Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 11:15, курсовая работа
целью данной курсовой работы является анализ особенностей применения нулевой ставки НДС при совершении экспортных операций.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
- рассмотреть историческое развитие НДС в РФ и за рубежом;
- проанализировать экономическое и фискальное значение данного налога в России;
- исследовать понятия плательщика и объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость;
- изучить особенности определения налоговой базы по НДС при совершении экспортных операций;
- рассмотреть порядок исчисления и уплаты нулевой ставки и вычета НДС при совершении экспортных операций;
- изучить опыт применения НДС за рубежом;
- рассмотреть арбитражную практику применения нулевой ставки, а так же применения вычета НДС при совершении экспортных операций;
- проанализировать направления совершенствования НДС.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоритические основы налогообложения по НДС 6
1.1 Историческое развитие НДС зарубежом и в России 6
1.2 Экономическое содержание и фискальная значимость НДС 8
2. Анализ основных элементов, исчисления и взимания нулевой ставки, а так же применения вычета НДС при совершении экспортных операций 13
2.1 Плательщики и объект налогообложения НДС 13
2.2 Особенности определения налоговой базы по НДС при совершении экспортных операций 16
2.3 Порядок исчисления и уплаты нулевой ставки и вычета НДС при совершении экспортных операций 21
3. Проблемы и перспективы развития применения нулевой ставки и вычета НДС при совершении экспортных операций 25
3.1 Опыт применения НДС в Евросоюзе 25
3.2 Обзор арбитражной практики применения нулевой ставки и вычета НДС при совершении экспортных операций 29
3.3 Направления совершенствования НДС 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Список использованных источников 40
Данные таблицы также наглядно представлены на рисунках 1.1., 1.2. и 1.3.
Рисунок 1.1. «Поступление федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет РФ за 2009 год»
Рисунок 1.2. «Поступление федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет РФ за 2010 год»
Рисунок 1.3. «Поступление федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет РФ за 2011 год»
Рассмотрев первую главу можно сделать вывод, что, несмотря на недолгую историю развития сегодня НДС в России является одним из основных косвенных налогов в формировании доходной части бюджета. Поступления указанного налога в федеральный бюджет РФ в 2009 г. составили 48,66% всех поступлений налогов и сборов. Для сравнения можно отметить, что доля другого косвенного налога — акциза составляет всего 3,29%.
Плательщиками НДС являются все организации вне зависимости от видов деятельности, формы собственности, ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм, численности работающих и т.д., имеющие статус юридических лиц, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать НДС.
Плательщиками являются также индивидуальные частные предприятия, осуществляющие реализацию товаров, работ и (или) услуг, облагаемых данным налогом, предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на российской территории, а также международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие эту деятельность на территории России.
При ввозе товаров на территорию России плательщиком является декларант либо другое лицо, определяемое нормативными актами по таможенному делу. Платится НДС в этом случае до или в момент принятия грузовой таможенной декларации. При безвозмездной передаче товаров, работ и (или) услуг плательщиком является сторона, их передающая.
Если заготовительные, оптовые, снабженческие организации (предприятия) реализацию своих товаров, работ и услуг осуществляют через посредников, по договорам комиссии или поручения, то плательщиками НДС являются как комиссионеры, или поверенные, так и комитенты, или доверители.
При исчислении и уплате НДС наиболее сложно как экономически, так и чисто технически определить объект налогообложения. Из самого названия налога вытекает, что НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства.
В связи с этим необходимо знать, что такое «добавленная стоимость» и как она рассчитывается.
Добавленная стоимость — это разница между стоимостью реализованных товаров, работ и (или) услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Отсюда логически должно было бы вытекать, что объектом обложения НДС служит эта добавленная стоимость. Однако действующее в России налоговое законодательство установило иной объект обложения этим налогом. Объектом налогообложения названы, прежде всего, обороты по реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав на территории РФ. При этом предусмотрено и положение, когда предприятие приобретает товар на стороне, а затем реализует его. Эта операция также является оборотом и соответственно объектом налогообложения. Ввоз товаров на территорию РФ в соответствии с налоговым законодательством приравнивается к реализации товаров, работ и (или) услуг и подлежит обложению НДС.
Для понимания
сути объекта обложения НДС
Нормативные акты по налогообложению дают четкое определение товара, работ и (или) услуг для целей налогообложения.
Товаром считается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. К такому имуществу относятся предметы, изделия, продукция, в том числе производственно-технического назначения, недвижимое имущество, включая здания и сооружения, а также электро- и теплоэнергия, газ, вода.
К работам относится деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций или физических лиц. Поэтому объектом обложения НДС могут выступать объемы реализации строительно-монтажных, ремонтных, научно-исследовательских, технологических, проектно-изыскательских, реставрационных и других видов работ.
Услуги — это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления данной деятельности. В связи с этим объектом обложения НДС является выручка от оказания любых платных услуг (кроме сдачи земли в аренду). К их числу можно отнести, например, транспортные услуги, погрузку и хранение товаров, посреднические услуги, а также услуги, связанные с поставкой товаров, услуги связи, бытовые и жилищно-коммунальные услуги, физкультура и спорт, реклама, услуги по сдаче в аренду имущества и недвижимости, в том числе по лизингу, инновационные услуги и т.д.
В оборот, облагаемый НДС, в настоящее время включается значительно более широкий круг доходов и финансовых ресурсов предприятий и организаций, чем это вытекает из понятий «реализация» и «добавленная стоимость». Расширенный перечень финансовых ресурсов, включаемых в облагаемый НДС оборот, возник в связи с необходимостью пресечения уклонения налогоплательщиков от выполнения своих налоговых обязательств перед государством.
Объектом налогообложения являются реализация предметов залога и передача товаров, результатов выполненных работ и оказание услуг по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Являются объектом обложения и имеющие место бартерные сделки по товарам, работам и (или) услугам, а также передача товаров, работ и (или) услуг другим предприятиям или физическим лицам, включая своих работников. Суммы полученных авансовых и прочих платежей, поступающие в счет предстоящих поставок товаров, работ и (или) услуг на счета в учреждения банков или в кассу, а также суммы, полученные в порядке частичной оплаты реализованных товаров, работ и (или) услуг, также являются объектом обложения данным налогом.
Ставка НДС 0% применяется при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны (пп.1 п.1 ст. 164 НК РФ).
Необходимыми условиями применения нулевой ставки при экспорте товаров являются:
В налоговом законодательстве
отсутствует определение
Таким образом, основной признак экспортной операции - факт вывоза товаров за пределы таможенной территории таможенного союза.
Арбитражная практика свидетельствует о том, что момент перехода права собственности к покупателю не влияет на порядок применения ставки 0%. Если товар вывезен в режиме экспорта, то экспортер имеет право претендовать на нулевую ставку в общеустановленном порядке.
Для обоснованного применения нулевой ставки НДС необходимо, чтобы в качестве покупателя экспортируемых товаров выступало иностранное лицо (пп.1 п.1 ст.165 НК РФ).
Для обоснования налогоплательщиком прав на уплату налога по ставке 0% и вычета налога, уплаченного при покупке сырья, материалов и топлива, израсходованных на производство экспортируемой продукции, экспортер обязан представить в налоговые органы большое число документов, подтверждающих факт вывоза товаров за пределы российской таможенной территории.
Для подтверждения факта экспорта в первую очередь должен быть представлен контракт (или копия контракта) с иностранным лицом на поставку товара за пределы российской таможенной территории.
Одновременно
с этими документами
В том случае, если осуществляется вывоз товаров через границу РФ с государством — участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, налогоплательщик должен представить таможенную декларацию или ее копию с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза.
И наконец, последним, третьим документом являются копии транспортных, товаросопроводительных или других документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы российской территории.
Для подтверждения факта помещения товаров в режим свободной таможенной зоны налогоплательщики обязаны представить:
1) контракт (или его копию) с резидентом особой экономической зоны;
2) копию свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны;
Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки при реализации товаров на экспорт через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения или по агентскому договору налогоплательщик обязан представить в налоговые органы следующие документы.
В первую очередь представляется договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (или их копии) налогоплательщика с комиссионером, поверенным или агентом. Одновременно с этим должен быть приложен контракт (или его копия) лица, осуществляющего поставку товаров на экспорт по поручению налогоплательщика, с иностранным лицом на поставку товаров за пределы российской таможенной территории.
Обязательным условием применения нулевой ставки налога при осуществлении этой операции является также представление наряду с перечисленными выше документами таможенной декларации или ее копии с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы российской таможенной территории. И наконец, копии транспортных, товаросопроводительных, таможенных или других документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы России.
Ставка в размере 0% установлена и в случае реализации товаров на экспорт в счет погашения задолженности РФ и бывшего СССР, а также в счет предоставления государственных кредитов иностранным государствам. В этом случае несколько иным является перечень документов, представляемых налогоплательщиками налоговым органам для подтверждения обоснованности применения этой налоговой ставки. Кроме таможенной декларации и копий транспортных, товаросопроводительных документов необходимо представить копию соглашения между Правительством РФ и правительством соответствующего иностранного государства, об урегулировании задолженности бывшего СССР или задолженности РФ или о предоставлении кредита. Одновременно представляется копия соглашения между Минфином России и налогоплательщиком о финансировании поставок товаров в счет погашения государственной задолженности или в счет предоставления кредита. Помимо этого налогоплательщик должен представить таможенную декларацию и копии транспортных, товаросопроводительных документов.
Срок для сбора документов - 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны, перемещения припасов.
В течение этого срока (до момента сбора всех документов) налогоплательщик - экспортер не отражает информацию о товарах, отгруженных на экспорт, ни в своей книге продаж, ни в Декларации по НДС.
Если документы собраны вовремя (до истечения 180 дней), моментом определения налоговой базы признается последнее число квартала, в котором собраны документы. Соответственно, налогоплательщик - экспортер регистрирует счет-фактуру на стоимость отгруженных на экспорт товаров в своей книге продаж последним числом того квартала, в котором был собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. При этом в Декларацию по НДС за этот квартал включается Раздел 5, в котором отражается стоимость реализованных товаров, а также предъявляются к вычету суммы «входного» НДС, относящиеся к данной экспортной поставке. Вместе с декларацией в налоговую инспекцию сдаются документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС.