В любом случае первостепенное значение при этом имеет,
рассмотрели ли налоговики возражения
проверяемого лица, и соответственно учли
ли при вынесении решения. Если нет, то
арбитры однозначно отменяют вынесенное
ревизорами решение (постановления ФАС Московского округа
от 27 апреля 2009 г. №КА-А40/3197-09, ФАС Западносибирского
округа от 13 сентября 2007 г. №Ф04-5702/2007(37410-А70-29)).
Аналогичным образом если ИФНС не обеспечила налогоплательщику
право на участие в рассмотрении материалов
проверки, то ее решение подлежит отмене.
Именно такой подход выработан арбитражной
практикой (постановления Президиума
ВАС от 12 февраля 2008 г. №12566/07, ФАС Северокавказского
округа от 25 июня 2012 г. №А22-1674/2010, ФАС Московского
округа от 15 июля 2009 г. №КА-А40/6438-09).
Пунктом 2 статьи 101 Налогового кодекса
среди прочего предусмотрено, что лицо, в отношении которого
проводилась налоговая проверка, вправе
до вынесения решения по ее итогам знакомиться
со всеми материалами дела, включая материалы
дополнительных мероприятий налогового
контроля. В письме от 22 мая 2013 г. №03-02-07/1/18189 представители
Минфина указали, что такое ознакомление
может включать, в том числе снятие копий соответствующих
материалов.
Но помимо этого из разъяснений финансистов
следует, что при рассмотрении материалов
налоговой проверки лишь может быть оглашен
акт налоговой проверки, а при необходимости
и иные материалы мероприятий налогового
контроля. Иным словами, обязанности делать это у руководителя
ИФНС (его зама) нет. Гарантией же соблюдения
прав налогоплательщика в данном случае,
по их мнению, является полное отражение
в акте налоговой проверки выявленных
нарушений, а также участие налогоплательщика
в процессе рассмотрения материалов проверки.
Однако отметим, что с результатами дополнительных мероприятий
контроля инспекторы ознакомить налогоплательщика
обязаны (определение ВАС от 19 января
2009 г. №ВАС-17322/08, письмо Минфина от 19 июня
2009 г. №03-02-07/1-321).
1.3 . Рассмотрение материалов проверки
Вынесение решения по итогам проверки
Перед непосредственным рассмотрением
материалов налоговой проверки по существу
руководитель (заместитель руководителя)
налогового органа должен коснуться решения
общих процессуальных вопросов: объявить,
кто рассматривает материалы, предмет
рассмотрения; выяснить явку, принять
соответствующие решения об отложении
или о проведении заседания; проверить
полномочия представителей; разъяснить
участникам их права.
Далее рассматриваются материалы проверки,
причем эта процедура тоже формализована.
В ходе ее рассмотрения руководитель (заместитель
руководителя) налогового органа:
1) устанавливает, совершало ли лицо, в
отношении которого был составлен акт
налоговой проверки, нарушение законодательства
о налогах и сборах;
2) устанавливает, образуют ли выявленные
нарушения состав налогового правонарушения;
3) устанавливает, имеются ли основания
для привлечения лица к ответственности
за совершение налогового правонарушения;
4) выявляет обстоятельства, исключающие
вину лица в совершении налогового правонарушения,
либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие
ответственность за совершение налогового
правонарушения.
Как следует из п. 4 ст. 101 НК РФ, при рассмотрении
материалов налоговой проверки может
быть оглашен акт налоговой проверки,
а при необходимости - и иные материалы
мероприятий налогового контроля, а также
письменные возражения лица, в отношении
которого проводилась проверка. То есть
налогоплательщик, не успевший в отведенный
ему НК РФ период времени подготовить
письменные возражения на акт налоговой
проверки, вправе в устной форме донести
суть своих возражений до руководителя
(заместителя руководителя) налогового
органа.
При рассмотрении акта налоговой проверки
совместно с материалами налоговой проверки
руководителем (заместителем руководителя)
налогового органа также исследуются
представленные налогоплательщиком доказательства.
В случае необходимости в ходе рассмотрения
может быть принято решение о привлечении
к участию в этом рассмотрении свидетеля,
эксперта, специалиста, если руководитель
(заместитель руководителя) налогового
органа осознают, что без помощи указанных
лиц обоснованное решение принять едва
ли удастся.
Результатом рассмотрения материалов
налоговой проверки с участием налогоплательщика
может стать вынесение решения либо продление
срока рассмотрения материалов налоговой
проверки.
По итогам рассмотрения материалов
проверки руководителем (заместителем
руководителя) налогового органа по результатам
может быть вынесено одно из двух решений:
1)решение о привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения.
2)решение об отказе в привлечении
к ответственности за совершение налогового
правонарушения.
Главным отличием решения о привлечении
к ответственности за совершение налогового
правонарушения от решения об отказе в
привлечении к ответственности за совершение
налогового правонарушения обычно становится
то, что первое из них содержит подлежащие
уплате недоимку, штрафы и пени, а второе
– только недоимку и пени.
Копия принятого решения вручается лицу,
в отношении которого вынесено указанное
решение, либо его представителю под расписку
или передается иным способом, свидетельствующим
о дате получения налогоплательщиком
этого решения (п. 13 ст. 101 НК РФ). На практике
решение редко выдается в день рассмотрения
материалов проверки, однако налогоплательщик
не уйдет с пустыми руками: ему вручат
под роспись протокол рассмотрения возражений
налогоплательщика и материалов проверки.
Форма этого документа официально не утверждена,
да и обязанности составлять такой протокол
налоговое законодательство не предписывает.
Однако ФНС России настаивает на составлении
этого документа, в котором должны быть
указаны дата и место его составления,
лица, участвовавшие в рассмотрении возражений
налогоплательщика и материалов проверки
(в случае, если налогоплательщик не явился,
об этом делается соответствующая запись
в протоколе), доводы, приведенные налогоплательщиком
в свою защиту.
Возможен и другой исход состоявшегося
заседания: рассмотрение материалов проверки
будет продлено в связи с назначением
дополнительных мероприятий налогового
контроля.
В случае необходимости получения
дополнительных доказательств для подтверждения
факта совершения нарушений законодательства
о налогах и сборах или отсутствия таковых
налоговики вправе вынести решение о проведении
дополнительных мероприятий налогового
контроля. В соответствии с пунктом 6 статьи
101 Налогового кодекса на все про все ревизорам
отводится не более одного месяца. Причем
согласно данной норме в решении о проведении
подобных ревизий должны быть четко прописаны
обстоятельства, вызвавшие необходимость
проведения таких дополнительных мероприятий;
кроме того, указываются срок и, собственно,
то, каким образом инспекторы планируют
добыть «компромат». Речь может идти как
об истребовании каких-либо документов,
так и о допросе свидетелей и (или) проведении
той или иной экспертизы.
По общему правилу акт проверки,
другие ее материалы, в том числе представленные
налогоплательщиком письменные возражения,
а также материалы дополнительных мероприятий
контроля, в ходе которых были выявлены
налоговые нарушения, должны быть рассмотрены
руководителем ИФНС или его замом в течение10
дней (п. 1 ст. 101 НК). По окончании этого срока
с момента истечения срока на представление
проверяемым лицом возражений по акту
уже подлежит вынесению итоговое решение
по ревизии. Вместе с тем по существу решение
о проведении дополнительных мероприятий
контроля может быть вынесено инспекторами
только после изучения имеющихся материалов
проверки. В частности, по мнению Конституционного,
Суда, это возможно лишь после того, как
руководителем (заместителем) ИФНС будет
установлено (определение КС от 27 мая 2010
г. №650-О-О):
– совершало или не совершало
лицо, в отношении которого составлен
акт налоговой проверки, нарушение налогового
законодательства;
– образуют ли выявленные нарушения
состав налогового правонарушения.
И только, если в материалах
нет достаточных доказательств вины налогоплательщика
в совершении вмененного правонарушения,
могут быть назначены дополнительные
мероприятия контроля. Очевидно, что для
этого необходимо оценить уже имеющиеся
в деле доказательства.
Собственно говоря, пунктом
1 статьи 101 Налогового кодекса предусмотрено,
что срок, отведенный на вынесение решения
по результатам проверки, а считай, на
рассмотрение ее материалов, может быть
продлен, но не более чем на месяц.
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задача 1
Организация уплатила налоги
позже установленного срока на 15 дней:
- НДС – 20.000 р.
- Налог на прибыль организации
– 15.000 р.
- Транспортный налог –
3.000 р.
Рассчитать финансовые санкции,
которые необходимо уплатить в бюджет.
Ставка рефинансирования Банка России
– 10%.
Решение:
1.Рассчитаем сумму пени
по каждому налогу. Пеня начисляется
за каждый день просрочки уплаты
налога, начиная со следующего
за установленным законодательством
дня уплаты налога. Ставка пени
равна 1/300 ставки рефинансирования
Банка России. Количество дней просрочки
уплаты налога определяется исходя из
срока уплаты по законодательству и даты
фактической уплаты организацией.
- по НДС размер пени
составит:
20.000 р. * 1/300 *10% +15 дней=2.615 р.
Количество дней просрочки
дано в условии задачи, т.е. 15 дней.
- по налогу на прибыль
организации размер пени составит:
15.000 р. * 1/300 * 10% / 100% + 15 дней = 1.965
р.
Количество дней просрочки
дано в условии задачи, т.е. 15 дней.
- по транспортному налогу
размер пени составит:
3.000 * 1/300 * 10% / 100% + 15 дней = 405 р.
Количество дней просрочки
дано в условии задачи, т.е. 15 дней.
Общая сумма пени будет ровна:
2.615 р. + 1.965 р. + 405 р. = 4.985 р.
2.Неуплата налога или
неполная уплата сумм налога
влечет за собой взыскание
штрафа в размере 20% неуплаченной
суммы налога. Рассчитаем сумму
штрафа по каждому налогу.
- по НДС:
20.000 р. * 20% = 4.000 р.
- по налогу на прибыль
организации:
15.000 р. 20% = 3.000 р.
- по транспортному налогу:
3.000 р. * 20% = 600 р.
Общая сумма штрафа равна:
4.000 р. + 3.000 р. + 600 р. = 7.600 р.
Ответ: 12.585 р.
Задача 2
ООО не подали заявление в налоговый
орган о постановки на учет и не сообщила
об открытии счета в течение 15 дней с момента
регистрации. Деятельность организация
не вела. Рассчитать финансовые санкции,
которые должна уплатить организация.
Решение:
Согласно ст.116 нарушение постановки
на учет в НО.
Нарушение налогоплательщиком
установленного настоящим кодексом срока
подачи заявления о постановке на учет
в НО по основаниям, предусмотренным настоящим
кодексом, влечет взыскание штрафа в размере
10000 руб.
Заявление об открытии счета
подается в течение 5 дней. Нарушение налогоплательщиком
установленного НК РФ срока предоставления
в НО информации об открытии ими счета
в каком-либо банке влечет взыскание штрафа
в размере 5000 руб.
Задача 3.
При проверке установлено, что
организация за 2012 год не доначислила
налоги: 1)НДС 50000 руб. за 4 квартал 202 года.
2) Налог на имущество организации 2000 руб.
Организация по итогам налогового периода
должна уплатить НДС 20.01.2013 года, налог
на имущество организации 30.03.2013 года.
По инкассовому поручению НО 20.08.203 года
взысканы денежные средства в бюджет государства.
Рассчитайте финансовые санкции, которые
необходимо уплатить организации. Ставка
рефинансирования банка России 10%
Решение:
По результатам проверки организация
к уплате в бюджет суммы до начисленных
налогов:
- Налог на добавленную
стоимость – 20000 рублей
- Налог на прибыль –
15000 рублей.
- Транспортный налог –
3000 рублей
Кроме того организация должна
уплатить пени за несвоевременную уплату
налогов (ст. 75 НК РФ) и штраф за неполную
уплату налога (ст. 122 НК РФ)
Рассчитаем сумму пени по каждому
налогу. Пени начисляются за каждый день
просрочки уплаты налога, начиная со следующего
за установленным законодательством дня
уплаты налога. Ставка пени составляет
1\300 ставки рефинансирования банка России.
Количество дней просрочки уплаты налога
определяется, исходя из срока уплаты
по законодательству и датой фактической
уплаты организацией. Произведем расчеты.
а) по НДС размер пени составляет
50000*1\300*10*212=3533 (руб.)
Количество дней определяется
следующим образом:
За 4 квартал 2012года налогоплательщик
должен уплатить НДС до 20.01.13г., а уплатил
20.08.13г.
365-153=212 дней задержал уплату
б) по налогу на имущество организации:
2000*1\300*10*143=95 (руб.)
Количество дней определяется
следующим образом:
Налогоплательщик должен был
уплатить налог на имущество организации
до 30.03.13г.,а уплатил 20.08.13г.,следовательно,просрочка
составляет 143 дня.
Неуплата или неполная уплата
сумм налога влечет за собой взыскание
штрафов в размере 20 % неуплаченных сумм
налога (ст. 122 НК РФ).
а) по НДС:
50000*20%=10000(руб.)
б) налог на имущество организации:
2000*20%=400(руб.)
Общая сумма штрафа составляет
10400 руб.
Задача 4.
При проверке НО, 25 апреля 2013г.
банком были зафиксированы следующие
виды нарушения:
- Открытие банком счета ИП 10.02.13г.
без предъявления предпринимателям свидетельства
о постановке на учет в НО
- Не сообщены, НО сведения о закрытии
счета организации 12.03.13г.
- Не приостановлены операции
по счету налогоплательщика при наличии
решения НО от 15.04.13г.Рассчитайте штрафные санкции.
Решение:
- В соответствии с п.1 ст.132 НК
РФ открытие банком счета ИП, без предъявления
этим лицом свидетельства (уведомления)
о постановке на учет в НО, равно открытию
счета при наличии у банка решения НО о приостановлении по счетам этого лица, влекут взыскание штрафа в размере 20000 руб. Приостановление ИП свидетельства о постановке на учет в НО установлено п.1 ст.86 НК РФ в качестве обязательного условия при открытии банком счетов этим лицам
- Несообщение банком НО сведений о закрытии счета ИП, согласно п.2 ст132 НК РФ, влечет взыскание в размере 40000 руб. Позитивная обязанность банка в предоставлении такого сообщения не только из положений, но и из нормативных актов иных отраслей права.
- В соответствии со ст. 134 НК РФ
исполнения банком при наличии у него
решения, НО о приостановлении операций
по счетам налогоплательщика влечет взыскание
штрафа в размере 20 % от суммы, перечисленной
в соответствии с поручением налогоплательщика,
но не более суммы задолженности, а при
отсутствии задолженности в размере 20000
руб.
Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрены:
общие положения порядка рассмотрения
материалов налоговых проверок, права
налогоплательщиков при применении налогового
контроля, непосредственно сам порядок
рассмотрения материалов налоговой проверки,
вынесение решения по итогам проведения
налоговых проверок, а так же дополнительные
меры налогового контроля.
Выполнены все задачи, поставленные во
введении данной исследовательской работы,
в том числе:
- рассмотрены основные
понятие порядка рассмотрения материалов
налоговых проверок;
- выделены основные права
налогоплательщиков при налоговом контроле;
- изучен порядок проведения
рассмотрения материалов проверки,
вынесение решения по итогам проверки.