Понятие налога и налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:53, контрольная работа

Описание работы

Налог — это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые тоже в обязательном порядке безвозмездно уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались. Госпошлина —это, в отличие от налога, плата за оказанные плательщику какие-либо услуги, поэтому необходима соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее. Cовокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему. Сущность и роль налогов проявляются в их функциях: фискальной (обеспечение государства финансовыми ресурсами) и регулирующей (воздействие на общественные отношения в обществе, в первую очередь на производственные процессы)

Файлы: 1 файл

Эссе.docx

— 17.76 Кб (Скачать файл)

1. Понятие налога  и налоговой системы.

   Налог — это  обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством  и осуществляемый плательщиком  в определенном размере и в  определенный срок. Налоги зачисляются  в бюджет соответствующего уровня  и обезличиваются в них. Этим  налоги отличаются от всевозможных  сборов, которые тоже в обязательном  порядке безвозмездно уплачиваются  плательщиками в бюджет соответствующего  уровня, но при этом должны  использоваться только на те  цели, ради которых они взимались.  Госпошлина —это, в отличие от  налога, плата за оказанные плательщику  какие-либо услуги, поэтому необходима  соразмерность между стоимостью  услуги и платой за нее. Cовокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему. Сущность и роль налогов проявляются в их функциях: фискальной (обеспечение государства финансовыми ресурсами) и регулирующей (воздействие на общественные отношения в обществе, в первую очередь на производственные процессы). Соотношение этих функций при взимании налогов различается в зависимости от вида налога. В зависимости от плательщика налога налоги подразделяются на налоги, уплачиваемые организациями (юридическими лицами) и гражданами (физическими лицами). В зависимости от связи с объектом налогообложения налоги подразделяются на прямые и косвенные. Важнейшими налогами, уплачиваемыми организациями (юридическими лицами) различных организационно-правовых форм, являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, налог на имущество предприятий и др. Физические лица (граждане) уплачивают следующие основные налоги и сборы: подоходный налог с физических лиц; налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения; налог на имущество физических лиц; и др. Общественные отношения, возникающие при установлении, взимании налогов и сборов регламентируются нормами финансового права. Эту совокупность финансовых норм, регулирующих налоговые отношения, принято называть “налоговое право”. Нормы налогового права содержатся в различных нормативных актах: Конституции КР, законах о налогах, в иных нормативных актах, регулирующих налоговые отношения. Совокупность указанных нормативных актов образует налоговое законодательство.

    Источниками налога в науке финансового права принято считать доход либо капитал налогоплательщика. При этом налоги должны оплачиваться из доходов налогоплательщиков и не затрагивать капитал, так как если налог уплачивать постоянно за счет капитала, то исчезнет возможность уплаты налога. Доходы имеют разные формы (заработная плата, прибыль, рента, проценты). Для налогообложения форма дохода имеет существенное значение. Размер налога на единицу налогообложения называют ставкой налога.

      Отличие сборов и пошлин от налогов состоит в том, что взимаются они только с тех, кто вступает в отношения с соответствующим органом или учреждением по поводу получения нужных ему услуг. Следовательно, обязательность уплаты пошлин и сборов наступает непосредственно в результате свободного выбора плательщика. Обязанность же по уплате налога возникает в любом случае при наличии у налогоплательщика объекта налогообложения, Необходимо отметить, что государственная пошлина и таможенная пошлина относятся к сборам.

 

2. Налоговая система Кыргызской Республики

В Кыргызской Республике одной из первых на пост советском пространстве был принят Налоговый кодекс. Налоговый кодекс Кыргызской Республики вступил в  действие с 1 июля 1996 года. В нем определены основные обязанности и полномочия налоговых органов, процедуры исчисления и взимания налогов, взимания финансовых и штрафных санкций, а также права и обязанности налогоплательщика. За период действия Налогового кодекса, начиная с 1996 года были внесены множество изменений и дополнений.

Прежде  чем перейти к рассмотрению налогов, необходимо так же отметить, что  согласно Налогового кодекса Кыргызской Республики:

* право  введения или отмены налогов  на территории Кыргызской Республики  принадлежит исключительно Жогорку Кенешу Кыргызской Республики.

*задолженность  по налогам, сборам, начисленным  процентам и штрафным санкциям  списанию не подлежат;

*срок  проверки налоговой инспекцией  не может превышать 30 дней;

*налоговая  инспекция имеет право при  определенных условиях провести  перепроверку у ранее проверенного  налогоплательщика;

*налогоплательщик  имеет право переоценивать остатки  ТМЦ на уровень инфляции, сумма  переоценки налогообложению не  подлежит.

*Нормы  амортизации определяют по 5-ти  группам, % ставка колеблется от 10 до 30%.

В Кыргызской Республике сложилась двухуровневая  система налогов, которые разделяются  на:

1.Общегосударственные;

2.Местные.

2.1 Общегосударственные налоги

  Подоходный налог с физических лиц. Ставки налога от 5% до 33%. Срок уплаты совокупного подоходного налога по итогам года до 15 марта года, следующего за отчетным.

   Налог на прибыль юридических лиц. 

Ставки  налога:

а) основная ставка 30%;

б) предприятия инвалидов – 15%;

в) юридические лицо, для которого земля является основным средством производства и основным источником дохода налог на прибыль не уплачивают.

Налог на добавленную стоимость (НДС). Основная ставка НДС – 20%. Налоговым периодом по НДС считается один месяц с первого числа. Отчет по НДС должен быть представлен не позднее 2 месяцев после окончания отчетного периода. Ко дню предоставления отчета по НДС налог должен быть уплачен. Таким образом, без уплаты налога, отчет не принимается, а в случае несвоевременной подачи отчета, уплачивается штраф. Освобождены от НДС:

-поставка  и экспорт золотого сплава  и аффинированного золота;

-услуги  транспорта (кроме такси) по перевозке людей;

-услуги  почты;

-коммунальные  услуги населению;

-поставки  услуг здравоохранения, образования, культуры и спорта;

  Акцизы. К подакцизным относят следующие группы товаров:

1. Спиртные  напитки;

2. Табака-содержащие изделия;

3. Ювелирные  изделия из золота, платины и  серебра;

4. Шкуры,  меха и изделия с применением  отделки из них;

5. Изделия  из хрусталя, в том числе хрустальные  осветительные приборы;

6. Огнестрельное  и газовое оружие;

7. Нефтепродукты;

8. Кофе  и какао;

9. Ковры  и ковровые изделия (кроме ковролина).

Ставки  акцизного налога (акцизов) принимаются  ежегодно по представлению Правительства  и одобряются Собранием народных представителей Жогорку Кенеша. Налогоплательщик обязан предоставлять в органы Налоговой службы ежемесячную декларацию не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.

 

Земельный налог. Размер земельного налога по сельскохозяйственным угодьям устанавливается в зависимости от качества почв, месторасположения и площади земельного участка, а по землям несельскохозяйственного назначения дополнительно с учетом инфраструктуры и различной градостроительной ценности. Базовые ставки налога и порядок его уплаты принимаются ежегодно по представлению Правительства и одобряются Собранием народных представителей Жогорку Кенеша. Для высокогорных и отдаленных территорий применяется ставка 50% от базовой.

Сроки уплаты земельного налога:

1. За  земли сельхозугодий:

10%- до 25 июня;

35%- до 25 сентября;

55%- до 25 декабря.

2. За  земли в пределах населенных  пунктов и земли не сельскохозяйственного  назначения Налог уплачивается  равными долями не позднее  20 числа каждого месяца.

3. Налог  с приусадебных участков уплачивается  до 1 сентября. Освобождаются от уплаты  земельного налога с приусадебных  участков льготные категории  населения, к которым в отличии  от Украины отнесены пенсионеры.

Общегосударственные налоги и сборы, которые не определены Налоговым  кодексом Кыргызской республики, но действуют  на её территории:

Налог на пользование автомобильными дорогами

Отчисление  средств для предупреждения и  ликвидации чрезвычайных ситуаций

Отчисления  на развитие и воспроизводство минерально-сырьевой базы

 

2.2 Местные.

Курортный налог

Налог на рекламу

Сбор  с владельцев собак

Сбор  за право проведения местных аукционов  и лотерей, конкурсов и выставок, проводимых в коммерческих целях.

Сбор  за парковку автотранспорта

Налог за право использования местной  символики

Сбор  со сделок, совершаемых на товарно-сырьевых биржах.

Сбор  за вывоз мусора с территорий населенных пунктов

Налог с граждан, выращивающих цветы в  тепличных условиях и реализующих  их населению

Гостиничный налог

Налог на право охоты и рыболовства

Налог с туристов, выезжающих в дальнее  зарубежье

Налогообложение видеосалонов, концертно-зрелищных  мероприятий

Налог за оказание платных услуг населению  и с розничных продаж (Налог  с оборота)

Налог на неиспользуемые производственные и  торгово-бытовые площади или их части.

Налог с владельцев транспортных средств

 

 

 

 

Список литературы

А.Репа, внутренний аудитор, г.Донецк . Налоговая система Кыргызской Республики.

Дата  добавления: 18.11.2003 
 


Информация о работе Понятие налога и налоговой системы