Особенности налогообложения малых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Малые предприятия как неотъемлемая часть рыночной экономики…………………………………………………………………………..……4
Финансово-экономические проблемы создания и развития малого предпринимательства…………………………………………………………………..8
Необходимость и сущность государственной поддержки малого предпринимательства………………………………………………………………….14
Особенности налогообложения малых предприятий...........................17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование малого бизнеса.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Необходимо помнить об основной дилемме финансового менеджмента: больнее всего капкан «либо рентабельность, либо ликвидность» зажимает именно малое предприятие на первых двух этапах его развития, т.к. предприятие стремится быстрее нарастить оборот, а дефицит ликвидных средств все увеличивается.

На третьем этапе предприятие добивается коммерческого успеха. Финансово-хозяйственное положение улучшается, хотя темпы прироста оборота несколько снижаются по сравнению со вторым этапом. Денежные потоки должны стать положительными, поскольку выручка увеличивается и даже становится достаточной для покрытия и накопившихся прежних, и неизбежных новых расходов. Теперь у предприятия возникают производственные и коммерческие проблемы: нужно усиливать торговую сеть, делать рекламу. Иногда возникает необходимость в технической доводке товаров и услуг по результатам реакции рынка. Все это требует денег. Но теперь уже более зрелому, возможно, имеющему неплохую кредитную историю и в финансовом отношении крепкому предприятию легче получить внешнее финансирование в виде банковского кредита.

Однако следует помнить, что, если предприятие, желая взять  максимальную долю рынка, превысит разумные темпы прироста продаж, то тем подорвет свою ликвидность и платежеспособность.

Печального IV этапа желательно избежать. Жизнь показывает, что стратегически выигрывает тот, кто заранее тратится на разработку и внедрение новых товаров и услуг, сознательно идя на некоторое снижение финансовых результатов предыдущего этапа.

Если рост активов превышает  рост нераспределенной прибыли, задолженность  должна покрывать эту разницу. Эта задолженность может принимать форму банковского кредита или увеличения степени использования кредиторской задолженности по расчетам.

Наиболее важные различия в финансовом менеджменте крупного и малого бизнеса состоят в  доступе к ресурсам, в постановке целей и в уровне ликвидности.

Доступ на финансовый и  денежный рынки для малых предприятий  чрезвычайно загружен, т.к. получить кредит не удается не только из-за его  дороговизны, но и вследствие рискованного финансового положения предприятия и отсутствия кредитной истории.

Малое предприятие обычно не ставит перед собой цель максимизировать  курс акций, показать капитализации  и уровень дивиденда.

В малом бизнесе иной набор, иной уровень и иная иерархия рисков, нежели в крупных компаниях.

Вообще, парадоксальное сочетание  наибольшего риска с наименьшей доходностью сопутствует малому предприятию на первых стадиях его  существования. Поэтому частное  финансирование для малого бизнеса  сильно затруднено.

Предприятия малого бизнеса имеют, как правило, пониженный, по сравнению с крупными предприятиями, уровень ликвидности, т.к.:

- в малом бизнесе  относительно меньше денег вкладывается  в запросы и дебиторскую задолженность  (об этом говорят и более  высокие показатели оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности);

- у предприятий  малого бизнеса относительно  выше текущие обязательства.

Наиважнейшей целью финансового  менеджмента малого бизнеса является грамотное управление оборотным  капиталом: запасом, дебиторской задолженностью, денежными средствами и краткосрочными обязательствами. Это приносит предприятию достаточное количество ликвидных средств и делает его платежеспособным.

Основу информационного  обеспечения анализа финансового  состояния составляет бухгалтерская отчетность. Чтение и анализ бухгалтерской отчетности компании входит в число основных функций менеджера.

С позиции обеспечения  управленческой деятельности можно  выделить три основные требования, которым должна удовлетворять бухгалтерская  отчетность. Она должна содержать необходимые данные для:

- принятия обоснованных  управленческих решений в области  инвестиционной политики;

- оценки динамики  и перспектив изменения прибыли  предприятия;

- оценки, имеющихся  у предприятия ресурсов, происходящих  в них изменений и эффективности их использования.

Обеспечение этих требований основывается на одном из важнейших принципов подготовки бухгалтерской отчетности – принципе соответствия вложений и востребованной информации.

В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности.

В условиях рынка  финансовый анализ представляет собой  накопления трансформации и использования  информации финансового характера, имеющий целью:

- оценить текущее  и перспективное финансовое состояние  предприятия;

- оценить возможность  и целесообразные темы развития  предприятия с позиции финансового  их обеспечения;

- выявить доступные  источники средств и оценить  возможность и целесообразность их мобилизации;

- спрогнозировать  положение предприятия на рынке  капитала.

В основе финансового  анализа, как и финансового менеджмента  в целом, лежит анализ финансовой отчетности.

Финансовый  анализ проводится с помощью различного типа моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями.

Целью анализа  является наглядная и простая  оценка финансового благополучия и  динамики развития хозяйствующего субъекта. В процессе анализа можно предположить расчет показателей имущественного положения, ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности, положения на рынке ценных бумаг и дополнить его методами, основанными на опыте и квалификации специалиста.

В общем виде программа углубленного анализа выглядит следующим образом.

  1. Предварительный обзор экономического и финансового положения субъекта хозяйствования.

1.1. Характеристика  общей направленности финансово-хозяйственной  деятельности.

1.2. Выявление  «больных» статей отчетности.

  1. Оценка и анализ экономического потенциала субъекта хозяйствования.

2.1. оценка имущественного  положения.

2.1.1. Построение  аналитического баланса – нетто.

2.1.2. Вертикальный  анализ баланса.

2.1.3. Горизонтальный  анализ баланса.

2.1.4. Анализ качественных  сдвигов в имущественном положении.

2.2. Оценка финансового  положения.

2.2.1. Оценка ликвидности.

2.2.2. Оценка финансовой  устойчивости.

3. Оценка и  анализ результативности финансово-хозяйственной  деятельности.

3.1. Оценка основной  деятельности.

3.2. Анализ рентабельности.

3.3. Оценка положения  на рынке ценных бумаг.

 

 

 

 

 

3. Необходимость и сущность государственной поддержки малого предпринимательства

 

Практика государственного содействия немонополистическому сектору  экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены:

- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

- производство  продовольственных, промышленных  товаров, товаров народного потребления;

- лекарственных  препаратов и медицинской техники;

- оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

- строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.

Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса  является прямая финансовая помощь, которая  осуществляется посредством льготного  субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

Важным инструментом государственного содействия малым  предприятиям в большинстве промышленно  развитых стран является система  государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Следует заметить, что государственные органы власти в некоторых субъектах федерации предусматривают резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд (не менее 15% от общего объема поставок).

Достаточно  широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.

Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.

Сейчас, при  корректировании многими политическими партиями и движениями своих программ, в них можно заметить меняющееся отношение к малому бизнесу. Так из всех программ можно выделить главные общие идеи:

- приоритетное  развитие малого предпринимательства  – не самоцель, а одно из  основных условий экономического и социального возрождения России.

- массовое широкомасштабное  развитие малого предпринимательства  позволит предоставить работу  миллионам граждан, высвобождающихся  из государственных и приватизированных  предприятий. По оценкам И.Хакамады - около 50 млн. человек.

- реализация  мероприятий по обеспечению производственной  и инновационной поддержки малых  предприятий позволит создать  значительное количество новых  малых предприятий, до 12 млн. предприятий,  и новых рабочих мест, прежде  всего, для социально незащищенных слоев населения.

- малое предприятие,  играющее все большую роль  в региональных социально-экономических  процессах, учитывает своеобразие  каждого региона, формирует значительную  долю доходной базы бюджета  и является решающим фактором  экономической стабилизации через создание местных потребительских рынков и новых рабочих мест.

Если не вдаваться  в подробности, то сегодня выделяют четыре основных направления для  решения проблем малого бизнеса. Первое – поменять психологию власти к малому бизнесу. Отойти от мнения, что малый бизнес не платит налоги и находится в серой экономике. Второе – реформирование и упрощение налогообложения. При сегодняшней системе, когда отнимается львиная доля дохода, предприятия вынуждены уклоняться от налогов.

В-третьих, сделать прозрачными и внести ясность в акты купли-продажи имущества. И, наконец, решить вопрос с землей, иначе аграрная Россия будет питаться импортом. Четвертое – стимулировать инвестиции населения, которое уже не доверяет ни банкам, ни государству, в малый бизнес. А это, по некоторым оценкам, заставить работать от 20 до 40 млрд. долл., хранящимся под подушками и матрасами.

Россия должна жить по принципу, что государство  обслуживает потребности и запросы  общества, а не наоборот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Особенности налогообложения малых предприятий

 

Упрощенная система  налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, представляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе. Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. Для индивидуальных предпринимателей предусматривается замена уплаты подоходного налога на доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью. С момента перехода на упрощенную систему налогообложения проблемы бухгалтерского учета для соответствующих предприятий предельно упрощаются. Достаточно вести Книгу учета доходов и расходов по форме, и строго следовать изложенному в данном приказе порядку отражения в ней хозяйственных операций. Кроме этого, для предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется общий для всех порядок ведения кассовых операций и представления статистической отчетности. Предприятиям, для которых объектом налогообложения является совокупный доход , при его исчислении нужно четко руководствоваться установленным Законом перечнем затрат, вычитаемых из валовой выручки, который несколько конкретизирован в Порядке отражения в Книге учета доходов и расходов хозяйственных операций. К таким затратам относятся:

Информация о работе Особенности налогообложения малых предприятий