Содержание
Введение
- Понятие о составе налогового
законодательства
- Актуальные проблемы налогового
законодательства РК
Заключение
Список использованной литературы
Введение
- В сложных условиях становления
рыночной экономики в Республике Казахстан,
особенно важное и актуальное значение
имело формирование рациональной налоговой
системы, не оказывающей угнетающего воздействия
на предпринимателей и позволяющей проводить
эффективную бюджетную политику. Налоговая
система – это целостность или комплекс,
состоящий из совокупности налогов, находящихся
во взаимодействии друг с другом с целью
обеспечения интересов налогоплательщиков
и государства, составная часть рыночных
отношений. От того, как она функционирует,
во многом зависит успех экономических
реформ в стране. Действующее в настоящее
время налоговое Законодательство РК
является одним из этапов становления
и развития налоговой системы Республики
Казахстан. Вступивший в силу с 1 января
2009 года новый Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10 декабря 2008 года № 99-IV (Налоговый кодекс) предусматривает снижение налоговой нагрузки на не сырьевой сектор экономики, повышение экономической отдачи от добывающих отраслей, совершенствование системы налогового администрирования, модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени», реализацию принципа закона прямого действия, улучшения условий для ведения бизнеса за счет совершенствования налогового администрирования и упрощения налоговых процедур.
Понятие о составе
налогового законодательства
Статья 2 налогового кодекса определила,
что налоговое законодательство Республики
Казахстан состоит из налогового кодекса,
а также нормативных правовых актов, принятие
которых предусмотрено налоговым кодексом.
Налоговое законодательство
состоит из Налогового кодекса и нормативных
правовых актов Правительства и Министерства
государственных доходов Республики Казахстан.
При этом круг вопросов, по которым будут,
приниматься нормативные правовые акты
Правительства или Министерства государственных
доходов Республики Казахстан также чётко
определён Налоговым кодексом.
Налоговый кодекс предполагает
утверждение только тех нормативных
правовых актов, которые прямо
предусмотрены Налоговым кодексом.
Если Правительство или уполномоченный
государственный орган, установят какие-либо
формы или нормативные правовые акты,
не содержащиеся в налоговом кодексе,
то такие формы или нормативные правовые
акты не будут иметь для налогоплательщиков
обязательного значения.
Статья
2 Налогового кодекса четко определила,
что:
ни на кого не может быть возложена
обязанность по уплате налогов и других
обязательных платежей, не предусмотренных
Налоговым кодексом;
налоги и другие обязательные
платежи в бюджет устанавливаются, вводятся,
изменяются или отменяются в порядке и
на условиях, установленных Налоговым
кодексом.
Принятие этих норм предусматривает
регулирование вопросов поступления
в бюджет налогов и других
обязательных платежей только
Налоговым кодексом.
В настоящее время по действующему
законодательству Республики Казахстан
другие обязательные платежи
неналогового характера, поступающие
в бюджет, регулируются различными
законами и постановлениями Правительства
Республики Казахстан. Согласно
статье 54 Конституции Республики
Казахстан только Парламент устанавливает
и отменяет государственные налоги
и сборы. В соответствии с этим
в Общей части Налогового кодекса
предусмотрена данная норма, исключающая
принятие в других законодательных
актах РК каких-либо дополнительных
платежей и сборов в бюджет,
не предусмотренных Налоговым
кодексом. Установить какие-либо
платежи и сборы можно только
единственным способом, путем введения
в Налоговый кодекс поправки.
Из Налогового кодекса следует,
что актом, который определяет
и устанавливает налоговые отношения,
может быть только Налоговый
кодекс. При этом запрещается
включение в неналоговое законодательство
норм, регулирующих налоговые отношения,
кроме случаев, предусмотренных
Налоговым кодексом. Данное весьма
важное положение означает, что
даже если законодателем будут
приниматься законы, регулирующие налоговые
отношения, то в целях налогообложения
будут применяться нормы Налогового кодекса.
- Актуальные проблемы
налогового законодательства РК
Вспомним слова известного
американского политика Бенджамина Франклина,
ставшего афоризмом: «В этом мире неизбежны
только смерть и налоги». Данное выражение
подчеркивает значимость налогов для
государства и общества в целом.
После обретения независимости
и перехода к новым рыночным отношениям
вопросы, связанные с налоговым законодательством
в Республике Казахстан, еще более актуализируются.
Ведь, как известно, от успешного функционирования
налоговой системы во многом зависит результативность
принимаемых экономических решений.
С помощью налогового механизма
государство может создавать необходимые
условия для ускоренного привлечения
капитала в наиболее перспективные отрасли,
а также малорентабельные, но жизненно
необходимые сферы производства и услуг.
В то же время налоговый механизм применяется
для снятия социальной напряженности,
выравнивания уровня доходов налогоплательщиков,
обеспечения политической стабильности
и создания условий, благоприятных для
экономического роста.
Отметим, что сегодня Республика
Казахстан находится на пути форсированного
индустриально-инновационного развития,
а потому нашему государству необходимы
дальнейшая модернизация налогового законодательства,
а также устранение противоречий, дублирования
норм и понятийных дыр.
В п. 2.3 Указа Президента Республики
Казахстан от 24.08.2009 «О Концепции правовой политики
Республики Казахстан на период с 2010 до
2020 года» особо подчеркивается: «Развитое,
ясное налоговое законодательство - одно
из важнейших условий, способствующих
формированию благоприятного инвестиционного
климата, привлечению отечественных и
иностранных инвестиций. В этой связи
налоговое законодательство должно быть
напрямую связано с индустриально-инновационной
стратегией страны: оно должно помочь
развитию несырьевых секторов и внедрить
в стране новые технологии... Следует проработать
вопрос о возможности внедрения института
консолидированного налогообложения,
когда один или несколько налогов уплачивается
«материнской» компанией от имени группы
взаимосвязанных предприятий и такая
группа взаимосвязанных предприятий рассматривается
как единый налогоплательщик по этому
налогу».
Таким образом, данная Концепция
предлагает ввести институт консолидированного
налогообложения. Подобный институт был
совсем недавно введен в Российской Федерации.
Согласно данному Закону право на создание
консолидированной группы предоставляется
российским организациям при условии,
что одна из участвующих в группе организаций
непосредственно и (или) косвенно участвует
в других организациях и доля такого участия
составляет не менее 90 процентов. К создаваемой
группе также предъявляются следующие
требования: сумма налогов, отраженная
в декларациях всех участников за предшествующий
год, должна составлять не менее 10 млрд.
рублей, суммарный объем выручки - не менее
100 млрд .рублей, совокупная стоимость
активов - не менее 300 млрд. рублей.
Консолидированная группа налогоплательщиков
является добровольным объединением на
основе договора, регистрируемого в налоговом
органе. При ее создании обязанности по
исчислению и уплате налога на прибыль
организаций, представлению в налоговый
орган консолидированной отчетности возлагаются
на одно лицо - ответственного участника
консолидированной группы, определяемого
договором. Остальные участники предоставляют
ответственному участнику информацию,
необходимую для правильного исчисления
и уплаты им налога. Ответственный участник
также получает право представлять интересы
остальных участников в налоговых правоотношениях.
Данный институт значительно
упрощает порядок налогообложения организаций,
а также значительно снижает риск уклонения
от налогов крупных налогоплательщиков
и совершения налоговых преступлений.
Обратимся к данным, представленным первым
заместителем председателя агентства
Республики Казахстан по борьбе с экономической
и коррупционной преступностью Р. Ибраимовым
в одной из статей, которая посвящена проблемам
правоприменительной практики.
Ибрагимов Р. отмечает, что холдинги,
состоящие из десятков аффилированных
промышленных, торговых, сервисных организаций
и финансово-кредитных учреждений, широко
используют для ухода от налогообложения
сделки, с помощью которых искусственно
завышают затраты и снижают налогооблагаемую
базу.
Помимо этого, они прибегают
к таким способам, как:
ложное банкротство предприятий
холдингов;
применение мнимых сделок с
целью уменьшения налоговых выплат;
создание искусственной дебиторской
задолженности с последующим ее списанием
на финансовые результаты (убытки);
использование штрафных санкций
между аффилированными компаниями для увеличения себестоимости.
Следующий проблемный вопрос,
встречающийся на практике, связан с несоответствием
электронных программ с нормами налогового
права Республики Казахстан, что порой
приводит к доначислению налогов, пени
и штрафов. Данная проблема была подробно
рассмотрена одним из ведущих специалистов
в сфере налогового и финансового права
в Казахстане Е. Пороховым. Полагаем необходимым
изложить ее основную суть.
В ходе заполнения налоговой
отчетности электронная программа налогового
органа просит налогоплательщика выбрать
валюту исполнения налогового обязательства,
хотя в п. 9 ст. 31 и п. 5 ст. 589 Налогового кодекса
Республики Казахстан (далее - НК РК) прямо
сказано, что они должны совершаться налогоплательщиками
- резидентами РК только в национальной
валюте Республики Казахстан - тенге. НК
РК предусматривает исключения, но и тут
законодатель не должен передавать налогоплательщику
право самостоятельного выбора валюты.
На практике же ошибка налогоплательщика
в указании кода валюты расценивается
налоговыми органами и судами как сознательный
выбор им валюты исполнения налогового
обязательства. То есть получается, что
он сам не начислил полагающиеся налоги,
несмотря на то, что налог уплачен в полном
объеме, а электронная программа не способна
принимать отчетность в иностранной валюте
от налогоплательщиков -резидентов РК.
Еще одна распространенная
ошибка электронной программы - деление
на виды КПН и НДС, хотя НК РК в п. 1 ст. 55
не делит КПН и НДС. Программисты налогового
органа решили поделить корпоративный
подоходный налог и налог на добавленную
стоимость на: КПН с резидентов (КБК - 101101)
и КПН с нерезидентов (КБК - 101102), а также
НДС с резидентов (КБК - 105101) и НДС с нерезидентов
(КБК -105104), соответственно.
На первый взгляд такое деление
(явно противоречащее нормам НК РК) носит
чисто статистический характер, но на
деле оно влечет за собой неблагоприятные
последствия для налогоплательщиков.
Ведь в данной ситуации получается, что
налогоплательщик имеет переплату (КБК
- 105104) и недоимку (КБК - 105101), что приводит
к доначислению НДС с резидента по КБК
105101, пени и штрафа. Далее налоговые органы
и электронная программа не обращают внимания
на наличие уплаченного в бюджет НДС, а
автоматически указанная сумма переплаты
не погашает искусственно образованную
по лицевому счету недоимку.
Более детального разбора требует
и вопрос о налоге на добавленную стоимость.
Так, экономист Н. Дюсенбаев считает, что
нам нужно обратиться к опыту Франции
- родине НДС. Во Франции НДС начисляется
в зависимости от характера товара: то
есть к товарам первой необходимости применяются
пониженные ставки, к товарам второстепенной
значимости - повышенные.
Данный вопрос требует соответствующей
серьезной проработки с научной точки
зрения, т.к. не совсем ясно, какие товары
включат в список льготных товаров и кто
этим будет заниматься, дабы избежать
лоббирования интересов производителей
некоторых видов товаров. В Великобритании
же ставка в 0% действует на продукты, детскую
одежду и книги.
Другим не менее значимым вопросом
является создание налогового суда. Разговоры
об этом ведутся уже давно, а в прошлом
году бывший Председатель Верховного
Суда Республики Казахстан Мусабек Алимбеков
заявил, что становление Астаны как экономического
и финансового центра Казахстана наряду
с Алматы диктует необходимость образования
в Астане финансово-налогового суда. Данное
предложение полгода спустя было поддержано
по итогам семинара «Судебная практика
применения налогового и таможенного
законодательства».
Подобные суды на практике функционируют
во многих развитых странах, в т.ч. США,
которые рассматривают споры, связанные
с неполной уплатой или переплатой подоходного
налога, налога на имущество и налога на
дарение; споры, когда истцом выступают
налогоплательщик или его законный представитель. Они
имеют полномочия определять ставки акцизов
и размер штрафов, накладываемых на частные
фонды, права по взиманию акцизов в отношении
благотворительных организаций, пенсионных
планов, инвестиционных трастов по вложениям
в недвижимость, а также в отношении налога
на спекулятивную прибыль, возникающую
при добыче нефти.