Понятие и виды бюджетно-налоговой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 06:31, реферат

Описание работы

Бюджетно-налоговая политика, осуществляемая в целях сглаживания циклических колебаний экономики, бывает двух видов: экспансионистская (стимулирующая), направленная на стимулирование совокупного спроса и оживление экономического роста путем увеличения государственных расходов и снижения налогов; реструктивная (сдерживающая), нацеленная на ограничение инфляционного экономического роста при помощи увеличения налогов и снижения государственных расходов. Инструментами бюджетно-налоговой политики государства выступают государ ственный бюджет, налоги, государственные расходы. Осуществление этой политики предполагает действие мультипликаторов: налогового, государственных расходов, сбалансированного бюджета.

Файлы: 1 файл

Понятие и виды бюджетно.docx

— 27.18 Кб (Скачать файл)

Главным недостатком большинства  действующих налоговых систем является рассмотрение отдачи каждого из налогов  в статической системе, не учитывающей  развития общественных отношений. Конкретные фазы экономического цикла — подъем или падение производства во всех отдельных отраслях экономики, изменение  прожиточного уровня, изменения в  распределении личных доходов, не говоря уже о глобальных экстремальных  обстоятельствах (неурожай, аварии с  тя)келыми последствиями, стихийные бедствия и пр.), — изменяют действенность тех или иных налогов, рассчитанных на функционирование в определенных, зафиксированных статической моделью условиях.

Являясь мощным инструментом финансовой политики, величина налоговой  ставки и общая масса изымаемых  в государственный бюджет ресурсов оказывает непосредственное влияние  на динамику социально- экономического развития общества, в результате чего с течением времени изменяется степень  их полезности для общества и государственной  власти. Проведение экспертиз и исследований воздействия налоговьпс систем или отдельных налогов на развитие общественного производства и экономико- политическое состояние основывается на дискретном изучении этих воздействий в определенные моменты времени, и на этой основе делаются выводы о целесообразности и обоснованности каждого конкретного налога. Такие исследования имеют смысл и могут оказаться неплохим инструментом в разработке бюджетных планов в условиях абсолютно стабильного общества. Однако таких обществ в природе не существует — любое государство постоянно развивается, изменяются представления людей о потребностях, происходят изменения во внешнем мире, изменяются потребности самого государства и т. д.

Если рассматривать налоговую  систему как часть финансовой системы государства, то необходимость  рационального распределения государственных  средств по наиболее перспективным  направлениям является одной из наиболее важных проблем в сфере перераспределения  получаемых государством средств. Чрезмерное внимание социальным программам снижает  заинтересованность части населения  в повышении своего жизненного уровня, что в конечном счете пагубно сказывается на общем уровне производства в стране. Здесь, как и в случае с определением предельных ставок налогов, необходима «золотая середина», значительное отклонение от которой в ту или иную сторону, может негативно отразиться на общеэкономическом и политическом состоянии государства.

Интересы общества и интересы государства на практике могут совпадать, а могут значительно различаться, в результате чего уровень заинтересованности в налогах у них также будут  различаться. Интересы государства, формально  являющиеся отражением интересов общества, на практике значительно отклоняются  от них, поскольку в ходе своего функционирования государство, которое представляет далеко не все общество, а лишь какую-либо его часть, проводит соответственную  интересам этой части политику. Таким  образом, потребности в сумме  налоговых сборов для общества и  государства зачастую различаются, что создает проблему определения  «идеальной» суммы налогов, которую  необходимо собрать. На каждом этапе  своего развития государство определяет величину ресурсов, необходимых для  исполнения доходной части бюджета. И здесь на первый план выступает правильный подход к определению налоговой ставки — неправомерное ее завышение или занижение способны значительно снизить прогнозируемую величину собираемых налогов.

 

 

Фискальная политика. Мультипликатор государственных расходов и совокупный спрос

 

 

Фискальная политика представляет систему регулирования, связанную  с правительственными расходами  и налогами. Под правительственными расходами понимаются расходы на содержание государства, а также  государственные закупки товаров  и слуг. Эти закупки могут быть самых разных видов: от строительства  за счет бюджета дорог, школ, медицинских  структур до покупки сельхозпродукции, военной техники, образцов уникальных изделий и т. д. В данном случае потребителем выступает само государство. Поэтому эти закупки осуществляются либо для собственного потребления, либо для регулирования спроса на рынках благ, услуг, факторов производства и т. д.

Расходы государства на покупку  отражаются в расходах бюджета, поэтому  они должны быть эффективны и обеспечивать количественно и качественно  национальный экономический рост. Это  значит, что фискальная политика, проводимая государством, должна отвечать общественным целям:

сглаживанию колебаний экономического цикла;

повышению темпов экономического роста;

достижению высокого уровня занятости;

достижению умеренных, темпов инфляции.

Различают дискреционный  и автоматический типы фискальной политики (рис.23.5).

 

Рис. 23.5

Автоматическая фискальная политика осуществляется при помощи встроенных стабилизаторов, а именно изменения налоговых поступлений, выплат пособий по безработице, субсидий фермерам и т. д. Эти стабилизаторы  могут лишь ограничить горизонт и  глубину колебаний, так как для  этого 

Автоматическая фискальная политика осуществляется при помощи встроенных стабилизаторов, а именно изменения налоговых поступлений, выплат пособий по безработице, субсидий фермерам и т. д. Эти стабилизаторы  могут лишь ограничить горизонт и  глубину колебаний, так как для  этого 

Требуется целая система  мер общенационального характера  с активным участием государства, предпринимательских  и банковских структур.

Политика государственных  расходов и налогов — важный инструмент государственного регулирования экономики  и ее стабилизации. Она оказывает  непосредственное воздействие на уровень  совокупных расходов, а следовательно, на объем ВНП и занятость населения, а также на регулирование спроса. Проиллюстрируем влияние государственных расходов на совокупный спрос (рис. 23.6). Поскольку в данном случае рассматриваем лишь одну составляющую фискальной политики — государственные расходы, то будем исходить из того, что налоги равны нулю.

На оси абсцисс отложена величина ВНП, а на оси ординат— совокупные расходы, которые включают суммарные расходы населения, предприятий и го-сударства на изменение благ и услуг. Состояние, при котором вся величина ВНП будет потреблена населением, предприятием и государством, т. е. будет равна величине суммы расходов, можно изобразить в виде прямой, идущей к оси абсцисс под углом 45°. Тогда в любой точке прямой, лежащей под углом 45°, совокупные расходы равны величине ВНП в этой точке.

В данную систему введем график потребления — прямая С. Точка  А показывает состояние, когда расходы  равны потреблению. В результате закупок предприятий спрос на рынке увеличивается на величину инвестиций — прямая С+1. Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения и инвестициям предприятий. В точке В достигается такое состояние, когда на весь произведенный ВНП в объеме 0В будет предъявлен спрос населения и предприятий.

Данную систему дополним государственными расходами, которые  оказывают воздействие, подобное предпринимательским  расходам и инвестициям. В результате произойдет перемещение точки макроэкономического  равновесия по линии 45°. Государственные  расходы увеличивают размеры  совокупных расходов на рынке и стимулируют  рост совокупного спроса и производство ВНП. В результате закупок спрос  увеличивается на величину государственных  расходов на эти закупки. Теперь совокупные расходы будут равны потреблению  населения, инвестициям предприятий  и государственным расходам и  будут представлены графически в  виде прямой C+I+G. Расстояние между прямыми C+I+G и С+1 показывает величину государственных расходов на товары и услуги.

 

Рис. 23.6. Влияние государственных  расходов на объем валового национального  продукта

Следовательно, государственные  расходы оказывают такое же влияние  на совокупный спрос, что и потребительские  расходы и инвестиции. Прямая C+I+G показывает величину совокупных расходов, соответствующих тому или иному уровню ВНП. Точка Е показывает равновесный уровень ВНП, при котором общие расходы равны объему производства ВНП.

Теперь отметим, к чему приведет сокращение государственных  расходов. Такое уменьшение (рис. 23.6) приведет к тому, что точка макроэкономического  равновесия будет сдвинута вниз по прямой 45°. Это будет означать сокращение совокупных расходов и равновесного роста ВНП.

Таким образом, государственные  расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального  производства и занятость населения. Подобно инвестициям, они обладают мультипликационным эффектом, порождая цепочку вторичных, третичных и  т. д. потребительских расходов, а  также приведет к множительному  эффекту самих инвестиций.

Мультипликатор государственных  расходов показывает приращение ВНП  в результате приращения государственных  расходов, потраченных на закупку  товаров и услуг 

к АВНП

где Ку — мультипликатор государственных расходов;

ДВНП — приращение валового национального продукта;

АС? — приращение государственных  расходов.

Мультипликатор государственных  расходов можно также определить, используя предельную склонность к  потреблению — МРС. В результате мультипликатор государственных расходов будет равен: АВНП _ 1 е- ДО ~1-МРС'

Следовательно, ДВНП = х Д(7 = К, х ДО. \-МРС

Это означает, что если государство  повышает на определенную величину объем  своих расходов, не увеличивая при  этом статей дохода бюджета, то получается именно такой прирост дохода. Следовательно, изменение величины государственных  расходов вызывает изменение дохода, пропорциональное изменению величины расходов.

Можно отметить, что мультипликатор государственных расходов равен  мультипликатору инвестиций. С экономических  позиций такая идентичность закономерна. В самом деле, если государство  создает дополнительньпГспрос на товары путем увеличения государственных расходов, то это вызывает «первичное» возрастание ВНП, равное росту расходов. Экономические субъекты, которые пользуются государственньдш ассигнованиями, в свою очередь, отметив повышение дохода, увеличивают свое потребление на собственной предельной склонности к потреблению, способствуя тем самым дальнейшему возрастанию общего спроса и валового национального продукта и т. д.

Таким образом, изменение  объема государственных расходов приводит в процесс мультипликации национального  дохода, идентичный тому, который осуществляется при изменении инвестиций. Из этого  следует, что доходная и расходная  части бюджета могут находиться под непосредственным воздействием и регулированием ресурсов со стороны  государства. К сожалению, механизм этого регулирования не достаточно отлажен, а его осуществление  на практике наталкивается на многие преграды, связанные с ростом цен, изменением курса валюты, динамикой  ссудного процента. И все же подобный механизм влияния государственных  закупок на выпуск продукции предполагает, что во время спада государственные  закупки могут быть использованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции. И наоборот, в период бума правительство может снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного спроса и выпуска продукции.


Информация о работе Понятие и виды бюджетно-налоговой политики