Понятие налогового контроля. Виды налоговых проверок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:33, контрольная работа

Описание работы

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Файлы: 1 файл

орг-ия и методика налоговых проверок.docx

— 28.90 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие налогового контроля. Виды налоговых проверок

   Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ. Особенности осуществления налогового контроля при выполнении соглашений о разделе продукции определяются гл. 26.4 Налогового кодекса РФ. Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач. При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, Налогового кодекса РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну (ст. 82 Налогового кодекса РФ).

   Налоговые  проверки. Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

  1. камеральные налоговые проверки;
  2. выездные налоговые проверки.

   Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах (ст. 87 Налогового кодекса РФ). Камеральная налоговая проверка проводится по местонахождению налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (ст. 88 Налогового кодекса РФ). Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по местонахождению налогового органа.      Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по местонахождению организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ст. 89 Налогового кодекса РФ).

  1. Основные задачи камеральной проверки

Обобщив все вышеизложенное, мы можем определить основные задачи камеральной проверки:

1.визуальная проверка  правильности оформления бухгалтерской  отчетности, т.е. проверка заполнения  всех необходимых реквизитов  отчета, наличия подписей уполномоченных  должностных лиц;

2.проверка правильности  составления расчетов по налогам,  включающая в себя арифметический  подсчет итоговых сумм налогов,  подлежащих уплате в бюджет, проверку  обоснованности применения ставок  налога и налоговых льгот, правильности отражения показателей, необходимых для исчисления налогооблагаемой базы, проверка своевременности представления расчетов по налогам;

3.логический контроль за наличием искажений в отчетной информации - проверка логической связи между отчетными и расчетными показателями, сопоставимости отчетных показателей с показателями предыдущего отчетного периода;

4.проверка согласованности  показателей, повторяющихся в  бухгалтерской отчетности и в  налоговых расчетах;

5.предварительная оценка  бухгалтерской отчетности и налоговых  расчетов с точки зрения достоверности  отдельных отчетных показателей,  наличия сомнительных моментов  или несоответствий, указывающих  на возможные нарушения налоговой  дисциплины.

 

  1. Категории документальных проверок налогоплательщиков

Категории документальных проверок налогоплательщиков также можно подразделить, в зависимости от места проведения проверки, на проверки с выходом в организации и проверки без выхода в организацию.

Проверки без выхода в организацию могут быть целесообразными в следующих случаях:

· если организация, сообщившая в установленном  законодательством порядке о  своей ликвидации, не имеет уже  фактического адреса местонахождения, а необходимые для проверки документы  находятся у кого-либо из ответственных  руководителей по домашнему или  другому адресу;

· при отсутствии возможности организовать проверку на территории организации - отсутствие административных помещений, помещение опечатано правоохранительными  органами, наличии опасности для  жизни и здоровья проверяющего и  т.п.;

· если налогоплательщик относится  к категории мелких и объем  учетных документов незначителен.

  1. Формы проведения налогового контроля

   Форма проведения налогового контроля представляет собой внешнее выражение практической реализации контрольной деятельности налоговых органов. Налоговый кодекс устанавливает следующие формы налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ):

  • налоговые проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
  • другие формы.

В настоящее время существует следующая  классификация налогового контроля за полнотой и правильностью исчисления налогов:

В зависимости от времени  совершения контроля выделяют три основные формы налогового контроля - предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля.

Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Это  позволяет выявить, еще на стадии планирования, нарушения налогового законодательства.

В зависимости  от статуса проверяемого субъекта выделяют:

  • налоговый контроль организаций;
  • налоговый контроль индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой;
  • налоговый контроль физических лиц.
  • комплексный налоговый контроль — проверка по всем налогам и сборам, которые проверяемое лицо обязано уплачивать, за определенный период времени;
  • тематический налоговый контроль — проверка по отдельным налогам и сборам, а также проверка по отдельным вопросам соблюдения налогового законодательства.

В зависимости  от объекта налогового контроля выделяют:

  • налоговый контроль по проверке начисленных и уплаченных налогов и сборов;
  • налоговый контроль по использованию льгот и использованию различных систем налогообложения, предусмотренных Налоговым кодексом;
  • налоговый контроль по проверке расчетов в наличной и безналичной формах;
  • налоговой контроль по проверке кассовой дисциплины;
  • налоговый контроль по проверке наличия специальных разрешений на ведение определенных видов деятельности, лицензий и патентов;
  • другие виды налогового контроля.

В зависимости  от используемых методов и приемов  выделяют:

  • сплошной налоговый контроль — проверка всех имеющихся документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов, а также проверка исполнения иных обязанностей, предусмотренных законодательством;
  • выборочный налоговый контроль — проверка специально отобранных документов по исчислению и уплате конкретного налога или сбора.

В зависимости  от источников получения сведений можно  выделить:

  • документальный налоговый контроль, в ходе которого изучаются данные, зафиксированные в документах;
  • фактический налоговый контроль, в ходе которого проверяется фактическое состояние объектов налогообложения;
  • встречный налоговый контроль, в ходе которого информация о проверяемом лице запрашивается у его контрагентов, банков и третьих лиц.

В соответствии с Налоговым  кодексом РФ налоговый контроль осуществляется посредством выездной, камеральной  и встречной проверок. В качестве приоритетной формы контроля в настоящее  время рассматривается камеральная  налоговая проверка при усилении роли углубленного контроля. Углубленная  камеральная проверка предусматривает  истребование у проверяемого налогоплательщика  дополнительных сведений, а также  первичных бухгалтерских документов и документов аналитического учета. Такая проверка позволяет, во-первых, охватить налогоплательщиков стопроцентным  контролем с большей частотой. Во-вторых, при проведении такой  проверки трудозатраты намного ниже, чем при проведении выездной проверки, так камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа1.

  1. Взыскание налоговых санкций.

   Порядок взыскания с нарушителей налогового законодательства изобличенных в ходе налогового контроля налоговых санкций установлен ст.114 НК РФ. Налоговая санкция (англ. tax sanction) - по законодательству РФ о налогах и сборах мера ответственности за совершение налогового правонарушения (ст.114 НК РФ). Наложение налоговой санкции носит имущественный характер и связано с принудительным изъятием у нарушителя части его собственности. Поэтому в соответствии с требованиями Конституции РФ и НК РФ взыскание штрафов, предусмотренных за совершение налоговых правонарушений, осуществляется только в судебном порядке. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных в гл.16 НК РФ. НК РФ устанавливает обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. В частности, обстоятельствами, смягчающими ответственность, признаются (п.1 ст.112 НК РФ):

- совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

- совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

- иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом смягчающими ответственность.

   При наличии хотя бы одного из этих обстоятельств размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в 2 раза по сравнению с установленным НК РФ (п.3 ст.114 НК РФ). Исходя из рассмотрения конкретных обстоятельств совершения правонарушения суд вправе уменьшить размер взыскания и более чем в 2 раза. Отягчающим ответственность обстоятельством признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение. При этом лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается привлекавшимся к ответственности в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции (п.2 ст.112 НК РФ). При наличии отягчающего обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100% по сравнению с установленным НК РФ (п.4 ст.114 НКРФ). При повторном совершении налогового правонарушения (п.2 ст.112 НК РФ) размер штрафа увеличивается на 100%. При совершении одним лицом 2-х и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

   Сумма штрафа, присужденного налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшее задолженность по налогу или сбору, подлежит перечислению со счетов нарушителя только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней, в очередности, установленной гражданским законодательством РФ. Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговых санкций не позднее 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. При этом привлекаемое к ответственности лицо не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы, а все неустранимые сомнения в виновности привлекаемого к ответственности лица толкуются в пользу последнего (п.6 ст.108 НК РФ). Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения. Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения являются налоговые санкции в виде денежных взысканий в предусмотренных НК РФ размерах. При совершении одним и тем же лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой (п.5 ст.114НКРФ).

Информация о работе Понятие налогового контроля. Виды налоговых проверок