Плательщики и объекты НДС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:37, реферат

Описание работы

Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему РФ. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. Кроме того, если при прямом налогообложении источник уплаты налога, как правило, формируется у налогоплательщиков, то при косвенном – источник налога поступает налогоплательщику в составе иных платежей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика налога на добавленную стоимость……….......4

2. Плательщики НДС и объекты НДС…………………………………….7

Заключение………………………………………………………………….13

Список используемой литературы……………………………………….14

Файлы: 1 файл

непарко реферат.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)


Министерство  образования и науки Российской Федерации

Филиал

Федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Российский государственный  гуманитарный университет»

в г. Калуге

(Филиал  РГГУ в г. Калуге)

 

                                     Кафедра экономики

 

 

 

Чудинова Мария Александровна

ПЛАТЕЛЬЩИКИ И  ОБЪЕКТЫ НДС

Контрольная работа по дисциплине «налоги и налогообложение»

студента 4  курса  группы  ФО-409

 

 

 

                                            

                                              

                                                                          Научный руководитель

                                                                                         Непарко М.В                                                        

 

 

 

 

Калуга  2013

 

 

 

 

                                СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………3

 

  1. Общая характеристика налога на добавленную стоимость……….......4

 

 

  1. Плательщики НДС и объекты НДС…………………………………….7

 

 

     Заключение………………………………………………………………….13

 

 

     Список  используемой литературы……………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   ВВЕДЕНИЕ

 

НДС – один из важнейших  федеральных налогов. Основой его  взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две  взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Первая (основная), в  частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь, регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля за сроками продвижения товаров и их качеством.

Актуальность данной темы состоит в том, что налог  на добавленную стоимость – всеобщий налог на потребление, который должны уплачивать все предприятия, участвующие  в процессе производства, и сбыта  товаров. За период существования налога на добавленную стоимость действующий механизм его исчисления и взимания претерпел существенные изменения. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения, данным налогом.

Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему РФ. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. Кроме того, если при прямом налогообложении источник уплаты налога, как правило, формируется у налогоплательщиков, то при косвенном – источник налога поступает налогоплательщику в составе иных платежей.

 

1.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

 

В начале 90-х годов  в России начались рыночные преобразования. Реформированию были подвергнуты все  сферы экономической жизни общества. Особенное внимание уделялось ранее  неизвестным в нашей стране налоговым  отношениям. Одним из первых обязательных платежей, введенных в практику налогообложения, явился налог на добавленную стоимость.  
Налог на добавленную стоимость (далее также - налог, НДС) введен с 1 января 1992 г. Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость в ст. 1 которого было определено, что налог представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров (работ и услуг), и вносится в бюджет по мере их реализации. 
Введение с 1 января 1992 г. налога на добавленную стоимость, обеспечило равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

НДС – это вид косвенного налога на товары и услуги, влияющего  на процесс ценообразования и структуру потребления. Представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства – от сырья до предметов потребления.

Носителем НДС является конечный потребитель, поэтому в соответствии с принятыми принципами классификации налогов НДС обычно относят к категории косвенных налогов. Вместе с тем в некоторых случаях НДС приобретает признаки прямого налога:

При передаче на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных  нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль;

При выполнении строительно-монтажных  работ для собственного потребления.

НДС взимается с каждого  акта продажи. Теоретически объектом налогообложения является добавленная стоимость, которая определяется посредством исключения из объема продукции (в денежном выражении) стоимости потребленных на ее производства сырья, материалов, полуфабрикатов, приобретенных со стороны, и некоторых других затрат. Добавленная стоимость включает заработную плату с отчислениями на социальное страхование, прибыль, проценты за кредит, расходы на рекламу, транспорт, электроэнергию и т.д.

На практике почти  невозможно выделить добавленную стоимость  в общей стоимости продукции (работ, услуг), поэтому для упрощения расчетов за объект обложения налогом на добавленную стоимость принимается не добавленная стоимость, а весь оборот по реализации, включая стоимость списанных на издержки производства и обращения материальных затрат (без учета уплаченного за них НДС). Выделение же налога на добавленную стоимость и исключение двойного налогообложения достигаются тем, что плательщик перечисляет в бюджет разность между суммами налога, полученными потребителями и уплаченными поставщикам.

Сумма НДС определяется на всех стадиях технологической  цепочки вплоть до конечного потребителя  как разница между суммами  налога, полученными от покупателей  за реализованные им товары (работы, услуги), и сумма налога, уплаченными  поставщикам за материальные ресурсы, топливо, работы, услуги, стоимость которых относится на издержки обращения. НДС включается поставщиком (продавцом) в цену продукции, реализуемой потребителями (покупателями). При исчислении суммы НДС базой является прирост стоимости на данной стадии производства (перепродажи). Предприятия являются только сборщиками этого вида налога, фактическими носителями выступают конечные потребители товаров, работ и услуг. 

НДС изобретен французским  экономистом М. Лоре для замены налога с оборота и впервые введен во Франции в 1954г. НДС - продукт длительной эволюции налога с оборота, который был введен во Франции в 1920г., а в 1936г. преобразован в налог на производство. После 1984г. была предусмотрена его разбивка по срокам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПЛАТЕЛЬЩИКИ НДС И ОБЪЕКТЫ НДС

 

Плательщиками  налога на добавленную  стоимость признаются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным Кодексом РФ . Этот перечень является исчерпывающим.

Организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством  РФ, а также иностранные юридические  лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Индивидуальными предпринимателями считаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. 
Поскольку НДС может взиматься как обычный налог и как таможенный платеж, выделяют два вида налогоплательщиков (рис.1):

- налогоплательщики внутреннего  НДС (взимаемого в связи с  деятельностью на территории  РФ) - организации и индивидуальные  предприниматели;

- налогоплательщики НДС  на таможне - лица, признаваемые  налогоплательщиками налога в  связи с перемещением товаров  через таможенную границу РФ.

Анализ налогового законодательства свидетельствует, что юридических  и физических лиц в зависимости  от наличия у них обязанности по уплате внутреннего НДС можно поделить на следующие четыре группы:

- налогоплательщики НДС  - всегда имеющие статус налогоплательщика,  то есть, это организации и  физические лица, которые по закону  обязаны уплачивать налоги;

 

 

Рис1.

 

 

Объектами НДС признается:

  1. Реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признается реализацией товаров (работ, услуг).
  2. Передача на территории России товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.
  3. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.
  4. Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации

Объектами НДС не признается:

  1. Осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики).
  2. Передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации.
  3. Передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности, не связанной с предпринимательской.
  4. Передача имущества, если она имеет инвестиционный характер (вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов.
  5. Передача имущества и (или) имущественных прав по концессионному соглашению в соответствии с законодательством России.
  6. Передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.
  7. Передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества.
  8. Передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации.
  9. Изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами ГК РФ.
  10. Передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно- коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления.
  11. Передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации.
  12. Выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Федерации, актами органов местного самоуправления.
  13. Передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
  14. Операции по реализации земельных участков (долей в них).
  15. Передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам).
  16. Передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».
  17. Операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, осуществляемые по согласованию с лицами, являющимися иностранными организаторами указанных игр, в рамках исполнения обязательств по соглашению, заключенному Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и городом Сочи.
  18. Оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну России, казну республики в составе России, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
  19. Выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Федерации, реализуемых в соответствии с решениями Правительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее эффективных фискальных инструментов, поскольку, во-первых, обеспечивает регулярность поступления налогов, во-вторых, обладает высокой степенью универсальности, в-третьих, дает значительные поступления в бюджет, и эти его свойства сделали этот вид налога весьма распространенным в мировой практике.
          Из этого можно сделать вывод, что налог на добавленную стоимость, являясь одним из ключевых налогов при формировании государственного бюджета, будет оставаться им и впредь, то есть он будет одним из самых взимаемых налогов, и налоговыми органами будет обращаться на его взимание особое внимание. В то же врем, на мой взгляд, налог на добавленную стоимость является сложным для понимания и расчета налогом весьма относительно, то есть он просто сложнее для расчета относительно других налогов. Наибольшие сложности в этом налоге могут вызывать лишь расчеты налоговых вычетов, а также случаи с нулевой налоговой ставкой освобождением от уплаты налога. Однако опять же, это налог имеет весьма важную роль в формировании государственного бюджета, форма его взимания относительно проста, поэтому данный налог, скорее всего, будет и в будущем существовать в России, претерпевая лишь незначительные изменения.

С помощью этого налога удается более успешно решать чисто фискальные цели пополнения средств  государственного бюджета, административные задачи, связанные с созданием  более эффективной системы сбора налогов. Вместе с тем, целый ряд насущных проблем еще ждет своего решения в ходе дальнейшего совершенствования российского законодательства об НДС.

 

                  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гражданский кодекс РФ 1 часть.
  2. Налоговый кодекс РФ 2 часть.
  3. Закон РФ «ОБ основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.91 № 2118-1 (с изменениями и дополнениями)
  4. Беликова Т.Н Все об НДС.- СПб.: Питер, 2009.-144 с.
  5. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник.- ИНФРА-М,-2010.
  6. Консультант Плюс: Высшая школа, вып. 8 (программа информационной поддержки РН и О).-2007.
  7. Правовая система «Гарант»-2009.

 

 

 


Информация о работе Плательщики и объекты НДС