Особенности федеративной и унитарной налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:29, доклад

Описание работы

Звенья (уровни) налоговой системы страны определяются ее государственным устройством, поскольку именно от государственного устройства страны зависят особенности построения бюджетной системы государства. Различают бюджетные и налоговые системы унитарных и федеративных государств.
Унитарные включают два уровня бюджетной системы – государственный бюджет и местные бюджеты. Федеративные – три уровня: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

Файлы: 1 файл

Особенности федеративной и унитарной налоговой системы.docx

— 14.85 Кб (Скачать файл)

Особенности федеративной и унитарной  налоговой системы

Звенья (уровни) налоговой  системы страны определяются ее государственным  устройством, поскольку именно от государственного устройства страны зависят особенности  построения бюджетной системы государства. Различают бюджетные и налоговые  системы унитарных и федеративных государств.

Унитарные включают два уровня бюджетной системы – государственный  бюджет и местные бюджеты. Федеративные – три уровня: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные  бюджеты.

Федеративные государства  в большинстве своем имеют  трехуровневую систему налогов. Первый уровень – федеральные или общегосударственные налоги, второй – региональные, третий – налоги местные.

1. Налоговые органы унитарных  государств имеют единую общегосударственную структуру (Франция, Швеция), в то время, как органы федеративных государств состоят из разных звеньев, соответствующих уровням государственного управления (США).

2. В федеративных государствах (Германия) налоговые органы входят  в общую систему управления  финансовыми делами государства,  а в унитарных (Великобритания, Швеция) – как самостоятельные агентства, в оперативном порядке действующие независимо от министерства финансов.

3. Современные ставки налога  на прибыль в большинстве унитарных  государств колеблются от 30 до 40 %. Однако, необходимо учитывать и льготы по налогу, которые весьма различаются по странам и оказывают существенное влияние на сумму налога.

4. Налоговая система Великобритании (унитарное государство), являясь довольно сложной, определяет более льготные условия налогообложения по сравнению с большинством других европейских стран за счет значительно более низких обязательных социальных налогов при стимулировании добровольных взносов и сбережений и несколько более низких ставок подоходных налогов с корпораций и физических лиц.

5. Налоговая система США (федеративное государство) предусматривает хотя и весьма сложные, но четко регламентированные процедуры оценки облагаемых доходов. Существенные льготы и пониженные ставки для корпораций и граждан, имеющих небольшие доходы или осуществляющих строительство и обновление оборудования, определяют гораздо большие возможности выбора при расчете облагаемого дохода. Прогрессивный характер налогообложения, дискретность налоговых отчислений, универсальность обложения, наличие большого количества целевых льгот, скидок, исключений – все это, а также более низкие ставки прямых и косвенных налогов, создают в США намного более благоприятный налоговый климат для предпринимательства и домохозяйств, чем в других развитых странах.

6. Францию (унитарное государство)  среди развитых стран отличает  высокая доля налоговых поступлений  в валовом внутреннем продукте  и взносов в фонды социального  назначения. Налоговая система Франции  является жесткой по отношению к физическим лицам и семьям, имеющим высокие душевые доходы, но применение значительных вычетов из базы индивидуального подоходного налога приводит к снижению его вплоть до нуля для бедных слоев населения.

7. Для предприятий малого  бизнеса во Франции установлены  одни из самых высоких налогов  и обязательных отчислений. В  целом, можно заключить, что налоговая система Франции по сравнению налоговыми системами США и Великобритании является более жесткой по отношению к корпорациям и личным доходам граждан.

8. Налоговая система Японии (унитарное государство) обладает  исключительной гибкостью и высокой адаптивностью, чутко реагируя на все заметные изменения как в экономической, так и в социальной сферах. Современная налоговая система Японии отличается умеренным уровнем налогового бремени (наиболее низкий уровень среди развитых стран: доля налогов в национальном доходе Японии - 26%, тогда как, например, в Великобритании – 40”%, Франции – 34%). В Японии у предприятий изымается около 50% прибыли. Негативное влияние такой фискальной направленности налогообложения прибыли здесь компенсируется проведением активной промышленной политики государства.

9. Швеция и Норвегия (унитарные  государства) считаются странами  с самыми высокими налоговыми  ставками. Следствием жесткого налогового  пресса в Швеции стали падение  темпов экономического роста,  снижение конкурентоспособности  шведских товаров, перевод ряда  производств за пределы страны. Поэтому были серьезно снижены основные ставки налогов на прибыль корпораций и НДС. Налоги на личные доходы остались на достаточно высоком уровне.

10. Значение  льгот в  налогообложении прибыли весомо  для большинства стран и в количественном отношении. Льготы уменьшают общую ставку налога на прибыль в США примерно на 8%, в Англии – на 9%. Общая ставка налога на нераспределенную прибыль в Германии при вычете из нее той части промыслового налога, которая, по сути, является налогом на капитал, и льгот снижается примерно на 16%. В Италии льготы уменьшают общую ставку налога на прибыль на 12%, в Японии на 4%.

11. Наиболее эффективными  в рассматриваемом аспекте являются  налоговые системы США и Великобритании. Несмотря на определенные различия в системах налогообложения этих стран, умеренные ставки налога на прибыль корпораций и весомые льготы обеспечивают благоприятные условия для развития бизнеса.

12. В таких странах, как  Германия, Франция ставки налога  на прибыль корпораций колеблются  в пределах 25% - 40%, а значение налоговых  льгот не столь велико. В основном  они используются для стимулирования  создания новых предприятий, стимулирования  инвестиций, связанных с внедрением  техники и технологии экологического  типа, с экономией в потреблении  энергии, воды, а также для ускорения развития экономически отсталых регионов.

13. Наибольшая  нагрузка на предприятия наблюдается  в таких унитарных государствах, как Швеция и Норвегия. Налоговые льготы здесь минимальны. Однако считается, что хотя налоги и высоки, основная часть собранных средств возвращается населению в форме различных услуг.


Информация о работе Особенности федеративной и унитарной налоговой системы