Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:25, доклад
Анализ положений гл. 26.2 НК РФ показывает, что в налоговом законодательстве по упрощенной системе налогообложения (УСН) установлены лишь общие положения по ведению налогового учета.
При этом необходимо отметить, что ст. 346.24 НК РФ только закрепляет за налогоплательщиками, перешедшими на УСН, обязанность вести налоговый учет в Книге учета доходов и расходов.
3.2 Особенности ведения налогового учета при применении упрощенной системы налогообложения
Анализ положений гл. 26.2 НК РФ показывает, что в налоговом законодательстве по упрощенной системе налогообложения (УСН) установлены лишь общие положения по ведению налогового учета.
При этом необходимо отметить, что ст. 346.24 НК РФ только закрепляет за налогоплательщиками, перешедшими на УСН, обязанность вести налоговый учет в Книге учета доходов и расходов. В то же время в данной статье не содержится указаний на конкретную методику налогового учета, не закреплены основные принципы ведения налогового учета, не определены его цели. Это порождает ситуации неопределенности по отдельным вопросам ведения налогового учета, что негативно сказывается на администрировании налога, уплачиваемого при применении УСН. Практика применения положений о налоговом учете при УСН позволяет выделить следующие основные принципы его организации:
налоговый учет ведется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами и положениями налогового законодательства;
налоговый учет осуществляется исключительно в целях налогообложения, включая налоговый контроль;
налоговый учет ведется на основе документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением (подтверждением данных налогового учета являются первичные документы);
непрерывность, достоверность и
своевременность отражения в налоговом учете показателей деятельности налогоплательщика.
На основании вышеизложенного, полагаем возможным предложить следующее определение понятия "налоговый учет" при применении УСН.
Налоговый учет при применении УСН - система непрерывного обобщения информации о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщика на основе данных первичных учетных документов в целях налогообложения, включая налоговый контроль.
Оценивая сложившуюся ситуацию в регулировании налогового учета при применении УСН, целесообразно определить, насколько положения гл. 26.2 НК РФ способствуют достижению целей налогового учета и, в первую очередь, - обеспечению информацией для налогового контроля.
Налоговый учет при УСН имеет документы, соответствующие трем уровням:
1. Первичные документы
2. Книга учета доходов и расходов
Состоит из трех разделов:
1-ый раздел - доходы и расходы;
2-ой раздел - расчет расходов на
приобретение основных средств;
3-ий раздел - расчет налоговой базы по единому налогу.
3. Налоговая декларация
В соответствии со ст. 346,24 налогоплательщики, применяющие УСН, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании Книги учета доходов и расходов. Форма Книги доходов и расходов, а также порядок отражения в ней хозяйственных операций утверждается приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам при согласовании с Министерством финансов. В Книге в хронологической последовательности, на основании первичных документов отражаются все хозяйственные операции, производимые налогоплательщиком за отчетный (налоговый) период. Книга открывается на один календарный год, может выполняться как в бумажном, так и в электронном виде, и ведется на русском языке. По окончании налогового периода Книга, которая велась в электронном виде, выводится на бумажный носитель.
До начала налогового периода страницы в книге должны быть пронумерованы и прошнурованы, с указанием на последней странице числа страниц, которое подтверждается подписью и печатью индивидуального
предпринимателя или руководителя организации и должностного лица налогового органа. Для Книги, которая велась в электронном виде, данная процедура выполняется после вывода ее на бумагу, по окончанию налогового периода.
Книга доходов и расходов состоит из трех разделов:
1-ый раздел - доходы и расходы;
2-ой раздел - расчет расходов на
приобретение основных средств;
3-ий раздел - расчет налоговой базы по единому налогу.
1-ый раздел. В данном разделе
налогоплательщик на основании первичных документов отражает суммы осуществленных расходов и суммы полученных доходов. Приказом Министерства по Налогам и Сборам с 1 января 2004 г. в данный раздел Книги добавлено две новых графы, в которых записываются все полученные доходы и осуществленные расходы, включая доходы и расходы, не учитываемые при исчислении единого налога. Эти изменения позволят налогоплательщикам накапливать данные для расчета финансового результата хозяйственной деятельности, необходимого для эффективного управления, без ведения дополнительного учета.
Доходы и расходы учитываются
налогоплательщиком в течение каждого квартала отдельно. По окончанию каждого квартала суммы доходов и расходов полученные в предыдущем отчетном периоде приплюсовываются к данным текущего квартала.
2-ой раздел. В этом разделе Книги налогоплательщик учитывает
расходы на формирование, как новых основных средств, так и приобретенных до перехода на УСН. Расходы в этом разделе также в течении каждого квартала учитываются отдельно. Итоговые данные о расходах на формирование основных средств за текущий квартал (а не за налоговый период) переносятся последней записью в раздел 1 Книги.
3-ий раздел. В данном разделе формируется налоговая база
нарастающим итогом за каждый отчетный период. Суммы, полученные в этом разделе, являются исходными для составления налоговой декларации.