Понятие и характерные черты налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 19:18, доклад

Описание работы

Неналоговые доходы - это в основном платежи, имеющие частноправовую природу, это доходы от использования, продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от оказания платных услуг органами гос. власти и ОМСУ, бюджетными учреждениями и организациями. Также относятся штрафы, конфискации, компенсации, и иные принудительные изъятия в результате применения мер гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности.

Файлы: 1 файл

Доклад тема 1.docx

— 20.68 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический факультет

Кафедра конституционного, административного и финансового  права

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ  ЧЕРТЫ НАЛОГА

 

 

 

 

Реферат

студента  IV курса, IV группы

 дневного  отделения 

Ершова Артёма Павловича

 

 

 

 

 

 

 

Иваново, 2011

Бюджет страны формируется  за счет налоговых и неналоговых  доходов, а также за счет безвозмездных  перечислений. БК РФ относит к налоговым  доходам  помимо самих налогов  и сборов также пени и штрафы, взимаемые за нарушение налогового законодательства. Пени не являются санкцией или ответственностью - не надо установление вины.

Неналоговые доходы - это  в основном платежи, имеющие частноправовую природу, это доходы от использования, продажи или иного возмездного  отчуждения имущества, находящегося в  государственной или муниципальной  собственности; доходы от оказания платных  услуг органами гос. власти и ОМСУ, бюджетными учреждениями и организациями. Также относятся штрафы, конфискации, компенсации, и иные принудительные изъятия в результате применения мер гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности.

Налоги сейчас являются основным источником государственных доходов. Однако, налог не единственная форма  аккумулирования денежных средств  в бюджете и государственных  фондах и не первая в историческом ракурсе. Старейшим источником гос. доходов, не считая военной добычи, являлись домены - казенные земли и  леса, государственное имущество. Первоначально  они были собственностью государя, доходы которого и являлись доходами государства. Это были частноправовые, а не публично-правовые доходы.

Другим важнейшим источником гос. доходов были регалии, т.е. доходные прерогативы казны. Определенные отрасли  производства, виды деятельности поступали  в исключительное ведение казны, изымались из гражданского оборота  и сферы деятельности населения. Регалий существовало множество. Например, бесхозяйные регалии, все, что не имело хозяина или не могло  никому принадлежать в принципе, объявлялось  принадлежностью казны. Регалиями  объявлялись определенные природные  явления: ветер, что вело к установлению государственной монополии на ветряные мельницы.

До сих пор в РФ является государственной регалией клады, содержащие вещи, относящиеся к памятникам истории  и культуры (ст.233 ГК).

Таможенная регалия - сборы  за проезд по территории государства.

Судебная, монетная регалия. Вместо регалий со временем стали  применяться пошлины, которые имели  целью лишь покрытие издержек государственного учреждения, а не извлечение доходов.

Исторически налоги как основной источник бюджета насчитывают около 200 лет. Налоги взимались и в древнем  мире, но тогда они служили признаком  несвободного человека.

Налоги как финансово-правовая категория - это обязательные и по юридической форме индивидуально-безвозмездные  платежи организаций и ФЛ, установленные  в пределах своей компетенции  представительными органами гос. власти и МСУ для зачисления в бюджетную  систему с определением их размеров и сроков уплаты. Главная юридическая  черта налога - это односторонний  характер его установления. Население  исключено из субъектов установления и изменения налогов.

Поскольку налог взимается  в целях покрытия общих потребностей, которые обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, налог является индивидуально-безвозмездным. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности  государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика.

Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен лишь в случаях его переплаты  либо в качестве льготы, что не противоречит принципу безвозвратности, поскольку  эти условия определяются государством в одностороннем порядке и  не влияют на характер платежа в  целом.

Т.к. налог представляет собой  односторонне движение средств и  его принципы прямо противоположны принципам гражданского оборота, приводным  механизмам налогообложения может  быть только принуждение. В большинстве  случаев применять меры принуждения  нет необходимости, т.к. налог уплачивается добровольно. При отступлении от этого правила простая угроза применения санкций находит свое практическое воплощение.

К определению понятия  налога можно подойти с разных позиций: правовой, экономической, социальной и т.п. При этом по-разному будут  учитываться аспекты налогообложения  в зависимости от целей дефиниции. В законодательстве определение  налога дается с целью указать  черты этого платежа и тем  самым ограничить возможности органов  власти и управления самостоятельно устанавливать платежи, которым  свойственны указанные черты.

Налог - это единственно законная форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.

Предлагаемое определение  подчеркивает прерогативу законодательной  власти устанавливать налоги. Взимание на указанных началах любого платежа  как бы он не назывался - повинность, взнос, сбор, такса и т.п. - является неправомерным, если он не установлен законом. В сфере налогообложения  исполнительная власть связана законом  сильнее, чем в иных сферах управления.

Налог как юридический  механизм не имеет непосредственной цели собрать конкретную сумму для  покрытия расходов в бюджет. Такие  расходы могут заранее планироваться, но их предполагаемая сумма не должна оказывать императивного влияния  на налогообложение. Размер собираемых налогов зависит от законодательства о налогах, а не закона о бюджете, и в принципе ничем не ограничен.

 

Законодательное определение  налога дано в ст.8 НК.

 

Функции налогов:

- фискальная (формирование  доходов бюджета)

- регулирующая 

а)стимулирующая (поощрение  отдельного вида деятельности либо категории  плательщиков; упрощенная система налогообложения  для субъектов малого бизнеса) б

б)дестимулирующая (сдерживающее воздействие на отрасли экономики, виды деятельности или категории  плательщиков, например, акцизы на спиртное)

- контрольная (получение  данных о темпах и тенденциях  развития экономики и др. необходимых  сведений), например, облагают владельцев  собак, чтобы знать сколько  собак)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник:

 

Новиков Ю.В. Налоговое право: Курс лекций. – Иваново, 2011.

 


Информация о работе Понятие и характерные черты налога