально-политические и экономические ценности в государстве.

Особенность налоговой системы Российской Федерации состоит в том, что законодательство, регулирующее эту область жизни общества, еще не обрело необходимой стабильности, поскольку не достигло сбалансированности, четкости и обоснованности, способной удовлетворить все нужды современного российского общества.

 

 

1 Налогообложение  в Российской Федерации

1.1 Понятие,  сущность, принципы налогообложения

 

Налогообложение как экономическую категорию  следует рассматривать с двух позиций. С одной стороны, налогообложение  – это прямое изъятие органами государственной власти определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) для формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета). С другой стороны, налогообложение включает в себя весь комплекс мероприятий, проводимых государственными налоговыми органами для указанного изъятия части ВВП в целях его последующего перераспределения в интересах всего общества. На налогообложение оказывают влияние различные политические отношения, социальная обстановка в государстве и другие факторы, связанные с этим явлением. Под налогообложением следует понимать совокупность финансовых и организационно-правовых отношений, складывающихся в процессе взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля и защиты прав и законных интересов участников этих отношений. Предмет налогового права не следует путать с предметом налогообложения, поскольку предмет налогообложения – это материальные и нематериальные блага, с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Поэтому каждый налог имеет самостоятельный предмет налогообложения, каковым могут быть доход на данный момент, имущество и др. Существуют следующие две основные группы принципов налогообложения:

  • экономические принципы, которые формируются в процессе развития финансовой науки и финансовой деятельности государства, а реализуются при построении конкретных налоговых систем различных стран. К экономическим принципам налогообложения относят: принцип соразмерности налогообложения, принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков, принцип эффективности налогообложения, принцип рентабельности налоговых мероприятий и др.;
  • юридические принципы, которые формируются в процессе развития юридической науки (в первую очередь науки финансового права и налогового права), а затем на определенном этапе закрепляются в законодательстве и становятся принципами налогового права.

Налогообложение, категория экономическая. Формы  его практического использования (виды налогов и условия их действия) раскрываются в финансовой сфере, его роль также определяется экономическими параметрами. Конечные цели налогообложения – обеспечить социально-экономические функции государства, одновременно не нанося ущерба корпоративным и личным экономическим интересам.

Выделяют три  основных метода расчета налогов (налогообложения):

  • исчисление фиксированной процентной надбавки к цене реализации (классические примеры – налог с оборота и налог с продаж);
  • исчисление налога в твердых абсолютных суммах с единицы объекта (например, в Российской Федерации в соответствии со ст. 193 Налогового кодекса РФ большинство ставок акцизов устанавливаются в рублях с единицы измерения объекта);
  • исчисление налога путем умножения процентной ставки на налогооблагаемую базу (например, налог на прибыль (доход) организаций).

В налоговой  практике сложился ряд способов взимания налогов.

  • Кадастровый, т. е. на основе кадастра – реестра, содержащего перечень типичных объектов (земля, доходы), классифицируемых по внешним признакам (например, размер участка земли; игровой стол в казино и т. д.); этот способ, в основе которого заложено установление среднего дохода, подлежащего обложению (например, в рублях с сотки с учетом местных условий), применяется при слабом развитии налогового аппарата либо в целях экономии и рационализации налогообложения.
  • Изъятие налога до получения субъектом дохода, т. е. изъятие у источника выплаты дохода. Классический пример – исчисление и удержание налога бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход (заработную плату) субъекту налога. Достоинство этого способа заключается в практической невозможности уклонения от уплаты налога (в современной России главный бухгалтер несет уголовную и административную ответственность за полноту и своевременность удержания и уплаты налога).
  • Декларационный. Изъятие налога после получения дохода субъектом и представления последним декларации о всех полученных годовых доходах. Налоговые органы; исходя из указанных в декларации величин объектов обложения и действующих ставок, устанавливают оклад налога. Данный способ взимания налога возник с ростом масштабов и многообразия личных доходов граждан.
  • Изъятие в момент расходования доходов при совершении покупок (например, такие налоги, как налог с оборота, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, акцизы непосредственно оплачиваются покупателями, становящимися носителями налога).
  • Изъятие в процессе потребления (например, дорожные сборы с владельцев автотранспортных средств).
  • Административный способ, при котором налоговые органы определяют вероятный размер ожидаемого дохода и вычисляют подлежащий с него к уплате налог (например, налог на вмененный доход предприятий).

 

2 Единый социальный налог

 

Единый социальный налог (ЕСН) предназначен для мобилизации  средств для реализации права  граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

Налогоплательщики подразделяются на 2 группы:

Первая группа:

  • лица, производящие выплаты физ. лицам;
  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

Вторая группа:

  • ИП, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой

Если лицо одновременно относится к обеим группам  налогоплательщиков, оно должно исчислять  и уплачивать ЕСН по каждому основанию  отдельно. Так, индивидуальный предприниматель, на обычной системе налогообложения имеющий штат наемных работников уплачивает ЕСН с выплат в пользу наемных работников по трудовым договорам, а так же со своих доходов от предпринимательской деятельности. Налоговым периодом является календарный год.

Отчетными периодами  для налогоплательщиков первой группы' признаются первый квартал, полугодие  и девять месяцев календарного года.

У налогоплательщиков второй группы отчетных периодов нет.

По итогам налогового периода налогоплательщики подают налоговую декларацию (первая группа — до 31 марта года, следующего за отчетным, вторая группа — до 30 апреля года, следующего за отчетным).

За отчетные периоды налогоплательщики первой группы предоставляются расчет авансовых  платежей в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Налогоплательщики первой группы:

  • квартальные расчеты по авансовым платежам по налогу предоставляется в налоговую инспекцию в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
  • годовая налоговая декларация предоставляется в налоговую инспекцию в срок до 31 марта года, следующего за налоговым периодом. Копия годовой декларации с отметкой налоговой инспекции предоставляется налогоплательщиком в отделение Пенсионного фонда в срок до 1 июля года, следующего за налоговым периодом.

Налогоплательщики второй группы:

  • годовая налоговая декларация предоставляется в налоговую инспекцию в срок до 30 апреля года, следующего за налоговым периодом;
  • при представлении налоговой декларации адвокаты обязаны представить в налоговый орган справку от коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации о суммах уплаченного за них налога за истекший налоговый период.

Сумма оплаты:

Сумма ЕСН определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Налог исчисляется  и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и в каждый внебюджетный фонд.

Налогоплательщики первой группы:

В течение отчетного  периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых  платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

По итогам отчетного  периода налогоплательщики исчисляют  разницу между суммой налога, исчисленной  исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

Могут уменьшать  сумму налога, подлежащую уплате в  ФСС РФ на сумму произведенных  ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Уплачивают  разницу между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными  в течение налогового периода, подлежит не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период.

Пунктом 2 статьи 243 НК РФ установлено, что сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный  бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Налогоплательщики второй группы:

Обязаны в течение  года уплачивать авансовые платежи  по налогу, которые рассчитывают налоговые органы, исходя из суммы предполагаемого дохода. Порядок расчета ЕСН налогоплательщиками второй группы прописан в статье 244 НК.

Разница между  суммами авансовых платежей, уплаченными  за налоговый период, и суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее 15 июля года, следующего за налоговым периодом.

 

Налоговая база

 

Для налогоплательщиков первой группы объектом налогообложения  признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые (выплачиваемые) в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам (за исключением гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, а также связанных с передачей имущества в пользование).

Не относятся  к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности  или иных вещных прав на имущество (имущественные  права), а также договоров, связанных  с передачей в пользование имущества (имущественных прав). К таким договорам относятся в частности договоры купли-продажи и договоры аренды.

Объектом налогообложения  для налогоплательщиков второй группы признаются доходы от предпринимательской  либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Для налогоплательщиков первой группы она представляет собой  сумму выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками  за налоговый период в пользу физических лиц. При этом учитываются любые вознаграждения, независимо от формы их выплаты. К такому вознаграждению, например, может относиться полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных прав), предназначенных для самого физического лица либо членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах. Налоговая база определяется отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

Для налогоплательщиков второй группы налоговой базой является сумма доходов, полученных ими за налоговый период и в денежной, и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если:

  • у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;
  • у налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем налоговом периоде.

Информация о работе Особенность налоговой системы Российской Федерации