Порядок обжалования решений налоговых органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 18:08, реферат

Описание работы

Действия и решения налоговых органов и их должностных лиц часто не удовлетворяют налогоплательщика, а зачастую носят противоправный характер. Поэтому право на обжалование решений налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц становится основной гарантией соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков.

Содержание работы

Право на обжалование.

Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу.

Рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа.

Файлы: 1 файл

Порядок обжалования решений налоговых органов Готовый.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

      Порядок обжалования

 решений налоговых  органов

 

 

     Содержание:

 

  1. Право на обжалование.

 

  1. Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу.

 

  1. Рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Право на обжалование

Действия и решения налоговых органов и их должностных лиц часто не удовлетворяют налогоплательщика, а зачастую носят противоправный характер. Поэтому право на обжалование решений налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц становится основной гарантией соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков.

Итак, согласно ст.85 Налогового кодекса  Республики Беларусь (далее - НК) каждый плательщик (иное обязанное лицо) имеет право обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц, если он полагает, что такие решения или действия (бездействие) приняты или произведены с нарушением положений, установленных налоговым или иным законодательством, либо нарушают его права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу

Решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу и (или) в общий либо хозяйственный суд, если иной порядок обжалования не установлен Президентом Республики Беларусь.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд.

Жалоба на решение налогового органа может быть подана в хозяйственный суд в течение одного года со дня вынесения решения.

Под решением, которое может быть оспорено в хозяйственном суде, следует понимать решение установленной формы, подписанное руководителем налогового органа (его заместителем), вынесенное в отношении определенного плательщика (иного обязанного лица) (п.17 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда РБ от 19.05.2005 № 21 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь»).

Могут быть обжалованы, в частности:

- действия должностных  лиц по изъятию документов при проведении налоговой проверки (ст.76 НК);

- постановление налогового  органа о приостановлении операций  плательщика (иного обязанного лица) по счетам в банке (ст.53 НК);

- решение налогового органа  о наложении ареста на имущество (ст.54 НК);

- решение налогового органа  о взыскании налога, сбора (пошлины), пени (ст.56-58 НК);

- решение налогового органа об отказе в возврате (зачете в счет предстоящих платежей);

- излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов (пошлин), пеней (ст.60-61 НК);

- бездействие налогового органа, выразившееся в невынесении решения о возврате превышения сумм налоговых вычетов над суммами НДС, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности не позднее 10 рабочих дней со дня представления плательщиком налоговой декларации (расчета) и заявления о возврате либо в не проведении проверки обоснованности такого возврата (если превышение сумм налоговых вычетов составляет более 3000 базовых величин, установленных на день представления плательщиком указанного заявления) в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня представления плательщиком заявления о возврате (Положение о порядке возврата сумм налога на добавленную стоимость, утвержденное Указом Президента РБ от 15.06.2006 № 397, с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.03.2007);

- бездействие налогового органа, выразившееся в невынесении решения об отмене приостановления операций плательщика (иного обязанного лица) по счетам в банке не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем представления в налоговый орган документов, подтверждающих устранение нарушений, послуживших основанием для приостановления операций по счетам (п.6 ст.53 НК).

Судебная процедура рассмотрения жалоб на решения налоговых органов, действия (бездействие) его должностных лиц регламентирована Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее - ХПК) (ст.48, 51, 100, 193, 199, 205, 219, 228-230) и Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее - ГПК) (ст.337, 338, 339, 353-358 и др.). Предметом обжалования могут быть решения налоговых органов независимо от их наименования (постановление, решение, распоряжение и т.д.).

Для жалоб, подаваемых в суд, необязателен досудебный порядок рассмотрения. Причем одновременное обращение с жалобой в вышестоящий налоговый орган или к вышестоящему должностному лицу и с заявлением (жалобой) в суд, хозяйственный суд не является основанием для отказа в принятии заявления (жалобы). Рассмотрение жалобы в административном порядке не препятствует суду рассматривать по существу дело, возбужденное по идентичному заявлению (жалобе). В связи с этим неприменимо правило ст.355 ГПК о том, что жалоба в общий суд может быть подана в месячный срок, исчисляемый со дня получения гражданином отказа вышестоящего государственного органа или должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если заявителем не был получен на нее ответ.

 Жалоба в административном  порядке подается в вышестоящий  налоговый орган, если обжалуется  решение налогового органа, или  вышестоящему должностному лицу  налогового органа, если обжалуется действие или бездействие его должностного лица. Подписание заместителем начальника налогового органа решения налогового органа должно для целей обжалования рассматриваться в качестве решения налогового органа, а не действия этого должностного лица.

При обжаловании решения, действия (бездействия) в судебном порядке нужно учитывать следующее.

Право на подачу жалобы на решение налогового органа в хозяйственный суд ограничено сроком в 1 год. Указанный годичный срок является специальным и не может быть ни продлен, ни восстановлен судом даже при наличии уважительных причин его пропуска (в отличие от срока для подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган, вышестоящему должностному лицу - см. ст.87 НК). В случае его пропуска хозяйственный суд отказывает в удовлетворении заявления. Обратим внимание, что ограничение установлено только для обжалования решения налогового органа. Право на подачу в хозяйственный суд жалобы на действия (бездействие) его должностных лиц ни НК, ни ХПК не ограничивают.

В хозяйственном суде такие дела рассматриваются по правилам искового производства, но с учетом особенностей разрешения дел о признании недействительными ненормативных актов государственных органов:

- спор о признании недействительным (полностью или частично) решения Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь рассматривается Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь (ст.48 ХПК);

- заявления о признании недействительным решения иного налогового органа предъявляются в хозяйственный суд по месту нахождения истца (заявителя) (ст.51 ХПК);

- при рассмотрении спора о признании недействительным решения налогового органа обязанность доказывания законности оспариваемого акта (в частности, соответствия этого акта законодательному или иному нормативному правовому акту; наличия у налогового органа надлежащих полномочий на издание оспариваемого ненормативного правового акта) возлагается на налоговый орган (ст.100, 229 ХПК). Обязанность доказывания законности действий (бездействия) должностного лица возлагается на должностное лицо, совершившее действия (допустившее бездействие), которые обжалуются;

- дело должно быть рассмотрено судом в срок не более 1 месяца со дня поступления заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу (ст.219 ХПК);

- обязательным является составление мотивировочной части решения хозяйственного суда (ст.193 ХПК);

- решение хозяйственного суда о признании недействительным решения налогового органа подлежит немедленному исполнению (ст.205 ХПК).

В общем суде дела рассматриваются по правилам, установленным для рассмотрения и разрешения дел искового производства с учетом особенностей, предусмотренных для дел по жалобам на действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц, ущемляющие права граждан (§ 1 и 6 главы 29 ГПК). В этом случае также имеет место особое распределение бремени доказывания:

- налоговый орган, его должностные лица обязаны представить суду материалы, послужившие основанием для соответствующих действий (бездействия);

- заявители вправе, но не обязаны представлять суду доказательства и иные материалы (ст.339 ГПК), однако на них лежит обязанность доказать, что обжалуемое действие (бездействие) соответствующего должностного лица имело место (обжалуемое решение соответствующего органа вынесено), а также то, что в результате такого действия (бездействия) или решения они лишены возможности полностью или частично осуществить право, предоставленное им нормативным правовым актом, либо на них неправомерно возложена какая-либо обязанность (ст.179, 353 ГПК).

В жалобе, подаваемой в общий суд, следует особо акцентировать внимание на том, какое именно право заявитель лишен возможности осуществить либо какая конкретно обязанность на него неправомерно возложена в результате обжалуемого решения или действия (бездействия) (ст.353 ГПК).

В случае признания обоснованной жалобы, решение общего суда направляется для устранения допущенных нарушений руководителю налогового органа, должностному лицу, решение или действие которых были обжалованы, либо в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в течение 3 дней со дня вступления решения в законную силу.

Об исполнении решения суда по жалобе должно быть сообщено суду и заявителю не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. Подобный судебный контроль за исполнением решения является существенной гарантией восстановления нарушенных прав.

Судопроизводство по таким делам не может закончиться примирением сторон и заключением мирового соглашения. Вместе с тем в ст.338 ГПК прямо предусмотрены право заявителя отказаться от жалобы, изменить ее мотивы (т.е. обстоятельства, которыми он обосновывает незаконность или необоснованность решения или действия (бездействия)) в пределах обжалуемого решения, действия (бездействия) и право налогового органа, должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются, признать жалобу в случаях, когда они в пределах своей компетенции могут вносить изменения в обжалуемое решение или действие. При рассмотрении заявления в хозяйственном суде отказ от требования, изменение его основания, признание требования налоговым органом возможны в соответствии со ст.63 ХПК. К примеру, сославшись в обоснование своих требований на одно из нарушений, свидетельствующих (по мнению истца) о несоответствии решения налогового органа законодательству, истец вправе до вынесения судом решения изменить основание своих требований, мотивируя незаконность решения ссылкой на иное допущенное нарушение. В связи с этим истцу следует оперативно реагировать на установление в ходе судебного разбирательства фактов, противоречащих фактам, положенным им в основание заявления.

В практике хозяйственных судов имеет место следующий подход: только при условии признания соответствующих решений недействительными, а действий (бездействия) должностных лиц незаконными можно ставить вопрос о возврате из бюджета взысканных в бесспорном порядке денежных средств.

Заявление о признании недействительным решения налогового органа или об обжаловании действий (бездействия) их должностных лиц может быть соединено с требованием о возврате из бюджета списанных денежных средств.

 

 

 

  1. Рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа

 

На практике нередки ситуации, когда все необходимые для принятия решения факты установлены и должным образом подтверждены, а ошибка носит расчетный характер либо связана с юридической квалификацией действий (бездействия) правонарушителя, неправильным применением материально-правовых норм. Дополнительной проверки в таком случае не требуется. При этом правильным будет изменение решения непосредственно органом, рассматривающим жалобу, а не отмена решения с назначением дополнительной проверки (абзац пятый части первой п.2 ст.88).

По общему правилу решение вышестоящего налогового органа, вынесенное по жалобе плательщика (иного обязанного лица), не может быть обжаловано в порядке, установленном ст.86 НК, если это решение не вносит в решение нижестоящего налогового органа изменения, существо которых нарушает права и законные интересы плательщика (иного обязанного лица). Но если решение вышестоящего налогового органа, вынесенное по жалобе, влечет для плательщика (иного обязанного лица) новые правовые последствия (например, им внесены изменения в обжалуемое решение), то такое решение может быть рассмотрено в суде по заявлению, жалобе плательщика (иного обязанного лица) на предмет его законности и обоснованности.

Итак, согласно ст.88 НК  Республики Беларусь:

1.  Жалоба плательщика (иного обязанного лица) рассматривается вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа в срок не позднее одного месяца со дня ее получения.

2. По итогам рассмотрения жалобы на решение налогового органа вышестоящий налоговый орган вправе:

- оставить решение без  изменения, а жалобу – без удовлетворения;

- отменить решение полностью  или частично;

- отменить решение и  назначить дополнительную налоговую  проверку;

- внести изменения в  решение.

По итогам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) должностного лица налогового органа вышестоящий налоговый орган или вышестоящее должностное лицо вправе:

- удовлетворить жалобу;

Информация о работе Порядок обжалования решений налоговых органов