Порядок проведения выездной налоговой проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:47, реферат

Описание работы

Сегодня вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок являются очень актуальными. Ни один налогоплательщик не застрахован от налоговой проверки. И хотя она является нелегким испытанием для руководства организаций и бухгалтеров, не стоить думать, что мы не в состоянии повлиять как на ход самой проверки, так и на ее результаты.
Если в организации прошла проверка, в результате которой начислили большие суммы недоимки, пеней и штрафов, не следует сразу же впадать в отчаяние. Практика показывает, что большой процент вынесенных по результатам проведения налоговых проверок решений можно оспорить.

Файлы: 1 файл

Реферат порядок проведения выездной налоговой проверки.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

В ходе рассмотрения материалов налоговой  проверки руководитель (заместитель  руководителя) налогового органа:

1) устанавливает, совершало ли  лицо, в отношении которого был  составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;

2) устанавливает, образуют ли  выявленные нарушения состав  налогового правонарушения;

3) устанавливает, имеются ли  основания для привлечения лица  к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) выявляет обстоятельства, исключающие  вину лица в совершении налогового  правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность  за совершение налогового правонарушения.

В случае необходимости получения  дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость  проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма  их проведения.

В качестве дополнительных мероприятий  налогового контроля может проводиться  истребование документов, проведение экспертизы.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель  руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении  к ответственности за совершение  налогового правонарушения.

В решении о привлечении к  ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Налогового Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В решении об отказе в привлечении к ответственности за налоговые правонарушения могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

В решении о привлечении к  ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения.

Решение о привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении  к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в  силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе отменить обеспечительные  меры и до указанного выше срока.

Обеспечительными мерами могут быть:

1) запрет на отчуждение (передачу  в залог) имущества налогоплательщика  без согласия налогового органа. Предусмотренный настоящим подпунктом  запрет на отчуждение (передачу  в залог) производится последовательно  в отношении:

  • недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг);
  • транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений;
  • иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов;
  • готовой продукции, сырья и материалов.

При этом запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества каждой последующей  группы применяется в случае, если совокупная стоимость имущества  из предыдущих групп, определяемая по данным бухгалтерского учета, меньше общей  суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) приостановление операций по  счетам в банке.

Приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может применяться  только после наложения запрета  на отчуждение (передачу в залог) имущества  и в случае, если совокупная стоимость  такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате.

При предоставлении налогоплательщиком на сумму, подлежащую уплате в бюджетную  систему Российской Федерации на основании решения о привлечении  к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, банковской гарантии банка с инвестиционным рейтингом рейтингового агентства, включенного в перечень, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации, налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в замене предусмотренных обеспечительных мер.

Копия решения о привлечении  к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения  об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также копия решения о принятии обеспечительных мер и копия решения об отмене обеспечительных мер вручаются лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения.

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных  Налоговым Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры  рассмотрения материалов налоговой  проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом  или судом решения налогового органа о привлечении к «ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения». К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим  налоговым органом или судом  могут являться иные нарушения процедуры  рассмотрения материалов налоговой  проверки, если только такие нарушения  привели или могли привести к  принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

 

Заключение

Любая проверка, а в особенности  налоговая, вносит определенную дезорганизацию в работу предприятия, так как  для обеспечения деятельности проверяющих  необходимо отвлекать от основной работы сотрудников бухгалтерии и юридической службы, да и сам факт нахождения проверяющего на предприятии создает определенную нервозность, что не лучшим образом отражается на работоспособности. Однако даже, если результаты проверки оказались «отрицательными» для организации-налогоплательщика – еще не все потеряно! Все действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, могут быть обжалованы в суде, так же, как и решение о привлечении налогоплательщика к ответственности и иные акты налогового органа. Причем под актом налогового органа в данном случае понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

При проведении налоговой проверки налогоплательщику необходимо внимательно  изучать документы, предъявленные  налоговыми инспекторами: решение о  проведении проверки, требования и  т.д. Несоблюдение формы документа, его изъяны могут оказаться существенной аргументацией в суде со стороны налогоплательщика при возникновении налогового спора. По возможности необходимо налогоплательщику делать  оставлять при себе копии этих документов. Нарушение формы акта налоговой проверки повлекло за собой отмену решений органов налоговых органов о взыскании санкций. 

При проведении проверки проверяющим  необходимо представлять только те документы, которые они затребовали. Показывая  «лишние» документы, можно спровоцировать проверку тех областей своей финансово-хозяйственной деятельности, которые первоначально проверять не планировалось. При чтении акта проверки необходимо обращать внимание: на документы, которые были использованы в ходе проверки; что является источником ошибки, повлекшей доначисление сумм налога; необходимо проверять правильность расчетов, указанных в акте и приложения к нему. Бывают случаи, когда доначисление налогов производится без учета переплат по налогам, выявленных при проверке. Проверяющие тоже люди, и иногда допускают арифметические ошибки. Бывают просто опечатки. Знание налогоплательщиком прав и обязанностей как своих, так и проверяющей стороны позволит активно участвовать в проведении проверки, в ходе определения ее результатов, вынесения решения по проведенной налоговой проверке и привлечении или непривлечении к ответственности при выявлении каких-либо нарушений законодательства. 

 

Список использованной литературы

1. Модернизация налогового контроля (модели и методы): Монография/Под  ред. А.Н.Романова. – М.: ИНФРА-М:  Вузовский, 2010. – XI, 320с.

2. Налоги и налогообложения:  Учеб.пособие/ В.А.Кашин – М.: Магистр, 2010. – 365 с.

3. Организация и методы налоговых проверок: Учеб. пособие – 2-е изд., допол. и перераб./ Под ред. Проф. А.Н.Романова – М.: Вузовский учебник, 2009. – 334с.

4. Налоговые проверки: содержание и последствия/ Ю.М.Лермонтов. – М.: «Финансовая газета», 2012. – 48с.

5. Валов М. А. Выездная налоговая проверка // Журнал «Налоги и платежи»/Арбитражная налоговая практика. № 2, 2009.

6. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2010.-386с

7. Гусева Т. А. Налоговые проверки и оформление их результатов /Журнал «Аудит и финансовый анализ», 2009 №3. 

8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая и вторая)

9. nalog

 




Информация о работе Порядок проведения выездной налоговой проверки