Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 21:06, реферат
Земельный налог в Российской Федерации является местным налогом и в соответствии со ст. ст. 61, 61.1 и 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полностью подлежит зачислению в местные бюджеты (за исключением бюджетов внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При том, что в настоящее время в Российской Федерации установлены только два местных налога - земельный налог и налог на имущество физических лиц, основной объем налоговых поступлений в местные бюджеты обеспечивается применением земельного налога, который является одним из весомых источников собственных доходов местных бюджетов. Именно от поступлений от земельного налога во многом зависит финансовая самостоятельность местного самоуправления, гарантии которой закреплены в ст. ст. 12, 130, 132 и 133 Конституции РФ.
Введение………………………………………………………………….........2
Глава 1. Земельный налог: порядок установления, налогоплательщики, объект налогообложения………………………………………………….......4
1.Становление и развитие земельного налога в налоговой системе РФ…………………………………………………………………………..........4
2. Налогоплательщики и объект налогообложения……………………........5
Глава 2. Порядок и сроки уплаты земельного налога…………………........7
1. Определение налоговой базы и расчет налога…………………………....7
2. Налоговый и отчетный период, ставки земельного налога………….......8
3. Льготы по земельному налогу………………………………………..........9
Заключение………………………………………………………………........12
Список использованной литературы……………………
Содержания
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Земельный налог: порядок
установления, налогоплательщики, объект
налогообложения………………………………………
1.Становление и развитие земельного
налога в налоговой системе РФ…………………………………………………………………………
2. Налогоплательщики и объект
налогообложения…………………….......
Глава 2. Порядок и сроки уплаты земельного налога…………………........7
1. Определение налоговой базы и расчет налога…………………………....7
2. Налоговый и отчетный период, ставки земельного налога………….......8
3. Льготы по земельному налогу……………………………………….........
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..14
Введение
Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает принцип платности использования земли, в соответствии с которым любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ. Установлены две формы платы за землю: земельный налог и арендная плата.
Развитие рыночного механизма, предпринимательской деятельности диктует необходимость коренного изменения отношения к природным ресурсам, в первую очередь к земле. Посредством налогового регулирования создаются условия, при которых будет невозможно иметь неиспользуемые земли или невыгодно их использовать, одновременно появятся надежные финансовые источники для проведения мероприятий по улучшению землепользования.
Основные цели введения платы за землю следующие:
стимулирование рационального использования земель, повышения плодородия почв;
выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества;
обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах;
формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий;
освоение и охрана земель.
Земельный налог введен на территории большинства государств и составляет значительную часть доходов местного бюджета.
Земельный налог в Российской Федерации является местным налогом и в соответствии со ст. ст. 61, 61.1 и 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полностью подлежит зачислению в местные бюджеты (за исключением бюджетов внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При том, что в настоящее время в Российской Федерации установлены только два местных налога - земельный налог и налог на имущество физических лиц, основной объем налоговых поступлений в местные бюджеты обеспечивается применением земельного налога, который является одним из весомых источников собственных доходов местных бюджетов. Именно от поступлений от земельного налога во многом зависит финансовая самостоятельность местного самоуправления, гарантии которой закреплены в ст. ст. 12, 130, 132 и 133 Конституции РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при установлении местных налогов представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют в порядке и пределах, которые установлены НК РФ, только такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов; иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ. Любое изменение в правовом регулировании земельного налога на федеральном уровне отражается на финансовой самостоятельности местных бюджетов.
В то же время реалии сегодняшнего дня таковы, что правила налогообложения, в том числе и применительно к земельному налогу, устанавливаются и изменяются не только законодательными актами, как того требует ст. 57 Конституции РФ, но и актами органов судебной власти, прежде всего постановлениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС), которые все чаще содержат обязательные правила поведения для налогоплательщиков и налоговых органов, схожие по своим предмету и характеру правового регулирования с налогово-правовыми нормами.
Цель данной работы заключается в том, чтобы на основе действующего законодательства изучить земельный налог: порядок установления, налогоплательщиков, объект налогообложения, порядок и сроки его уплаты.
Глава 1. Земельный налог: порядок установления, налогоплательщики, объект налогообложения
1.1 Становление и развитие земельного налога в налоговой системе РФ
Земля является одним из первых объектов налогообложения. Первоначально земельные налоги занимали центральное место в налоговой системе государств Древнего мира и Средневековья. Это объясняется» в первую очередь господством натурального хозяйства, ориентацией экономики на сельскохозяйственное производство».
Первые упоминания о взимании дани в истории налогообложения в России относятся к эпохе князя Олега. Древнерусские летописные своды употребляют этот термин прежде всего в смысле военной контрибуции, которую подвластные славянские племена платили хазарам и варягам. Ею облагались даже первые русские князья.
В Киевской Руси единицами обложения считались "дым" (количество печей в каждом хозяйстве), орудия для пахоты и количество пашни.
Способы определения дохода с земли в разное время и в различных странах были разнообразны. Самый старый способ состоял в измерении земли и обложении по ее количеству: по югерам в Риме, по хайдам в Англии, по гуфам в Германии, по сохам в России.
В XII - XIII вв. широкое распространение получил натуральный оброк - разновидность феодальной ренты, уплачиваемой зависимыми крестьянами феодалам. Фактически оброк означал обусловленную договором найма аренду, т.е. срочное или бессрочное пользование недвижимым имуществом. Иногда оброком называли плату государству за предоставленное частному лицу право пользоваться казенной землей, различными угодьями.
Но уже на довольно ранней ступени цивилизации из-за несправедливости обложения земли по ее количеству этот способ изменяют: земли разделяют по их плодородию. Так, в Древней Руси различались соха доброй и соха худой земли. Другим старинным способом, еще более распространенным и долго державшимся, была десятина, т.е. взимание налога в размере 1/10 валового дохода с земли.
Таким образом, со второй половины XIV в. налоги преимущественно взимались с "сохи", ставшей главной единицей обложения. В данный период получила развитие посошная подать, включавшая в себя и земельный налог. Земельный налог устанавливался по качеству и количеству земли, а также по социальному положению налогоплательщика.
Земельный налог - местный прямой налог, введенный с 01.07.1981, взимался с кооперативных предприятий, учреждений и организаций, а также граждан СССР, иностранных физических и юридических лиц и лиц без гражданства, которым в установленном законом порядке были выделены земельные участки. От уплаты налога освобождался достаточно широкий круг юридических и физических лиц, в том числе колхозы, пенсионеры и т.д.
В 1990 г. в составе Минфина СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, в 1991 г. учреждается Государственная налоговая служба - независимый орган федеральной государственной власти. Реформирование российского налогового права было связано с объективными факторами, одним из которых является переход России на рыночные отношения.
В 1991 г. плата за землю как правовая категория была введена в действующее законодательство о налогах и сборах с принятием Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю". В данном Законе под платой за землю законодатель понимал формы реализации принципа платного землепользования: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли. При характеристике правовой основы расчета и взимания земельных платежей в период 1991 - 2005 гг. следует отметить «отсутствие систематизации нормативно-правового материала, соответствующие нормы были сосредоточены в многочисленных "непрофильных" правовых актах. Отсутствовала четкая программа реформирования налогового законодательства, многочисленные "налоговые эксперименты" на региональном уровне и другие мероприятия проходили до 1994 г».
Таким образом, на протяжении всей истории обложение земли играло основополагающую роль в податных системах, земля была главным источником богатства. Земельный налог явился первой формой прямого реального обложения, первоначально носившей чрезвычайный характер, но в настоящее время земельный налог взимается на постоянной и регулярной основе.
1.2 Налогоплательщики и объект налогообложения
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) права на недвижимое имущество (право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования и др.) подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и признаются действительными с момента регистрации. В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация - единственное доказательство существования зарегистрированного права. Датой такой регистрации является день внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр.
Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, «признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей». Таким образом, одним из основных условий правомерности уплаты земельного налога является наличие зарегистрированного права в ЕГРП.
Объектом обложения земельным налогом согласно ст. 389 НК РФ являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Земельный участок - это часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.
Для выявления границ земельного участка, как правило, используются землеустроительная документация, материалы межевания объектов землеустройства, карты, планы объектов землеустройства, утвержденный внутрихозяйственный землеустроительный проект.
Если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, указанному участку присвоен кадастровый номер и уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления издано решение о его передаче в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, то эти собственники будут признаваться плательщиками земельного налога в отношении соответствующей доли земельного участка с момента регистрации в ЕГРП права собственности (права долевой собственности) на него.
Не признаются объектом налогообложения все земельные участки, изъятые из оборота, а также земли, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации:
занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
предоставленные для обеспечения обороны и таможенных нужд;
из состава земель лесного фонда;
занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
Глава 2. Порядок и сроки уплаты земельного налога земельный налог уплата законодательство
2.1 Определение налоговой базы и расчет налога
Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода (календарного года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 396 НК РФ).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Если иное не предусмотрено НК РФ, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Информация о работе Порядок и сроки уплаты земельного налога