Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 22:49, реферат
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований ( ст.8 Налогового кодекса РФ).
С философской позиции налог представляется общественно необходимым явлением, а стало быть, он есть общественное благо. С его помощью, посредством обобществления части индивидуальных богатств, достигается социальное равновесие между общественными, корпоративными и личными экономическими интересами, и на этой основе обеспечивается общественный прогресс
Понятие налога и его основных элементов
.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований ( ст.8 Налогового кодекса РФ).
С философской позиции налог представляется общественно необходимым явлением, а стало быть, он есть общественное благо. С его помощью, посредством обобществления части индивидуальных богатств, достигается социальное равновесие между общественными, корпоративными и личными экономическими интересами, и на этой основе обеспечивается общественный прогресс. В налоге отражена общечеловеческая потребность жертвовать во благо всех, особенно во благо нуждающихся в общественной защите и помощи.
По своей сущности налог представляет собой экономико-правовую категорию. С одной стороны, он есть часть созданного (произведенного или полученного дохода, прибыли ), выраженного в денежной форме, принадлежащего собственнику, которая уплачивается им государству и перераспределяется в общественных интересах, что определяет имущественную и фискально-социальную природу налога. С другой стороны, через категорию налога формируются особые бюджетно-финансовые, публично-правовые отношения между федерацией, ее субъектами, органами МСУ и налогоплательщиками. В этом смысле налог является инструментом экономического и межбюджетного регулирования.
В то же время, категория налога является ключевым инструментом налогового права, одним из главных элементов налоговой системы и, в этом значении, имеет выраженную правовую природу. Налоги порождены государством, родились вместе с ним. Они устанавливаются законами - это прерогатива представительной (парламентской) власти.
Кроме того, ряд авторов, рассматривают налоги не только "с чисто" правовых позиций и точки зрения экономики. Так, по мнению некоторых ученых, налог представляет собой не только правовые отношения и экономическую категорию, но и общественно-политический, социальный институт, пучок функций, некую структуру.
Прямые налоги – это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика, например, НДФЛ, налог на прибыль с организаций, налог на имущество.
Исторически прямое налогообложение возникло как наиболее ранняя форма изъятия в доход государства части налогов налогоплательщиков. Прямые налоги подразделяются на реальные и личные.
Реальные налоги уплачиваются с отдельных видов имущества, товаров или деятельности независимо от финансового положения налогоплательщика.
Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и взимаются у источника дохода или по декларации.
Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене товара, с оборота
реализации товаров, работ и услуг. К ним относятся акцизы, НДС, фискальные
монополии, таможенные пошлины.
Таможенные пошлины – косвенные налоги, применяемые во
внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с первой
в зависимости от установления и зачисления средств в определённые бюджеты налоги и сборы подразделяются на: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации . К федеральным налогам и сборам относятся ( ст.13 НК РФ):
1. налог на добавленную стоимость;
2. акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального
сырья;
3. налог на прибыль (доход)
4. налог на доходы от капитала;
5. подоходный налог с физических лиц;
6. взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
7. государственная пошлина;
8. таможенная пошлина и таможенные сборы;
9. налог на пользование недрами;
10. налог на воспроизводство минерально-
11. налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
12. сбор за право пользования объектами животного мира и водными
биологическими ресурсами;
13. лесной налог;
14. водный налог;
15. экологический налог;
16. федеральные лицензионные сборы.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными)органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы обложения устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
К региональным налогам и
1. налог на имущество организаций;
2. налог на недвижимость;
3. дорожный налог;
4. транспортный налог;
5. налог с продаж;
6. налог на игорный бизнес;
7. региональные лицензионные сборы.
Местными признаются
налоги и сборы, устанавливаемы
К местным налогам и сборам относятся ( ст.15 НК РФ):
1. земельный налог;
2. налог на имущество физических лиц;
3. налог на рекламу;
4. налог на наследование или дарение;
5. местные лицензионные сборы.
В настоящее время Налоговый
Из данной нормы следует, что налогоплательщик обязан платить лишь законно установленные налоги. Анализ действующего законодательства, судебно-арбитражной практики, а также определений и постановлений Конституционного суда РФ позволяет говорить о том, что законность установления налога предполагает как минимум два основных условия, которым должен отвечать законно установленный налог, а именно:
Иначе говоря, налог является
комплексным экономико-правовым и общественным
явлением и включает в себя совокупность
определенных взаимодействующих
Каждый элемент налога
имеет самостоятельное юридическое значение,
что так или иначе нашло свое отражение в законодательстве
или теории налогообложения, при этом, необходимо
отметить, что выделение самостоятельных
Так, в п.6 ст.3 Налогового кодекса РФ указано, что "при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить".
Согласно п.1 ст.17 Налогового кодекса РФ: "Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, а именно:
В необходимых случаях при
Иначе говоря, если налоговый закон не устанавливает всех указанных выше элементов, налог не должен считаться установленным.
В связи с тем, что элементы налога имеют разный правовой статус (одни обязательно должны быть предусмотрены в законодательном акте по налогам и сборам, другие нет), можно попытаться классифицировать элементы налога, и выделить три основные группы элементов, которые будут подробнее рассмотрены ниже (выделение тех или иных элементов по признаку важности и значимости довольно условно, поскольку в условиях меняющегося законодательства отнесение тех или иных элементов налога к обязательным или необязательным весьма временно).
Первую группу составляют основные (обязательные) элементы налога, которые обязательно должны быть определены в законодательном акте при установлении налогового обязательства. К ним, как уже отмечалось выше, относятся те элементы налога, которые перечислены в ст.17 Налогового кодекса РФ, а именно:
плательщик налогов. Согласно ст.19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. В соответствии с п.2 указанной статьи налогоплательщиками в установленном порядке могут являться филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций.
Иначе говоря, плательщиками налога являются юридические лица, другие категории плательщиков, физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги.
РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Иначе говоря, налоговая база, представляющая собой количественное выражение объекта налога, тесно примыкает к элементу объекта налога и неразрывно с ним связана. Иными словами это та база, к которой применяется ставка налога.
Для получения фактических
существования налога, необходимо установить налоговый период, т.е. срок, в течение которого завершается процесс формирования налогооблагаемой базы и определяется размер налогового обязательства.
В соответствии со ст.55 Налогового кодекса РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате, при этом налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
ставки налога - размера налога, приходящегося на единицу налогообложения. Ст.53 Налогового кодекса РФ определяет данный элемент налога как величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
определенных действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.