Правовые основы местного налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 11:06, реферат

Описание работы

Налоговый кодекс Российской Федерации 1998г., сократил число местных налогов до пяти, оставив земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение и местные лицензионные сборы. С 1 января 2005г. в НК РФ осталось два налога - земельный налог и налог на имущество физических лиц. В числе местных платежей в настоящее время отсутствуют сборы (гл.15 НК РФ).
Следует отметить, что существующие в настоящее время местные налоги в России относятся к прямым.
В соответствии со статьями 13-15 НК РФ, в налоговую систему входят 13 налоговых платежей, из них, как отмечалось ранее, только 2 налога относится к местным: земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Файлы: 1 файл

Правовые основы местного налогообложения.docx

— 16.37 Кб (Скачать файл)

Правовые основы местного налогообложения

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», основываясь на положениях Европейской хартии местного самоуправления, закрепили самостоятельность управления органами местного самоуправления, муниципальной собственностью, установления и исполнения местного бюджета.

Как известно, важнейшим  источником доходов бюджетов бюджетной  системы любого государства, в том  числе и России, являются налоги.

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые  государством с хозяйствующих субъектов  и с граждан по ставке, установленной  в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  системы налогов и сборов. В  современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов  государства. Помимо этой финансовой функции  налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Cтановление и развитие местных налогов и сборов в России происходило неравномерно.

В период 90-х годов XX века число местных налогов  и сборов было более 20. В эти годы начала формироваться новая система  местных налогов и сборов, взамен существовавших в советское время. На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1981г. «О местных  налогах и сборах» предусматривалось  взимание налога с владельцев строений, земельного налога и налога с владельцев транспортных средств. Данный Указ регулировал  налоговые отношения до вступления в действие Закона Российской Федерации  от 27 декабря 1991г. № 2118-1 «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации», который ввел в налоговую  систему специальную группу платежей — местные налоги. В нее были включены «собственно» налоги, сборы  и другие платежи, всего 22 платежа.

Налоговый кодекс Российской Федерации 1998г., сократил число  местных налогов до пяти, оставив  земельный налог, налог на имущество  физических лиц, налог на рекламу, налог  на наследование или дарение и  местные лицензионные сборы. С 1 января 2005г. в НК РФ осталось два налога - земельный налог и налог на имущество физических лиц. В числе  местных платежей в настоящее  время отсутствуют сборы (гл.15 НК РФ).

Следует отметить, что существующие в настоящее  время местные налоги в России относятся к прямым.

В соответствии со статьями 13-15 НК РФ, в налоговую систему  входят 13 налоговых платежей, из них, как отмечалось ранее, только 2 налога относится к местным: земельный  налог и налог на имущество  физических лиц.

В определении Конституционного Суда РФ от 05.02.1998 № 22-0 было отмечено, что  применительно к органам местного самоуправления понятие «установление  налогов и сборов» имеет особый юридический смысл. Определение  данного понятия возможно только с учетом основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в ст., ст. 34, 35 Конституции РФ, а  также конституционного принципа единства экономического пространства. Отсюда следует, что органы местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законом. Представительные органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать лишь вопрос, вводить или не вводить те местные налоги, которые закреплены в НК РФ.

Итак, местные налоги устанавливаются представительными  органами местного самоуправления в  рамках их компетенции, полностью зачисляются  в местный бюджет и предназначены  для решения вопросов местного значения.

Установление местных  налогов в Российской Федерации  характеризуется различиями в их правовом регулировании. Местные налоги должны устанавливаться НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных налогах, а в отношении внутригородских муниципальных образований - законами законодательных (представительных органов государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга). В настоящее время установление и порядок удержания налога на имущество физических лиц производится НК РФ и Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (с изменениями и дополнениями).

Исследуя историю  становления и развития местного налогообложения в России, необходимо отметить, что в качестве причин, приведших в настоящее время  к финансовой зависимости органов  местного самоуправления от органов  государственной власти, является несовершенство налогового законодательства. В результате чего формирование местных бюджетов происходит преимущественно за счет ежегодно устанавливаемых отчислений от федеральных и региональных налогов  и сборов, а не за счет местных  налогов, что порождает иждивенческие  настроения у руководителей муниципальных  образований.

Следует, однако, подчеркнуть, что законодательно провозгласив самостоятельность  муниципальных образований, предусмотрев возможность создания ими местных  бюджетов, государство, фактически, не обеспечивает их деятельность необходимыми финансовыми ресурсами.

В литературе, в  частности, известный ученый, академик, крупнейший специалист в области  конституционного и муниципального права России О.Е. Кутафин еще в конце прошлого века подчеркивал, что при увеличении нагрузки на муниципальные образования в связи с передачей им полномочий федеральных органов, не обеспечивалось выполнение переданных полномочий финансированием. Особенно это касается сферы здравоохранения, образования и т.д.

В последнее время  наблюдается положительная тенденция  в решении этой проблемы. Так, один из важнейших законов последнего времени ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 года № 3-ФЗ уже закрепляет норму о  том, что при передаче органам  местного самоуправления полномочий федеральных  органов государственной власти одновременно должно предусматриваться  и выделение соответствующих  ассигнований на их выполнение из федерального бюджета. Согласно п. 7 ст. 48 указанного закона, «органы местного самоуправления обязаны предоставлять в пределах границ муниципальных образований  сотруднику полиции, замещающему должность  участкового уполномоченного полиции, помещения для работы на обслуживаемом  административном участке. Оборудование помещений мебелью, оргтехникой  и средствами связи и обеспечение  технической эксплуатации этих помещений (водоснабжение, отопление, оснащение, уборка, ремонт) осуществляются за счет средств федерального бюджета». Таким образом, закрепляется передача органам местного самоуправления государственных функций одновременно с передачей соответствующего объема финансирования.

Однако реформа  местного самоуправления, как и реформа  межбюджетных отношений, привели к  тому, что местные органы власти оказались все еще без достаточных  финансовых средств для осуществления своих задач и функций, развития соответствующих территорий. Поэтому, как важный источник пополнения местных бюджетов, некоторые авторы предлагают ввести на постоянной основе единый налог на вмененный доход и отнести его к числу местных налогов.

Целесообразно также  восстановить категорию «регулирующих  налогов» и предусмотреть такие  нормативы отчислений от них, которые  обеспечат общий объем доходов  бюджета субъекта РФ, доходов местного бюджета не ниже минимального уровня, установленного для каждого региона  законом о федеральном бюджете  на соответствующий год и плановый период. Пени и штрафы, закрепленные административным законодательством  за налоговые правонарушения, тоже могут служить источником пополнения местного бюджета.

Так как Россия является федеративным государством, то преобладающими для нее, бесспорно, являются вертикальные бюджетные связи, т.е. связи между Российской Федерацией в целом, ее субъектами и муниципальными образованиями, как правило, строящиеся на основе субординации. Горизонтальные же бюджетные связи отражают связи  между равноправными по юридическому статусу территориями: субъектами Федерации  относительно друг друга или муниципальными образованиями соответственно, что  должно учитываться при правовом регулировании формирования местных  бюджетов.

Только на основе научного подхода, путем постепенного введения изменений в систему  налогов, налоги будут осуществлять, прежде всего, регулирующую и стимулирующую (а не только фискальную и перераспределительную) функции, в результате чего станет возможно расширение налогооблагаемой базы, и тогда увеличатся поступления налоговых доходов в бюджет, в том числе, и в местные бюджеты.


Информация о работе Правовые основы местного налогообложения