Особенности федеративной и унитарной
налоговой системы
Звенья (уровни) налоговой
системы страны определяются ее государственным
устройством, поскольку именно от государственного
устройства страны зависят особенности
построения бюджетной системы государства.
Различают бюджетные и налоговые
системы унитарных и федеративных
государств.
Унитарные включают два уровня
бюджетной системы – государственный
бюджет и местные бюджеты. Федеративные
– три уровня: федеральный бюджет,
бюджеты субъектов РФ и местные
бюджеты.
Федеративные государства
в большинстве своем имеют
трехуровневую систему налогов.
Первый уровень – федеральные или общегосударственные
налоги, второй – региональные, третий
– налоги местные.
1. Налоговые органы унитарных
государств имеют единую общегосударственную
структуру (Франция, Швеция), в то время,
как органы федеративных государств состоят
из разных звеньев, соответствующих уровням
государственного управления (США).
2. В федеративных государствах
(Германия) налоговые органы входят
в общую систему управления
финансовыми делами государства,
а в унитарных (Великобритания, Швеция)
– как самостоятельные агентства, в оперативном
порядке действующие независимо от министерства
финансов.
3. Современные ставки налога
на прибыль в большинстве унитарных
государств колеблются от 30 до 40
%. Однако, необходимо учитывать и льготы
по налогу, которые весьма различаются
по странам и оказывают существенное влияние
на сумму налога.
4. Налоговая система Великобритании
(унитарное государство), являясь довольно
сложной, определяет более льготные условия
налогообложения по сравнению с большинством
других европейских стран за счет значительно
более низких обязательных социальных
налогов при стимулировании добровольных
взносов и сбережений и несколько более
низких ставок подоходных налогов с корпораций
и физических лиц.
5. Налоговая система США
(федеративное государство) предусматривает
хотя и весьма сложные, но четко регламентированные
процедуры оценки облагаемых доходов.
Существенные льготы и пониженные ставки
для корпораций и граждан, имеющих небольшие
доходы или осуществляющих строительство
и обновление оборудования, определяют
гораздо большие возможности выбора при
расчете облагаемого дохода. Прогрессивный
характер налогообложения, дискретность
налоговых отчислений, универсальность
обложения, наличие большого количества
целевых льгот, скидок, исключений – все
это, а также более низкие ставки прямых
и косвенных налогов, создают в США намного
более благоприятный налоговый климат
для предпринимательства и домохозяйств,
чем в других развитых странах.
6. Францию (унитарное государство)
среди развитых стран отличает
высокая доля налоговых поступлений
в валовом внутреннем продукте
и взносов в фонды социального
назначения. Налоговая система Франции
является жесткой по отношению к физическим
лицам и семьям, имеющим высокие душевые
доходы, но применение значительных вычетов
из базы индивидуального подоходного
налога приводит к снижению его вплоть
до нуля для бедных слоев населения.
7. Для предприятий малого
бизнеса во Франции установлены
одни из самых высоких налогов
и обязательных отчислений. В
целом, можно заключить, что налоговая
система Франции по сравнению налоговыми
системами США и Великобритании является
более жесткой по отношению к корпорациям
и личным доходам граждан.
8. Налоговая система Японии
(унитарное государство) обладает
исключительной гибкостью и высокой адаптивностью,
чутко реагируя на все заметные изменения
как в экономической, так и в социальной
сферах. Современная налоговая система
Японии отличается умеренным уровнем
налогового бремени (наиболее низкий уровень
среди развитых стран: доля налогов в национальном
доходе Японии - 26%, тогда как, например,
в Великобритании – 40”%, Франции – 34%).
В Японии у предприятий изымается около
50% прибыли. Негативное влияние такой фискальной
направленности налогообложения прибыли
здесь компенсируется проведением активной
промышленной политики государства.
9. Швеция и Норвегия (унитарные
государства) считаются странами
с самыми высокими налоговыми
ставками. Следствием жесткого налогового
пресса в Швеции стали падение
темпов экономического роста,
снижение конкурентоспособности
шведских товаров, перевод ряда
производств за пределы страны. Поэтому
были серьезно снижены основные ставки
налогов на прибыль корпораций и НДС. Налоги
на личные доходы остались на достаточно
высоком уровне.
10. Значение льгот в
налогообложении прибыли весомо
для большинства стран и в количественном
отношении. Льготы уменьшают общую ставку
налога на прибыль в США примерно на 8%,
в Англии – на 9%. Общая ставка налога на
нераспределенную прибыль в Германии
при вычете из нее той части промыслового
налога, которая, по сути, является налогом
на капитал, и льгот снижается примерно
на 16%. В Италии льготы уменьшают общую
ставку налога на прибыль на 12%, в Японии
на 4%.
11. Наиболее эффективными
в рассматриваемом аспекте являются
налоговые системы США и Великобритании.
Несмотря на определенные различия в системах
налогообложения этих стран, умеренные
ставки налога на прибыль корпораций и
весомые льготы обеспечивают благоприятные
условия для развития бизнеса.
12. В таких странах, как
Германия, Франция ставки налога
на прибыль корпораций колеблются
в пределах 25% - 40%, а значение налоговых
льгот не столь велико. В основном
они используются для стимулирования
создания новых предприятий, стимулирования
инвестиций, связанных с внедрением
техники и технологии экологического
типа, с экономией в потреблении
энергии, воды, а также для ускорения развития
экономически отсталых регионов.
13. Наибольшая
нагрузка на предприятия наблюдается
в таких унитарных государствах,
как Швеция и Норвегия. Налоговые льготы
здесь минимальны. Однако считается, что
хотя налоги и высоки, основная часть собранных
средств возвращается населению в форме
различных услуг.