Пенсионный фонд России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:24, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы, определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование.
Объектом исследований является пенсионный фонд Российской Федерации.
Целью данной работы является рассмотрение Пенсионного фонда Российской Федерации как составной части системы социальных внебюджетных фондов.

Содержание работы

Введение 3
1. Развитие Пенсионного Фонда РФ 4
2. Деятельность Пенсионного Фонда Российской Федерации 7
2.1 Правовой статус и структура Пенсионного Фонда РФ 7
2.2 Функции и задачи Пенсионного Фонда РФ 8
2.3 Формирование и использование средств Пенсионного Фонда РФ 11
3. Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ 14
Заключение 19
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат Пенсионный фонд РФ.docx

— 223.39 Кб (Скачать файл)

    - персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;

    - взаимодействие со страхователями (работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;

    - выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

    - управление средствами пенсионной системы;

    - реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (56-ФЗ от 30.04.2008 г., она же программа «тысяча на тысячу»);

    - с 2010 года - администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;

    - с 2010 года - установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера;

    - разработка и подготовка предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и выполнению социальных программ;

    - межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

    - проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

    - проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ.

     Пенсионный фонд РФ может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

     Работа Пенсионного фонда РФ проявляется в выполнении ряда функций.

     Функции Пенсионного фонда РФ:

      1. Фискальная – аккумулирование денежных средств граждан страны для финансирования государственных мероприятий пенсионного обеспечения.

      2. Перераспределительная – обеспечение граждан страны, нуждающихся в материальной поддержке, государственными пенсиями по старости, инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет, а так же дополнительным пенсионным обеспечением.

      3. Контрольная – отображение сложившихся в стране условий функционирования государственной пенсионной системы и уровня материальной поддержки пенсионеров.

     Работа Пенсионного фонда РФ, как финансового института, состоит в перераспределении финансовых средств из источников, установленных российским законодательством, на проведение мероприятий государственного пенсионного страхования.

2.3 Формирование и  использование средств  Пенсионного Фонда  РФ

     Материальным источником любого внебюджетного фонда является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

     Средства ПФР формируются за счет:

      - страховых взносов работодателей;

      - страховых взносов граждан, занимающихся  индивидуальной трудовой деятельностью,  в том числе фермеров и адвокатов;

      - страховых взносов иных категорий  работающих граждан;

      - ассигнований из республиканского  бюджета Российской Федерации  на выплату государственных пенсий  и пособий военнослужащим и  приравненным к ним по пенсионному  обеспечению гражданам, их семьям  социальных пенсий, пособий на  детей в возрасте старше полутора  лет, на индексацию указанных  пенсий и пособий, а также  на предоставление льгот в  части пенсий, пособий и компенсаций  гражданам, пострадавшим от чернобыльской  катастрофы, на расходы по доставке  и пересылке пенсий и пособий;

      - добровольных взносов (в том  числе валютных ценностей) физических  и юридических лиц, а также  доходов от капитализации средств  ПФР и других поступлений3.

     Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных  местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в  форме дивидендов или процентов.

      Расходы на пенсионное обеспечение – это самый объемный поток социальных трансфертных платежей в России. В течение последних лет эти финансовые потоки составили от 25 до 47 процентов по отношению к расходам федерального бюджета. В нашей стране насчитывается более 38,5 миллионов пенсионеров, это более 1/5 всего населения России.

     Основной источник доходов фонда – это страховые взносы работодателей и работающих граждан. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных учреждениях средств на выплаты работникам за истекший месяц. Этот срок устанавливается не позднее 15 числа месяца, за который исчислены страховые взносы. В таком же порядке работодатели начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров. Страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной формах, независимо от источника их финансирования, в том числе с учетом штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. На долю Пенсионного фонда РФ приходится почти 75 процентов средств внебюджетных социальных фондов.

     Согласно статье 147 Бюджетного Кодекса РФ – расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

     Средства Пенсионного фонда направляются на выплату:

  • государственных пенсий по возрасту,  за выслугу лет, при потере кормильца;
  • пенсий по инвалидности;
  • пенсий военнослужащим;
  • компенсации пенсионерам;
  • материальной помощи престарелым и инвалидам;
  • пособий на детей от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей инфицированных вирусом иммунодефицита;
  • также в бюджете на каждый год заложены средства на проведение индексации всех видов государственных пенсий.

     За счет средств Пенсионного фонда финансируются программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.

      Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов Пенсионного фонда. Наряду с ними осуществляются целевые выплаты государственных пенсий и пособий на возвратной основе из федерального бюджета. Это расходы на собственно выплату пенсий, а также расходы по их доставке и пересылке. Часть средств Пенсионного фонда используется на капитальные вложения и проектные работы, разработку и ввод в эксплуатацию автоматизированной системы фонда, подготовку и переподготовку кадров, содержание органов Пенсионного фонда, возврат краткосрочных ссуд  и полученных от коммерческих банков кредитов.

3. Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ

     Состояние пенсионной системы России оценивается экспертами как нестабильное. С начала старта пенсионной реформы - 1 января 2002 г. - система обязательного пенсионного страхования накопила ряд проблем. Говоря о сложностях развития этой системы, в качестве первой проблемы выделяется нарастающий дефицит Пенсионного фонда (ПФР). Дефицит российской пенсионной системы только по трудовым пенсиям в 2008 году составил 384,1 млрд. рублей, в 2009 году – 521,0 млрд. рублей, в 2010 году – 656,0 млрд. рублей.

     В качестве второй проблемы обозначается снижение размера пенсий, т.к. реформа и снижение тарифов идут за счет снижения размеров пенсий. Размер пенсий анализируется при помощи коэффициента замещения, который показывает, насколько пенсия покрывает предыдущий заработок.

Расчет  коэффициента замещения  заработной платы  пенсий

на 2007-2010 годы

Таблица 1

     Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в целом по экономике, руб. 12 920 15 304 17 723 20 395
Среднегодовой размер пенсии, руб. 3 284 3 928 4 760 5 098
Коэффициент замещения  25,4% 25,7% 26,9% 25,0%

     В 1995г. этот коэффициент составлял 39,8%, то есть был почти равен норме Конвенции МОТ, согласно которой коэффициент замещения должен составлять 40%. В 1998 г. коэффициент замещения был равен 37,9%, в 2005 г. коэффициент замещения составил 27,5%. На 2006 г., коэффициент замещения составил 25%. В период с 2007 по 2010 г.г. коэффициент замещения изменялся в пределах от 25,0% до 26,9%.

     В качестве следующей проблемы можно выделить снижение доли пенсионного страхования в системе обязательного пенсионного страхования в той страховой части пенсии, которая зависит от заработка и стажа. И как следствие, приводит к увеличению прямых выплат в виде базовых выплат пенсий, не зависящих от зарплаты и стажа.

     Это приводит к увеличению перераспределяемых через пенсионный фонд льготных выплат. Выплата пенсий составляет 84% от расходов пенсионного фонда, а начиналось все, когда доля пенсионных расходов составляла 96-98%4.

     К проблемным аспектам развития обязательного пенсионного страхования была отнесена низкая доходность по средствам, как оставшимся в Пенсионном фонде, так и переданным управляющим компаниям, составляющая 4% годовых. Причем негосударственные пенсионные фонды предоставляют доходность от 4 до 17%. В настоящее время уровень инфляции «перекрывает» уровень доходности.

     Рост системы государственного (добровольного) пенсионного страхования по всем показателям замедлился. В результате пенсионной реформы у граждан оказался «подорван» как спрос, так и интерес на услуги негосударственных пенсионных фондов (НПФ).

     В качестве мер для преодоления сложившейся ситуации планируется усовершенствование системы налогообложения НПФ, которая в настоящее время является «запретительной», и расширение спроса граждан на их услуги через предоставление адекватной информации об их деятельности.

     По оценкам Министерства финансов РФ, уже к 2015 году пенсионная система России будет переживать серьезнейший кризис, связанный с уравниванием численности работающего и неработающего населения. К тому времени даже для поддержания сегодняшнего уровня пенсий государству придется привлекать дополнительные средства в размере 2% ВВП.

     Возможно, дефицит бюджета ПФР (Пенсионного фонда России) придется компенсировать за счет, так называемого, человеческого фактора или, другими словами, повысить возрастной пенсионный порог. Иного способа закрыть столь крупные бюджетные дыры в министерстве пока не находят.

Информация о работе Пенсионный фонд России