Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 11:08, доклад
На современном этапе развития нашей страны малый бизнес призван не только стать элементом структурной перестройки экономики с учетом особенностей развития регионов, но и повысить доходы местных бюджетов. Основным финансовым инструментом, регулирующим взаимоотношения малого бизнеса с государством, остается налогообложение. В условиях рынка налогообложение решает двуединую задачу – обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач и одновременно способствовать наращиванию производства товаров и услуг, росту занятости населения, в том числе на основе развития малого бизнеса.
Особенности упрощенной системы налогообложения малых предприятий
На современном этапе развития
нашей страны малый бизнес призван
не только стать элементом структурной
перестройки экономики с учетом
особенностей развития регионов, но и
повысить доходы местных бюджетов.
Основным финансовым инструментом, регулирующим
взаимоотношения малого бизнеса с государством,
остается налогообложение. В условиях
рынка налогообложение решает двуединую
задачу – обеспечить государство финансовыми
ресурсами, необходимыми для решения важнейших
экономических и социальных задач и одновременно
способствовать наращиванию производства
товаров и услуг, росту занятости населения,
в том числе на основе развития малого
бизнеса.
В настоящее время роль малого бизнеса
в России явно недостаточна: по таким показателям,
как доля малых предприятий в ВВП или занятости
наша страна далека от аналогичных показателей
развитых рыночных стран.
Сложность и противоречивость процесса
становления малого предпринимательства
в России во многом связана с неразработанностью
теоретических проблем этого сектора
экономики, что, в частности, вызывает
необходимость постоянного совершенствования
правового регулирования малого бизнеса,
в том числе в области налогообложения.
Установление специальных налоговых режимов
для малого бизнеса, существенные особенности
их применения, необходимость выработки
новых подходов к совершенствованию налогообложения
через снятие наиболее острых противоречий
и согласование интересов государства
и субъектов малого предпринимательства
в действующем законодательстве определили
актуальность темы..
Для повышения активности предпринимательской
деятельности граждан и малых предприятий
налоговым законодательством было установлено
четыре специальных режима налогообложения:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей;
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого
налога на вмененный доход;
4) система налогообложения при выполнении
соглашений о разделе продукции.
При изучении одного из специальных режимов,
а именно: на исследовании упрощенной
системы налогообложения. Она является
наиболее демократичной, так как подразумевает
не только добровольный порядок перехода
на данный налоговый режим, но и самостоятельный
выбор налогоплательщиком объекта обложения.
Многие руководители предприятия, прекрасно
разбираясь в нюансах производственной,
торговой деятельности, тем не менее, слабо
представляют преимущества и недостатки
упрощенной системы налогообложения,
каких проблем она позволяет избежать,
а с какими придется столкнуться.
Изложенное выше дает основание считать
выбранную тему исследования актуальной
в области развития налогового учета малых
предприятий.
отрицательных последствий замены общего
режима на упрощенную систему налогообложения,
а также исследование наиболее приемлемого
для налогоплательщика порядка применения
предоставленных налоговым законодательством
РФ вариантов действующей упрощенной
системы налогообложения.
Влияние упрощенной системы налогообложения на состояние малых предприятий.
Переход на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности осуществляется малыми предприятиями на основании и в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.95 № 222-ФЗ [1].
Упрощенная система
Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход на упрощенную систему или возврат к общепринятой системе, предоставляется организациям в добровольном порядке.
Переход на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности осуществляется малыми предприятиями при условии их соответствия следующим критериям:
1. Среднесписочная численность работников (до 15 человек), включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера, а также работников филиалов и подразделений, не являющихся самостоятельными юридическими лицами
2. Совокупный размер валовой выручки в течение года (не выше 100.000-кратного размера МРОТ), предшествующему кварталу, в котором подано заявление на право применения упрощенной системы
Не подлежат переводу на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности организации, являющиеся субъектами малого предпринимательства:
При этом не разрешается переход на упрощенную систему налогообложения и в том случае, если вышеуказанные виды деятельности являются лишь одним из направлений деятельности организации и формируют даже небольшую долю доходов в общем объеме ее выручки.
На основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.95 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" право перехода на упрощенную систему предоставляется предприятию, если оно по всем предусмотренным названным законом критериям соответствует понятию "субъект малого предпринимательства".
Таким образом, предприятие может выбирать между упрощенной и традиционной системами налогообложения. Выясним, по каким критериям следует делать выбор.
Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности предприятия. Для перешедших на упрощенную систему предприятий сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений во внебюджетные фонды.
В законе предусмотрены два варианта налогообложения по упрощенной системе. Согласно первому — объектом налогообложения является совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал); согласно второму — валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта обложения осуществляется органом государственной власти субъекта РФ.
Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и следующими затратами:
стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, затрат на текущий ремонт, аренду помещений, аренду транспортных средств, расходов по уплате процентов за пользование банковскими кредитами (в пределах действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ плюс 3 %), оказанных услуг, а также суммами НДС, уплаченными поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений во внебюджетные фонды, государственных пошлин и лицензионных сборов.
Таким образом, совокупный доход — это разность между выручкой от реализации товаров (работ, услуг) и затратами предприятия. Однако состав затрат предприятий, перешедших на упрощенную систему, иной, чем предполагает традиционная себестоимость. В него не включаются затраты на оплату труда, амортизационные отчисления, представительские, командировочные и другие расходы.
Максимальная ставка налога на совокупный доход составляет 30 %.
Валовая выручка как объект налогообложения — это сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов. Если объектом налогообложения является валовая выручка, то максимальная ставка налога — 10 %. Конкретные ставки налогов при любом из двух объектов обложения устанавливаются решением органа государственной власти субъекта РФ. В отличие от налога на прибыль, ставки единого налога могут зависеть от вида деятельности предприятия.
Органы государственной власти субъектов РФ могут вместо установленных законом объектов налогообложения и ставок определять для предприятий в зависимости от рода их деятельности расчетный порядок применения единого налога на основе показателей по типичным организациям-представителям. Расчетный порядок имеет существенный ограничитель: при его применении суммы единого налога, подлежащие уплате, не могут быть выше определенных законом.
Исходя
из изложенного попробуем
Критерий выгодности в данном случае один — чистая прибыль (или нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода.
Рассмотрим, насколько целесообразен для предприятия переход от традиционной к упрощенной системе налогообложения с совокупным доходом в качестве объекта обложения.
Совокупный доход больше балансовой прибыли (соответствует стр. 140 ф. № 2 "Прибыль (убыток) отчетного периода") на следующие суммы: амортизация; транспортный налог (1 % от фонда отплаты труда); налог на пользователей автодорог; налог на нужды образовательных учреждений; налог на содержание жилищного фонда (1,5 % к выручке от реализации продукции); налог на имущество.
Совокупный доход меньше балансовой прибыли на сумму НДС по приобретенным материалам, которая включается в себестоимость продукции, так как предприятия, перешедшие на упрощенную систему, не платят НДС в бюджет.
Наконец, совокупный доход может быть больше или меньше балансовой прибыли на величину разницы между операционными доходами (стр. 090 ф. № 2) (за исключением выручки от реализации имущества) и операционными расходами (стр. 100 ф. № 2). При положительном сальдо совокупный доход меньше балансовой прибыли, при отрицательном — больше. Суммарное воздействие всех перечисленных факторов определяет разницу величин балансовой прибыли и совокупного дохода. Следует учесть, что ставка налога на прибыль и максимальная ставка налога на совокупный доход почти не различаются. Следовательно, вопрос о выгодности перехода на упрощенную систему в данном случае определяется главным образом величиной объекта обложения.
Информация о работе Особенности упрощенной системы налогообложения малых предприятий