Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 22:16, контрольная работа
Налоговая система — это целостное экономическое явление, состоящее из отдельных частей, объединенных общими задачами, целями и находящихся в определенной связи между собой. На ее становление, развитие и функционирование оказывают влияние различные факторы, как объективные (экономическая эволюция, социальные явления), так и относительно субъективные.
В развитии налоговой системы как обязательного элемента государственного устройства можно выделить несколько периодов. Первый из них охватывает хозяйство Древнего мира и экономику Средних веков. Для него характерна неразвитость налоговых отношений, случайный характер налогов.
1.Понятие налоговой системы.Классификация налогов…………………..3
2.Прямые и косвенные налоги.Налоги на доходы(прибыль) и имущество.Налоги с юридических лиц…………………………………...9
3.Сходство и различие меду налогами ,пошлинами и сборами…………...15
4.Литература………………………………………………………...….19
Содержание
1.Понятие налоговой системы.Классификация налогов…………………..3
2.Прямые и косвенные налоги.Налоги на доходы(прибыль) и имущество.Налоги с юридических лиц…………………………………...9
3.Сходство и различие меду налогами ,пошлинами и сборами…………...15
4.Литература………………………………………………
1.Понятие налоговой системы.Классификация налогов.
Налоговая система — это целостное
экономическое явление, состоящее из отдельных
частей, объединенных общими задачами,
целями и находящихся в определенной связи между собой. На ее
становление, развитие и функционирование
оказывают влияние различные факторы,
как объективные (экономическая эволюция,
социальные явления), так и относительно
субъективные.
В развитии налоговой системы как обязательного
элемента государственного устройства
можно выделить несколько периодов. Первый
из них охватывает хозяйство Древнего
мира и экономику Средних веков. Для него
характерна неразвитость налоговых отношений,
случайный характер налогов.
Второй период связан с началом осознанного
формирования национальных налоговых
систем, происходящего на фоне постепенного
вытеснения натурального хозяйства денежным
и возрастания потребностей государства.
Налоги, преимущественно косвенные, носят
еще случайный характер, вводятся и отменяются
в зависимости от задач, стоящих перед
государством в определенный период времени.
В европейских странах и их колониях подобное
положение вещей характерно для XVI—XVIII
вв. К концу данного этапа многообразные
и неустойчивые налоги начали тормозить
развитие промышленности и других сфер
деятельности, и, как следствие, сформировалось
осознание необходимости постоянных налогов.
Третий период отличается меньшим количеством
налогов и их относительным единообразием;
формы обязательных отчислений стали
более определенными, и постепенно были
выработаны и введены в действие унифицированные
правила налогообложения. В сфере взаимоотношений
государства и плательщика это время —
XIX в. характеризуется борьбой различных
слоев общества за свои экономические
интересы: землевладельцев (за снижение
ставок земельного налога), предпринимателей-буржуа
(за отмену множества косвенных налогов),
рабочих (за введение подоходного налога).
Одновременно в результате теоретических
исследований будущего налогов был сделан
вывод об их объективной необходимости.
Четвертому периоду развития государственных
финансов (XX— XXI вв.) присуща устоявшаяся
совокупность налогов. Научная мысль сформировала
общие принципы построения налоговой
системы, чьей главной функцией была признана
фискальная.
При изучении национальных и региональных
вариантов развития определились основные
факторы, влияющие на структуру налоговой
системы конкретной страны: уровень экономического
развития (развития производительных
сил), общественно-экономическое устройство
общества (сочетание рынка и государства),
господствующая в обществе экономическая
доктрина (нейтральность налоговой системы
или активное вмешательство в экономику
страны), государственное устройство (федеративное
или унитарное).
Параллельно с общетеоретическими изысканиями
для практического применения учеными
были детально проработаны и отдельные
вопросы: унификация используемых понятий
и терминов, схемы классификации налогов,
судебно-правовые аспекты применения
налогового законодательства и т.д.
В современной отечественной экономической
литературе налоговую систему принято
определять как совокупность:
■ налогов и сборов, взимаемых государством;
■ принципов, форм и методов их установления;
■ регулирующих законодательных актов;
■ форм и методов налогового контроля
и ответственности за нарушение налогового
законодательства.
Рассмотрим российский механизм наполнения
бюджета.
Становление современной налоговой системы
России связано с появлением Российской
Федерации как самостоятельного государства.
Работа по ее созданию была начата сразу
же после распада СССР и оформления бывших
союзных республик в независимые субъекты
международного права. Уже через два месяца
после августовских событий 1991 г. были
опубликованы первые законодательные
акты, рассматривающие основы финансового
устройства страны. В декабре того же года
был принят ряд важных законов: «О налоге
на добавленную стоимость», «Об акцизах»,
законы о подоходном налоге и налогах
на имущество физических и юридических
лиц, Положение о Пенсионном фонде России
и другие. А с 1 января 1992 г. вступил в действие
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах
налоговой системы в Российской Федерации»,
определивший общие принципы построения
и функционирования государственного
бюджета и внебюджетных структур (фондов),
механизм их формирования, а также порядок
взаимодействия плательщиков налогов
и сборов и контролирующих органов. В настоящее
время налоговые отношения регулируются
Налоговым кодексом Российской Федерации
(НК РФ).
Как указывалось выше, государство воздействует
на экономику и формирует свои доходы
главным образом посредством налогов
и сборов. Одним из научно обоснованных
методов повышения эффективности налоговой
системы является распределение Принудительных
отчислений по целям, видам и т.д. Согласно
положениям НК РФ и других законодательных
актов можно определить следующие классификационные
группы:
■ по способу обложения;
■ по виду (по уровню установления);
■ по плательщикам;
■ по объекту обложения;
■ по назначению.
Исторически сложилась наиболее общая
дифференциация: по способу обложения
и взимания. Согласно ей все налоги делятся
на прямые (налагаются на имущество и доход,
уплачиваются соответственно собственником
и получателем) и косвенные (включаются
в стоимость товаров и услуг, фактическим
плательщиком является конечный потребитель).
В зависимости от положенных в основу
исчисления принципов построения прямые
налоги подразделяются на реальные и личные.
К первой категории относятся земельный
налог, налоги на недвижимое имущество,
на ценные бумаги и ряд других. Для них
характерно взимание платежа с хозяйственного
субъекта или объекта (с отдельных видов
имущества), а обложение строится исходя
из средней доходности этого имущества,
а не фактической — для конкретного налогоплательщика.
Прямое обложение в личной форме — это
налоги на доход, взимаемые по методу «у
источника» или по декларации. Определение
«личный» исходит из того, что учитываются
индивидуальные характеристики налогоплательщика:
например, для физического лица — размер
семьи, наличие иждивенцев, социальный
статус, фактический размер дохода и др.
В зависимости от объекта обложения выделяют
следующие виды личных налогов: налог
на доходы физических лиц, налог на прибыль
организаций.
В настоящее время главенствующее положение
в российском федеральном бюджете занимают
косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные
пошлины). В 2002—2004 гг. на их долю приходилось
около 80% общей суммы доходов федерального
бюджета.
Как следует из приведенных статистических
данных, основное место в структуре налоговых
доходов принадлежит НДС, обеспечивающему
в 2002 г. 44,4%, 2003 г. - 43,5% и 2004 г. - 33,9% всех доходов
бюджета. Поступление платежей по налогу
на прибыль организаций уменьшилось с
10,1% в 2002 г. до 6,5% в 2004 г., что связано в основном
с перераспределением размеров отчислений
по налоговым платежам на прибыль между
уровнями бюджетной системы и структурным
изменением налоговых доходов.
Необходимо отметить положительную тенденцию:
рост поступлений за пользование природными
ресурсами с 12,6 % в 2002 г. до 13,8 % в 2004 г. Схожая
картина наблюдается в некоторых развитых
странах, и, как показала практика, подобная
тенденция позволяет заметно снизить
налоговое бремя производителя, что, в
свою очередь, приводит к интенсификации
предпринимательской деятельности и экономики
в целом.
В отличие от федеральных региональные
налоги (на имущество организаций, на игорный
бизнес и транспортный) могут быть введены
в действие не только через Налоговый
кодекс, но и законами субъектов Российской
Федерации (п. 3 ст. 12 НК РФ). Из этого следует,
что такие элементы, как ставка, порядок
и срок уплаты подобных налогов, а также
условия предоставления льгот варьируются
в зависимости от географии их применения.
По аналогичной схеме устанавливаются
и местные налоги — земельный и на имущество
физических лиц. Разница состоит лишь
в том, что прерогатива определения значений
указанных элементов принадлежит представительным
органам муниципальных образований (п.
4 ст. 12 НК РФ). Таким образом, один и тот
же вид налога может иметь различные ставки,
сроки и порядок уплаты в зависимости
от места его взимания.
Классификация по плательщикам включает
три группы налогов:
1) с юридических лиц (налог на прибыль
организаций и др.);
2) физических лиц (налог на доходы физических
лиц, налог на
имущество физических лиц и др.);
3) юридических и физических лиц (транспортный
налог, земель
ный налог и др.).
По объекту налогообложения выделяют
следующие группы платежей:
■ налоги на доходы (налог на прибыль организаций,
налог на
доходы физических лиц),
■ налоги на имущество (налог на имущество
организаций, физи
ческих лиц),
■ налоги на действия (сбор за использование
объектов животного мира, уплата стоимости
лицензий).
По назначению можно выделить налоги общие
(обезличиваются и поступают в бюджеты
разных уровней), специальные (имеют строго
определенную направленность и формируют
централизованные целевые фонды, например,
транспортный) и чрезвычайные (вводятся
при наступлении каких-либо особых обстоятельств).
Кроме указанных классификационных схем,
в литературе и на практике применяются
и другие — по характеру применяемых ставок,
по отраслевому принципу и т.д.
2.Прямые и
косвенные налоги.Налоги на
Существующие налоги в зависимости от подходов к их классификации можно подразделить на несколько видов: республиканские (общегосударственные); прямые и косвенные; самостоятельные и дополнительные; постоянные (обычные) налоги и чрезвычайные (временные); основные и добавочные налоги; налоги на юридические и физические лица и т.д. При этом сказать, что самая широкая классификация по методу установления все налоги подразделяет на .группы. Это прямые и косвенные.
Прямые налоги - те, которые непосредственно связаны
с результатом хозяйственно-финансовой
деятельности, оборотом капитала, увеличением
стоимости имущества, ростом рентной составляющей.
Прямые налоги прямо пропорциональны
платежеспособности.
Косвенные налоги - это те, которые являются надбавкой к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота или продаж товаров, работ, услуг.Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (налог на добавленную стоимость - НДС, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и др. налоги.).Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.Преимущество косвенных налогов состоит в их небольших размерах по сравнению с прямыми налогами, их легче собирать, т.к. они определяются уровнем розничной или оптовой продажи.Косвенные налоги называют еще безусловными, потому что они ни связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, а косвенные - большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому принято считать, что прямые налоги - это налоги на доходы, а косвенные на расходы, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.В Российской Федерации все налоги разделены на три группы; в зависимости от того, кто взимает налог и куда они поступают.
- федеральные налоги.
- налоги республик в составе РФ, налоги краев, областей, автономных образований.
- местные налоги.
Федеральные налоги взимаются на всей территории России по одинаковым правилам. При этом все суммы сборов от 6 до 14 федеральных налогов (в структуре федеральных налогов - это первые шесть) должны зачисляться в федеральный бюджет РФ.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отличаются Налоговым Кодексом. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Кодексом.
Все республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.
Из местных налогов (а их всего 22) обязательны только 3 - на имущество физических лиц, земельный, а также регистрационный сбор с физических лиц, Занимающихся предпринимательской деятельностью. Местные налоги и сборы устанавливаются нормативными правовыми актами представительными органами местного самоуправления в пределах, установленных Налоговым Кодексом.
Налоги на прибыль представляют собой снижающуюся статью
доходов правительства, поэтому в настоящее
время в развитых странах рассчитывают
на прогрессивные подоходные налоги. Данный
налог контрастирует со строго пропорциональным
налогом, при котором все налогоплательщики
платят одинаковую часть своего дохода.
Регрессивный налог отбирает большую
долю дохода у бедных семей, чем у богатых.
Налог называется пропорциональным, прогрессивным, или
регрессивным в зависимости от того, какую долю дохода
платит налогоплательщик с высоким доходом.
Налог считается: прогрессивным, если
с увеличением дохода доля налога в общем
доходе возрастает; пропорциональным,
если сумма налога представляет собой
постоянную долю дохода; и регрессивным,
если бремя налога относительно тяжелее
для семей с низкими доходами, чем для
богатых семей. Регрессивный налог характеризуется
взиманием более высокого процента с низких
доходов и меньшего процента с высоких
доходов. Это такой налог, который возрастает
медленнее, чем доход. Пропорциональный
налог, забирает одинаковую часть от любого
дохода (единая ставка для доходов любой
величины).
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Это значит, что налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ, но не может превышать 2,2 % (границы, установленной Налоговым Кодексом). Объектом налогообложения является имущество организации, которое находится на балансе предприятия как объекты основных средств, по остаточной стоимости (первоначальная стоимость - накопленная амортизация) Счет 01 - Счет 02 бухгалтерского учета. Раньше перечень объектов, облагавшихся данным налогом, был больше, сюда относились и нематериальные активы, материалы, иные средства. Затем перечень их сократился, а ставка была увеличена. Поступления от данного налога идут в бюджеты субъектов РФ. Налоговая база для организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признается первый квартал, полугодие и 9 месяцев.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом и регулируется Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Плательщиками являются физические лица — собственники имущества. Объектами налогообложения являются жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, любое иное строение, помещение или сооружение, а также доля в праве общей собственности на указанные объекты. Налоговые ставки устанавливаются органами местного самоуправления, но должны быть в диапазоне ставок, указанных в федеральном законодательстве. Ставки зависят от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Для отдельных категорий граждан (например, инвалидов, пенсионеров) введены налоговые льготы.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Это значит, что налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ, но не может превышать 2,2 % (границы, установленной Налоговым Кодексом). Объектом налогообложения является имущество организации, которое находится на балансе предприятия как объекты основных средств, по остаточной стоимости (первоначальная стоимость - накопленная амортизация) Счет 01 - Счет 02 бухгалтерского учета. Раньше перечень объектов, облагавшихся данным налогом, был больше, сюда относились и нематериальные активы, материалы, иные средства. Затем перечень их сократился, а ставка была увеличена. Поступления от данного налога идут в бюджеты субъектов РФ. Налоговая база для организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признается первый квартал, полугодие и 9 месяцев.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом и регулируется Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Плательщиками являются физические лица — собственники имущества. Объектами налогообложения являются жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, любое иное строение, помещение или сооружение, а также доля в праве общей собственности на указанные объекты. Налоговые ставки устанавливаются органами местного самоуправления, но должны быть в диапазоне ставок, указанных в федеральном законодательстве. Ставки зависят от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Для отдельных категорий граждан (например, инвалидов, пенсионеров) введены налоговые льготы.
3.Сходство
и раздичие между налогами,
Налоги, пошлины и сборы являются обязательными платежами (изъятиями), установленными государством. То есть в данном случае имеют место не договорные, а административные отношения, основанные на властном подчинении плательщика государству.
На первый взгляд трудно разобраться, чем же отличаются друг от друга все эти платежи. Между тем, различия есть, и серьезные.
1) Налог, в отличие от сбора или пошлины, является платежом, взимаемым не единовременно, а периодически.
2) В определении налога употребляется слово «платеж», «денежные средства», тогда как сбор и пошлина – «взнос», а значит, не требует обязательной денежной формы.
3) Законодатель определяет в качестве цели взыскания налога финансовое обеспечение деятельности государства (либо муниципального образования - в зависимости от того, в какой бюджет предназначен налог); относительно пошлины и сбора такое назначение не установлено законом. Следовательно, целью взыскания последних может быть, например, финансовое обеспечение отдельной отрасли либо государственного органа (как, например, плата за пользование лесом- в целях возмещения потерь лесного хозяйства).
4) Сбор (и пошлина, как вид сбора)- это особый вид налога, взымаемый за предоставление каких-либо государственных услуг. То есть, в отличие от налога, сбор и пошлина являются возмездными платежами, то есть государство в качестве встречного предоставления обеспечивает плательщику сбора или пошлины какую-то услугу или право: предоставление разрешения, лицензии, осуществление регистрационных действий и т.д. Налог же является платежом безвозмездным, а точнее, «индивидуально безвозмездным», поскольку в глобальном смысле налог как основа бюджетных средств расходуется в конечном итоге на нужды налогоплательщиков
5) Зачем же законодатель счел нужным выделить из понятия сбора понятие пошлины? Мы полагаем, что тут существует тонкое различие, а именно: сбор - платеж за обладание особым правом (право на осуществление определенной деятельности, лицензия, право пользования объектами животного мира и т.д.); пошлина - плата за совершение в пользу плательщиков юридически значимых действий (государственная регистрация права на недвижимость, совершение нотариальных действий и т.д.).
Налог и сбор как элементы налоговой системы РФ.
Как известно, налоговая система Российской Федерации включает в себя налоги федеральные, региональные, местные, а также специальные налоговые режимы. Предметы ведения Российской Федерации, региональных и местных властей в части налогов разграничены Конституцией и Налоговым кодексом РФ. Как налоги, так и сборы могут входить в федеральные, региональные и местные налоги, то есть устанавливаться властями разных уровней. Государственная же пошлина является элементом исключительно федеральным, то есть региональные и местные власти не обладают правом вводить этот сбор самостоятельно.
Что касается специальных налоговых режимов, то они не устанавливают новых налогов или сборов, а лишь предоставляю льготы или освобождение от уплаты таковых.
Информация о работе Понятие налоговой системы.Классификация налогов