Понятие, сущность и признаки налогов. Принципы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 14:01, контрольная работа

Описание работы

По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения. Показательным примером может служить то, что в XVII веке в Голландии порция рыбы в харчевне облагалась 34 налогами (акцизами).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…3

Понятие, сущность и признаки налогов………………….…………………….4

Принципы налогообложения………………………………………………..………………..8

Список литературы……………………………………………………………...………....10

Файлы: 1 файл

налоги.docx

— 31.67 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное учреждение

Среднего профессионального образования 

Воскресенский колледж.

 

 

 

 

Контрольная работа.

    Предмет: Налоги и налогообложение.

    Тема: Понятие,  сущность и признаки налогов.

               Принципы налогообложения.

 

 

 

                                                                   Выполнила:

                                                                     Студентка 2го курса ЭБУ-021

                                                                Реброва О.И. 13.05.2013г.

                                                                   Оценка__________________

                                                                     Шифр___________________

                                                                                 Преподаватель:

 

 

 

г. Ступино 2013 год.

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………….…3

 

Понятие,  сущность и признаки налогов………………….…………………….4

 

Принципы налогообложения………………………………………………..………………..8

 

Список литературы……………………………………………………………...………....10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

             Налоги известны с глубокой  древности. Во времена натурального  хозяйства уже существовало изъятие  части имущества в виде оброка  у крестьян, ремесленников в пользу  тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и  управляли ими. Сама власть, ничего  не производившая, постоянно нуждалась  в материальных и человеческих  ресурсах, необходимых ей для  собственного потребления и выполнения  специфических, только ей присущих  функций:

           Защита территории; выполнение управляющих  и распределительных функций;  поддержание внутреннего порядка;  сбор налогов и податей с  населения.

              По мере развития экономических  отношений, появились и совершенствовались  новые виды налогообложения. Показательным  примером может служить то, что  в XVII веке в Голландии порция  рыбы в харчевне облагалась 34 налогами (акцизами).

  Неизбежность налогов  настолько очевидна, что еще в  1789 году Бенджамин Франклин, один  из авторов Декларации независимости  США, писал: “В этом мире  ни в чем нельзя быть твердо  уверенным, за исключение смерти  и налогов”. 

Налоги – основной источник формирования доходов государства, важнейший элемент экономической  политики государства. Поэтому оно  уделяет особое внимание правовым основам  налогообложения. Они представляют собой обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и (или) муниципальных образований.  В Конституции Республики Казахстан  определено, что каждый обязан законно  платить установленные налоги и  сборы. Законы, устанавливающие новые  налоги или ухудшающие положение  налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

              В совместном ведении Республики  Казахстан и субъектов Республики  Казахстан находится установление  общих принципов налогообложения  в Республики Казахстан.

              Основным законодательным документом  по налогам  в Республики  Казахстан является Налоговый  кодекс Республики Казахстан.

Выполнение его требований обязательно для налогоплательщиков, нарушение каких-либо положений  указанных в Налоговом кодексе  Республики Казахстан есть серьезное  противозаконное действие наказуемое в административном или уголовном  порядке.).

 

 

 

 

Сущность, понятие и признаки налогов

Налоги — важная экономическая категория, исторически связанная с появлением, существованием и функционированием государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов и их расходования зависят от стадии экономического развития общества, породившего соответствующее государство. Наименьший размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций.

Юридическое определение налогов  и сборов дано в Налоговом кодексе  РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Согласно ст. 8 Налогового кодекса  РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении плательщиков сборов государственными органами, органами ме­стного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Итак, если налоги поступают в бюджетный  фонд, то сборы, как правило, носят  целевой характер и формируют целевые денежные фонды.

Первый сущностный признак  налога — императивность (предписание налогоплательщику со стороны государства, требование обязательности налогового платежа). При невыполнении обязательства применяются соответствующие санкции.

Примечание. В этой связи вспомним об известном высказывании знаменитого  американского просветителя и государственного деятеля Б. Франклина: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов».

 

Второй признак — смена собственника. В частности, через налоги доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной или муниципальной, образуя бюджетный фонд.

 

Третий признак налогов — безвозвратность (налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику) и безвозмездность (плательщик не получает за выплаченные налога никаких материальных, хозяйственных или иных прав). Этот признак в определенном смысле отделяет налоги и сборы от пошлин. Плательщик последних получает права на осуществление каких-либо хозяйственных операций (например, на ввоз или вывоз товаров через таможенную границу).

Государственная пошлина взимается  судебными учреждениями (с исковых  заявлений имущественного и неимущественного характера, кассационных жалоб, за выдачу копий документов); органами государственного   арбитража   (с   исковых   заявлений,   кассационных и апелляционных  жалоб, заявлений о признании  организации и индивидуальных предпринимателей банкротами); нотариальными органами (за регистрацию граждан РФ по месту  их жительства); отделами виз и регистрации; органами загс и другими органами.

Для понимания сущности каждого  отдельного налога необходимо выделить его элементы.

К важнейшим  элементам налога относятся:

  1. субъект налога
  2. носитель налога
  3. объект налога
  4. налоговая база
  5. источник налога
  6. единица обложения
  7. ставка налога
  8. оклад налога
  9. налоговый период
  10. налоговая льгота.

Субъект налога (налогоплательщик) — юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена обязанность уплачивать налог. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который будет действительным носителем налога.

Носитель налога — юридическое или физическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит последний субъекту налога, а не государству. Классический пример: субъектом налога является производитель или продавец товара, а носителем налога — покупатель товара.

Объект налога — доход или имущество, которые служат основанием для обложения налогом (это могут быть заработная плата, прибыль, дивиденды, рента, недвижимое имущество, ценные бумаги, предметы потребления и др.).

Налоговая база — денежная, физическая или иная характеристика объекта обложения.

Источник налога — доход субъекта налога, из которого вносится последний. Принципиально важно, что налог всегда только часть дохода и потому он всегда меньше дохода по величине. В ряде случаев источник может совпадать с объектом налога (например, налог на прибыль (доход) организаций).

Единица обложения — часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога; например, по подоходному налогу (в Российской Федерации таковым является налог на доходы физических лиц) в качестве единицы обложения выступает рубль дохода; по земельному налогу — гектар, сотка.

Ставка налога — размер налога с единицы: обложения. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) либо в процентах. По своему содержанию выделяют ставки маржинальные (непосредственно указываются в нормативном акте о налоге); фак­тические (определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе); экономические (исчисляются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу).

Оклад налога — сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд.

Налоговый период — время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки внесения последнего в бюджетный фонд.

Налоговая льгота — снижение размера налога. Могут применяться разнообразные льготы: введение необлагаемого минимума (т. е. освобождение от налога части объекта); понижение ставок налога; уменьшение оклада налога; предоставление налогового кредита (отсрочки внесения оклада налога) и др.

 Важными для понимания налоговых отношений являются также следующие понятия.

Налоговое право — совокупность юридических норм, определяющих виды налогов в данном государстве, порядок их взимания, связанный с возникновением, функционированием, изменением и прекращением налоговых отношений. В налоговом праве предусматриваются специальные нормы, устанавливающие по каждому налогу элементы, регламентирующие порядок исчисления, взимания, отмены налога; сроки уплаты; льготы; ответственность плательщиков; порядок обжалования действий налоговых органов.

Налогообложение — это определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, выражающая принудительно-властное, безвозвратное и безвозмездное изъятие части доходов юридических и физических лиц в пользу государства и местных органов власти.

Выделяют  три основных метода расчета налогов (налогообложения):

  1. исчисление фиксированной процентной надбавки к цене реализации (налог с продаж);
  2. исчисление налога в твердых абсолютных суммах с единицы объекта (акцизы);
  3. исчисление налога путем умножения процентной ставки на налогооблагаемую базу (налог на прибыль организаций).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные принципы налогообложения

 

Принципы налогообложения - есть не что иное, как базовые правила, идеи, положения, которые применяются в сфере налогообложения. Таким образом, можно сказать, что они являются принципами построения всей налоговой системы.

 

Современные принципы налогообложения - это ориентир для формирования налогово-правовой политики любого государства. Все принципиальные для системы налогообложения установки разграничиваются на две подсистемы: классические принципы налогообложения и внутринациональные.

Принципы, входящие в первую группу, идеализируют налогообложение. Имеется в виду, что при условии строительства налоговой системы исключительно на основе их использования, она считается оптимальной. Фундаментальные принципы налогообложения описаны в многочисленных трудах Н. Тургенева, Д. Рикардо, А. смита и прочих. К классическим принципам принято относить равномерность, справедливость, дешевизну и удобство.

 

Адамом Смитом в его время  были сформулированы четыре основных принципа налогообложения.

Первый заключался в том, что подданные любого государства обязательно должны покрывать расходы правительства, при этом каждый по возможности, то есть относительно собственной платежеспособности. Второй принцип - налог, выплачиваемый каждым, должен быть четко определен, а ни в коем случае не произволен.

Третий - любой налог взимается с плательщика в то время и таким образом, какой наиболее ему удобен.

Четвертый принцип - устройство налога должно быть таковым, чтобы он извлекал из карманов плательщиков, как можно меньше свыше того, что поступает в государственную казну.

 

Принципы налогообложения делятся  на две группы, и вторая - внутринациональные. На их основе создаются целые налоговые концепции, а также задаются условия для действия налогового механизма в соответствии с типом государства, политическим режимом и возможностями экономического базиса.

 

Принципы налогообложения  РФ закреплены в Налоговом кодексе. Вот их перечень:

 

    1. Принцип законности. Суть его в том, что каждое лицо обязано уплачивать сборы и налоги, установленные законом. Во время установления налогов всегда учитывается, есть ли у налогоплательщика фактическая способность к уплате налога.

Информация о работе Понятие, сущность и признаки налогов. Принципы налогообложения