Особенности обложения бюджетных учреждений отдельными налогами и сборами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:22, реферат

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение особенностей налогообложения бюджетных учреждений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить особенности применения налогового законодательства к бюджетным организациям;
- изучить особенности налогообложения бюджетных учреждений прямыми налогами;
-изучить особенности налогообложения бюджетных учреждений косвенными налогами;
- изучить особенности обложения бюджетных учреждений отдельными налогами и сборами.

Содержание работы

Введение………………………………...…………………………………………2
1. Особенности применения налогового законодательства к бюджетным организациям……………………………...........................................……………3
2. Особенности налогообложения бюджетных учреждений прямыми налогами…………………………………………………….................................10
3. Особенности налогообложения бюджетных учреждений косвенными налогами…………………….......................................…………………………..20
4. Особенности обложения бюджетных учреждений отдельными налогами и сборами………………………………...................................................................24
Заключение………………………………………………………………….........28
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

но бюдж учр.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Такое же положение и с доходами от сдачи в аренду помещений и оборудования. По нашему мнению, доходы от аренды помещений и имущества не должны облагаться налогами, а полностью оставаться в распоряжении бюджетных учреждений, так как, сдавая часть своих помещений и имущество в аренду в целях восполнения недостающих средств, учреждение вынуждено более интенсивно использовать остающиеся помещения и имущество, в том числе в вечернее время и в выходные дни, что приводит к более высоким затратам на их содержание.

В заключение хотелось бы отметить, что доходы от предпринимательской деятельности во многих бюджетных учреждениях составляют свыше 70% всех ресурсов. Рассчитывать на замену этих доходов бюджетными средствами не только в настоящее время, но и в сколько-нибудь обозримом будущем не приходится, так как это потребовало бы очень значительного увеличения налоговой нагрузки на экономику.

В настоящий период Правительством России проводится политика сокращения налоговой на грузки, что требует также сокращения бюджетных расходов страны. Поэтому необходимо совершенствовать систему налогообложения бюджетных организаций, с тем чтобы она могла стимулировать дальнейшее развитие их предпринимательской деятельности и на этой основе совершенствовать, улучшать свою основную уставную деятельность.


2. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРЯМЫМИ НАЛОГАМИ

 

Основная деятельность бюджетных организаций полностью или частично финансируется за счет бюджетных средств на основе бюджетной сметы доходов и расходов.

Бюджетные и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с полученной от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами. Согласно п. 3 ст. 50 ГК РФ указанные организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

При исчислении налогооблагаемой прибыли (суммы превышения доходов над расходами) бюджетных учреждений и организаций не учитывается стоимость безвозмездно полученных основных производственных фондов, оборудования и иного имущества, используемых ими по прямому назначению при осуществлении основной уставной деятельности.

Порядок исчисления налогооблагаемой прибыли для этих учреждений изложен в Письме Минфина РФ № 100 и Госналог-службы РФ № ВГ-6-01/385 от 28 октября 1992 г. «Об исчислении и уплате в бюджет налога на прибыль бюджетными учреждениями и порядке представления отчетности в налоговые органы».

Бюджетные учреждения учет доходов, расходов, суммы превышения доходов над расходами (прибыли) производят в соответствии со следующими документами:

- Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н;

- Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря 1999 г. №107н.

В составе доходов и расходов бюджетных организаций не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на их содержание, поступившие от других предприятий и граждан, членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады участников этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств. Ведение учета доходов и расходов указанных средств, а также сумм доходов и расходов от предпринимательской деятельности производится раздельно.

Эти организации, помимо бюджетных ассигнований, могут получать средства от предпринимательской деятельности, которые остаются в их распоряжении и могут расходоваться на определенные цели, не финансируемые из бюджета.

Организации бюджета, не перешедшие на новые условия хозяйствования, ведут учет доходов и расходов от предпринимательской деятельности отдельно от их основной деятельности. Финансирование из бюджета таких организаций производится согласно утвержденной вышестоящей организацией смете в разрезе статей бюджетной классификации по кодам этих статей. Отчет об использовании выделенных бюджетных средств представляется в каждом квартале и по году в целом согласно форме 2 «Отчет об исполнении сметы расходов бюджетной организации».

В этой форме организации показывают:

- годовые назначения в соответствии с утвержденной сметой;

- квартальные сметные назначения нарастающим итогом, утвержденные вышестоящим учреждением, с учетом всех текущих изменений в смете, оформленных в установленном порядке;

- кассовые расходы, то есть суммы, выбранные с бюджетных текущих счетов в банке по чекам, платежным поручениям и другим документам, за вычетом сумм, внесенных в банк, на восстановление кассовых расходов;

- фактические расходы по исполнению сметы по всем статьям бюджетной классификации.

В форме 2 показываются только те статьи расходов, финансирование которых заложено в смете.

Естественно, что кассовый (а следовательно, и фактический) расход показывается по статьям, не только заложенным в смету, но и профинансированным из бюджета.

Если бюджетная организация не имеет дополнительных источников дохода, а из бюджета поступает финансирование только на заработную плату, организация автоматически становится некредитоспособной.

Если же бюджетная организация имеет доходы от предпринимательской деятельности, у нее есть возможность расплатиться за коммунальные услуги, приобрести расходные материалы, предметы снабжения и т. д, за счет поступлений от платных услуг.

По использованию внебюджетных средств (спецсредства; средства, получаемые от платных услуг; доходы, получаемые от внереализационных операций) составляется отчет по форме 4 «Отчет об исполнении сметы по внебюджетным средствам», в котором показываются доходы и фактические расходы за счет всех видов внебюджетных источников.

При заполнении формы 4 следует обратить внимание на то, что в разделе «Расходы» представлены расходы не по всем кодам статей расходов экономической классификации.

Заметим, что расходы, не профинансированные за счет средств соответствующего бюджета, учтенные в смете расходов бюджетной организации, могут быть отнесены на расходы за счет предпринимательской деятельности, утвержденной в установленном порядке по подразделениям бюджетной классификации РФ. Иначе говоря, затраты, произведенные на содержание организации за счет полученных от оказания платных услуг средств, из-за недофинансирования из бюджета по данным статьям должны быть отнесены на фактические расходы за счет предпринимательской деятельности. При этом смета доходов и расходов по внебюджетным поступлениям должна быть скорректирована по данным статьям.

Кроме того, подлежат налогообложению доходы от реализации основных средств и иного имущества, доходы от внереализационных операций (доходы от сдачи имущества в аренду, вложения свободных внебюджетных денежных средств на депозитные счета и других операций), уменьшенные на сумму расходов по этим операциям (Письмо Госнало! службы и Минфина РФ в редакции от 9 сентября 1993 г. № 108/НП-4-01/139н).

Современное налоговое законодательство с введением в действие гл. 25 части второй Налогового кодекса РФ предусматривает единый порядок налогообложения прибыли коммерческих и некоммерческих организаций, включая бюджетные учреждения, предполагающий одинаковый алгоритм исчисления налоговой базы, применяемых ставок налога, отсутствие налоговых льгот для бюджетных учреждений. Такой подход (особенно в части отсутствия налоговых предпочтений определенным налогоплательщикам) характерен для налогового законодательства развитых стран. Но использование международного опыта без учета особенностей функционирования бюджетных учреждений в Российской Федерации может привести к негативным последствиям в развитии отраслей бюджетной сферы, оказываемых социально значимые услуги, гарантируемые Конституцией Российской Федерации.

Рассматривая вопрос о необходимости применения единых правил налогообложения прибыли по отношению к бюджетным учреждениям, необходимо отметить, что последние являются субъектами как налоговых, так и бюджетных правоотношений, участником которых является также государство в лице разных органов исполнительной власти (налоговых и финансовых органов соответствующего уровня). Налоговые и бюджетные правоотношения регулируются соответствующим законодательством (налоговым и бюджетным), однако требования этих законодательств в отношении бюджетных учреждений выполняются по-разному. При администрировании налогов, уплачиваемых бюджетными учреждениями, положения гл. 25 НК РФ выполняются неукоснительно, в то время как положения бюджетного законодательства в части необходимости финансирования собственником всех текущих и капитальных затрат бюджетных учреждений для выполнения уставных целей, ради которых они созданы, не выполняются.

Так, Бюджетный кодекс РФ (ст. 161) предусматривает, что бюджетные ассигнования на содержание учреждений должны определяться исходя из прогнозируемых объемов предоставления государственных и муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление. Однако в связи с тем, что до настоящего времени подобные нормативы не разработаны, планирование расходов на содержание бюджетных учреждений производится не исходя из рационирования потребностей учреждений в средствах, а исходя из возможностей бюджетов. В связи с этим в бюджетные расчеты закладываются только основные виды текущих расходов, не покрывающие всех потребностей учреждения в бюджетных средствах (особенно в части коммунальных платежей). Расходы на капитальное строительство, приобретение оборудования, капитальный ремонт зданий и сооружений практически не финансируются из бюджетов. При подобном подходе к планированию учреждения вынуждены заниматься предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью, чтобы покрыть часть текущих и капитальных расходов, не профинансированных учредителем.

В связи с этим создается ситуация, при которой органы государственной власти и органы местного самоуправления, выступая учредителями бюджетных учреждений, в связи с ограниченностью бюджетных средств, не выполняют своих обязательств по их финансированию в разрезе всех статей расходов созданного им учреждения, и в то же время созданный государством механизм налогообложения игнорирует специфические условия функционирования бюджетных учреждений в РФ в современных условиях.

Порядок налогообложения бюджетных учреждений до введения в действие гл. 25 НК РФ, регулируемый Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 20.08.98 №48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы", учитывал эти условия и предусматривал налоговые льготы для бюджетных учреждений. В частности, облагаемая прибыль уменьшалась на суммы, направленные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, получившими лицензии в установленном порядке, на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в образовательном учреждении. Данная налоговая льгота, предоставлявшая ранее возможность развития образовательных учреждений, не нашла отражения в гл. 25 НК РФ.

Несмотря на то что НК РФ предусматривает единую методологию налогообложения для коммерческих и некоммерческих организаций, правовой статус бюджетного учреждения предполагает некоторые особенности исчисления налогооблагаемой базы образовательных учреждений в части определения доходов и расходов, исключаемых из налоговой базы, начисления амортизации, порядка исчисления налога и авансовых платежей, составления налоговой декларации.

Налоговое законодательство не дает определения бюджетного учреждения в целях налогообложения, в связи с этим в Методических рекомендациях по применению гл. 25 "Налог на прибыль организаций" части второй НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 26.02.2002 №БГ-3-02/98, предусмотрена трактовка бюджетного учреждения, отличающаяся от трактовки бюджетного законодательства. Несмотря на то что в данном подзаконном акте бюджетным учреждением признается организация, отвечающая требованиям ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, в нем содержится очень важное дополнение, что при отсутствии у организаций одного из условий, определенных данной статьей, в частности финансирования ведения уставной деятельности за счет средств соответствующих бюджетов на основе сметы доходов и расходов, они не трактуются бюджетными учреждениями. Соответственно данные организации не могут применять положения налогового законодательства, распространяющиеся только на бюджетные учреждения и определяющие некоторые особенности определения налогооблагаемой базы и уплаты налогов.

Такой подход налоговых органов в трактовке бюджетного учреждения, не предполагаемый собственно налоговым законодательством (т.к. к нему согласно НК РФ подзаконные акты МНС России не относятся), приводит к тому, что организации, учрежденные органами государственной власти соответствующего уровня либо органами местного самоуправления и являющиеся в соответствии со своими уставными документами бюджетными учреждениями (при этом они включены в реестр бюджетополучателей в связи с их учреждением органами государственной власти), но не финансируемые собственником ввиду недостаточности бюджетных средств, не признаются налоговыми органами бюджетными учреждениями. Таким образом, учреждения дискриминируются дважды: они не получают бюджетного финансирования на свое содержание по смете доходов и расходов и одновременно для них неприменимы положения налогового законодательства, относящиеся к бюджетным учреждениям.

С принятием гл. 25 НК РФ бюджетные учреждения, как и любые другие российские и иностранные организации, автоматически становятся плательщиками налога на прибыль, независимо от наличия у них налогооблагаемой базы. Ранее бюджетные учреждения уплачивали налог на прибыль только при условии осуществления предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы налоговую декларацию. В этих условиях бюджетные учреждения обязаны вести регистры налогового учета и составлять налоговую отчетность, независимо от получения прибыли от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Информация о работе Особенности обложения бюджетных учреждений отдельными налогами и сборами