Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 14:05, реферат
Налоги являются одним из важных рычагов при помощи, которых правительство оказывает влияние на рыночную экономику. Налоги появились ещё на заре человеческой цивилизации. Их формирование обусловлено тем, что у человечества возникли общественные потребности.
При рыночной экономике государство широко применяет налоговую политику в качестве опредёленного регулятора влияния на отрицательные проявления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, выступают мощнейшим инструментом управления экономикой в рыночных условиях.
Реферат
на тему
«Понятие налога. Функции и виды налогов. Элементы налога»
2014 год
Оглавление
Налоги являются одним из важных рычагов при помощи, которых правительство оказывает влияние на рыночную экономику. Налоги появились ещё на заре человеческой цивилизации. Их формирование обусловлено тем, что у человечества возникли общественные потребности.
При рыночной экономике государство широко применяет налоговую политику в качестве опредёленного регулятора влияния на отрицательные проявления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, выступают мощнейшим инструментом управления экономикой в рыночных условиях.
По различным оценкам налоги занимают 75-85% доходов государства. При рассмотрении налогообложения в качестве средства управления предпринимательской активности необходимо тщательное рассмотрение элементов налоговой системы. Это требуется, для того чтобы, найти баланс интересов между государством и предпринимательством.
Государство при помощи налогов воздействует на собственную экономику страны, получая необходимую сумму налоговых платежей, тем самым обеспечивая различные экономические эффекты (рост объёмов производства, увеличение нормы прибыли, рост капиталовложений). Отдельные эффектов можно увидеть сразу, например, рост акцизов на алкогольные напитки приведёт к росту стоимости и, при наличии товаров-заменителей, к некоторому сокращению спроса. Другие эффекты проявляются только в долгосрочном периоде, например, доказано, что уменьшение налоговой нагрузки в организации приведёт к росту налоговых поступлений через определённый промежуток времени. Также, государство получает и другие результаты, прямой измеримый эффект от которых отсутствует, однако, есть место решение социально-политических задач.1
Создание идеальной налоговой системы возможно только на серьёзной теоретической основе, которая учитывает специфику экономических отношений в обществе, сформированный научный и производственный резерв.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в современных условиях, когда налоговое законодательство постоянно совершенствуется и развивается, особенное значение приобретает понимание основных понятий, составляющих суть налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация.
Цель работы состоит в изучении налоговой системы Российской Федерации и оценке основных направлений её совершенствования.
Для этого необходимо выполнить несколько следующих задач:
Предметом изучения выступают теоретические и практические аспекты таких институтов финансового права, как налога, а так же налоговой системы Российской Федерации. Объектом является налоговая система Российской Федерации.
Структура и логика работы определяются выбранной темой, предметом и объектом исследования. Реферат состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
При написании работы использовались учебные пособия различных авторов, а также материалы из сети Интернет.
В соответствии с существующим законодательством, доходы бюджетов осуществляются посредством налоговых и неналоговых видов доходов, а так же за счёт безвозмездных и безвозвратных перечислений. На сегодня отмечают, что налоговые поступления играют важную роль в создании бюджетов всех уровней. Именно поэтому понятие, признаков и классификации налогов имеет всё большее практическое значение.
В первую очередь, рассмотрим вопрос необходимости налогов. Появление налогов связно с разделением общества на классы и созданием государства, в качестве «взносов граждан, необходимых для содержания ... публичной власти ...» (К. Маркс).
В Налоговом кодексе Российской Федерации определены принципы формирования налоговой системы, взимания налогов, сборов, пошлин и иных платежей, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.2
Под понятием налогов в широком смысле понимают обязательные платежи в бюджет, которые осуществляются юридическими и физическими лицами.3 Социально-экономическое содержание, а также внутренняя сущность налогов выражаются через их функции. Функции налогов заключаются в следующем:
В первую очередь, все государства выполняют фискальную функцию, то есть обеспечивают финансирование общественных затрат, прежде всего затрат государства.
В Российской Федерации установлены: федеральные, региональные и местные налоги.
К федеральным налогам и сборам относятся следующие:
К региональным налогам относятся:
К местным налогам относятся:
Существует два вида налогов. В первую очередь, это налог на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль организации; на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, включая налоги на собственность, землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за границу и другие.4 Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, и их называют прямыми налогами.
Второй вид налогов - это налоги на товары и услуги: налог с оборота - большинство развитых стран заменило данный налог налогом на добавленную стоимость (НДС); акцизы (налоги, которые прямо включаются в стоимость товара или услуги); на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и иные. Эти налоги являются косвенными, поскольку частично либо в полной мере переносятся на стоимость товара или услуги.
Прямые налоги трудно переложить на потребителя. Намного проще обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включены в стоимость аренды и квартирной платы, цены сельскохозяйственной продукции.
Косвенные налоги переносят на конечного потребителя исходя из зависимости эластичности спроса на товары и услуги, которые облагаются данными налогами.5 Чем менее эластичен спрос, тем большая доля налога переносится на потребителя и наоборот, чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога переносится на потребителя, а большая доля уплачивается за счёт прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения увеличивается, и на потребителя переносится всё большая часть косвенных налогов.
В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов приводит к снижению потребительской способности, а при высокой эластичности - к снижению чистой прибыли, что вызывает уменьшение капиталовложений или капитал переносится в другие сферы деятельности.
С помощью налогов государство влияет на рыночную экономику. В современных условиях рыночной экономики государство широко применяет налоговую политику в качестве определённого регулятора влияния на отрицательные явления рынка. Налоги, как и налоговая система выступают сильным инструментом управления экономикой в рыночных условиях.
Использование налогов является одним из экономических способов управления и гарантии взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, организаций независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы компаний. При помощи налогов определяют отношения между предпринимателями, предприятиями всех форм собственности с государственным и местным бюджетом, с банком, а также с вышестоящей организацией. Также с их помощью регулируют внешнеэкономическую деятельность, в том числе привлекаются иностранные инвестиции, формируют хозрасчётный доход и прибыль организации.
Налоговая система является совокупностью налогов, которые взимаются в государстве, формами и методами их построения, методами вычисления налогов, а также налоговый контроль.
На сегодня существуют следующие принципы установления налогов:
В соответствии с этими принципами появились две основные концепции налогообложения.
Первая состоит в том, что субъектам налогов необходимо уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые получены от государства, то есть те, кто получил максимальную выгоду, платят налоги, которые необходимы для финансирования создания этой выгоды. Например, те, кто хочет пользоваться хорошими дорогами, им необходимо оплачивать расходы на поддержание и ремонт данных дорог.
Однако всеобщее использование этой концепции имеет определённые трудности. Практически невозможно точно определить, какая личная выгода и в каком размере у каждого налогоплательщика от затрат государства на национальную оборону, просвещение, бесплатную медицину, и прочее. Помимо этого, исходя из данной логики, нужно было бы облагать налогом малоимущих, безработных для финансирования выплаты им же пособий. А это само по себе лишено смысла.
Каждый налог рассматривается по источникам поступления: налоги юридических лиц и налоги на физических лиц. А также по уровню зачисления в бюджет: федеральные, республиканские (субъектов РФ), местные.
В современное время существует и действует около 300 налогов, сборов, платежей и пошлин. Они разделяется по виду на прямые и косвенные. Прямые налоги взимают с доходов. Косвенные налоги - с затрат с потребления. К прямым налогам относится подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, ресурсные платежи и д. р., к косвенным - налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог с продаж, налог на операции с ценными бумагами и др.
К элементам системы налогообложения относятся следующие:
На сегодня в соответствии с Федеральным законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в ст. 19, 20, 21 действует налогов по уровню. Общее количество их 45, а именно: федеральные налоги и сборы -15, республиканских (субъектов РФ) - 7, местных налогов и сборов - 23.
Структуру налоговой системы любого государства можно определить следующими факторами:
Информация о работе Понятие налога. Функции и виды налогов. Элементы налога