Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 09:53, статья
В 1879 году американец Джеймс Ритти сконструировал первый кассовый аппарат. Целью его конструкции явилось обеспечение защиты от сокрытия доходов от продаж работающих на него людей. Его изобретение в последующем распространилось на дальние территории. Применение контрольно-кассовой машины, далее ККМ, приобрело 3 основных направления: защита права покупателя, защита пользователя ККМ и обеспечение контроля за доходами.
В 1879 году американец Джеймс Ритти сконструировал первый кассовый аппарат. Целью его конструкции явилось обеспечение защиты от сокрытия доходов от продаж работающих на него людей. Его изобретение в последующем распространилось на дальние территории. Применение контрольно-кассовой машины, далее ККМ, приобрело 3 основных направления: защита права покупателя, защита пользователя ККМ и обеспечение контроля за доходами.
Защита прав покупателя заключается в выдаче чеков, которые содержат полную информацию о совершенных покупках. При необходимости чек является полноценным документом, обеспечивающим покупателю возможность возврата конкретного товара, не удовлетворяющего его по объективным причинам.
Защита пользователя ККМ заключается в возможном полном контроле над работой продавцов, то есть наемных людей, которые осуществляют торговлю с населением. Для владельца предприятия это очень важный фактор, который позволяет с наименьшими затратами осуществлять контроль.
Рассмотрение следующей функции ККМ, то есть контроль над доходами, позволяет налоговым органам пресекать сокрытия доходов незаконопослушных граждан.
Все вышеуказанные достоинства ККМ проявляется только при соблюдении пользователями всех правил применения ККМ. С целью исключения злоупотреблений, кассы оснащаются фискальной памятью, обеспечивающей обязательное хранение информации обо всех денежных расчетов и позволяющей контролирующим органам получать сведения о доходах за любой период работы предприятия.
Итак, пришло время для установленного в форме закона применения ККМ и на территории КР. от 25 июня 2004 года З № 1689-II утверждено Положение о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. Рассмотрим основные моменты, содержащиеся в НК КР. В соответствии со статьей 110 Налогового Кодекса Кыргызской Республики «Требования по применению ККМ» предприятия, а также физические лица, которые должны применять ККМ, обязаны:
- регистрировать ККМ;
- использовать исправные
ККМ для осуществления
- выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) опечатанный ККМ чек за покупку (услугу);
- обеспечивать работникам
налоговых органов и центров
технического обслуживания ККМ
беспрепятственный доступ к
- обеспечивать ведение и хранение в установленном законодательством Кыргызкой Республики порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККМ;
- вывешиваются в доступном
покупателю (клиенту) месте ценники
на продаваемые товары (прейскуранты
на оказываемые услуги), которые
должны соответствовать
Контрольно-кассовые машины подлежат обязательной регистрации в налоговых органах. Используемые на территории Кыргызской Республики контрольно-кассовые машины должны иметь фискальную память, доступ к которой имеют работники налоговых органов. При работе на контрольно-кассовых машинах должны применяться контрольные ленты.
Согласно НК КР, чтобы зарегистрировать ККМ в налоговой службе, для начала ККМ необходимо поставить на учет в центры технического обслуживания, далее ЦТО. Таким образом, государство лоббирует интересы данной группы юридических лиц, принуждая одних предпринимателей платить другим. Ведь все ЦТО, на сегодня их насчитывается около 12, принадлежат частным лицам. Согласно правилам, чтобы заключить договор с ЦТО, необходимо внести 300 сом. Также существует ежемесячный взнос в размере 300 сом в ЦТО. Стоимость ККМ на сегодня колеблется в пределах 4000-8000 тыс. сом.
Таким образом, чтобы стать пользователем ККМ необходимо уплатить круглую сумму. Но закон есть закон и его следует соблюдать. Однако платежи частным предприятиям все-таки заставляют задуматься. Давайте обратимся к статистике. На 1 января 2013 г. было зарегистрировано на территории КР 17874 ККМ. В сравнении с 2011 г. произошло увеличение на 1765 кассовых аппаратов. Доход от ежемесячных платежей в течение года составил более 60 млн. сом. Согласитесь, было бы более уместным, чтобы все эти средства поступали в бюджет прямо и пропорционально. Поэтому, на мой взгляд, возникает необходимость сделать ЦТО государственными учреждениями, чтобы не возникало больше вопросов, почему к этому классическому монопольному рынку не применяют специальное регулирование. Иначе лоббирование интересов частных лиц государством не будет пресечено. Данный вопрос кажется спорным, поэтому чтобы разобраться в этом, я провела исследование среди пользователей ККМ. Ниже приведена анкета, при помощи которой я собрала информацию. Круг опрошенных – предприниматели, работающие в торговых центрах. Количество респондентов 50 человек.
1.Используете ли вы
контрольно-кассовую машину, далее
ККМ, для осуществления
А. да
Б. нет
2.Считаете ли вы необходимым
обязательное использование ККМ
для осуществления торговых
А. да
Б. нет
3.Какова стоимость содержания ККМ в течение года?
________
4.Считаете ли вы
А. да
Б. нет
5. дайте развернутый ответ на 4-ый вопрос.
_________
6. ЦТО - частные предприятия.
Согласны ли вы с утверждением,
что необходимо ЦТО сделать
государственными
А. да
Б. нет
7. Считаете ли вы патентное
налогообложение поводом об
А. да
Б. нет
8.Дайте развернутый ответ на 7-ой вопрос.
_________
9. Как часто проводятся налоговые рейды по применению ККМ?
А. более одного раза в год
Б. один раз в год
В. менее одного раза в год
10. Считаете ли Вы что кассовые аппараты необходимо отменить?
А. да
Б. нет
11. Часто ли покупатели требуют выдать чек?
А). всегда
Б). иногда
В). никогда
Благодаря ответам респондентов, получилось собрать кое - какой материал. Я была очень удивлена, когда убедилась в том, что в зависимости от расположения торговых точек, имеет место наличие и использование ККМ. Оказалось, что опрошенные мною люди, работающие в ТЦ «Караван» вовсе не используют ККМ, утверждая, что они работают по патенту и наличие ККМ совсем необязательно, к тому же это неудобно, как заявляют многие. Однако в перечне организаций или физических лиц, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин (В редакции постановления Правительства КР от 29 декабря 2009 года N 818) ТЦ «Караван» я не нашла. Таким образом, нужно сделать вывод о том, что некоторые наши граждане не соблюдают НК КР. Налоговые рейды проводятся регулярно, остается лишь непонятным факт отсутствия ККМ на местах продажи.
В соответствии со статьей
111 НК КР «Налоговый контроль соблюдения
порядка применения и использования контрольно-кассовых
машин с фискальной памятью»
1. Органы налоговой службы
осуществляют контроль
2. В ходе осуществления рейдового налогового
контроля проверке подлежат:
1)регистрация и порядок применения ККМ;
2)исправность ККМ;
3)выдача чеков покупателям;
4) наличие ценников (прейскурантов) на продаваемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги;
5) наличие в фискальном блоке памяти ККМ реквизитов и суммы ранее выданного чека.
3. Контрольный закуп
Среди опрошенных мною
предпринимателей, использующих ККМ,
100% убеждены, что кассовые аппараты
необходимо в обязательном
Однако, рассмотрение вопроса о применении ККМ только со стороны предпринимателей, на мой взгляд, показалось недостаточным. Ниже предоставлена анкета для потребителей. Количество респондентов 60 человек.
Данная анкета помогла собрать сведения о знаниях обычных граждан КР в вопросе о назначении ККМ. 100% опрошенных считают обязательным использование ККМ при осуществлении торговых операций с населением. В вопросе о том, стоит ли применять ККМ при рыночной торговле, мнения разделились. Одни утверждали, что это необходимая норма, другие же - пустая трата сил и денег. Я считаю, что наше общество еще не дошло до того уровня, чтобы на рынках при покупках нам выдавали соответствующие чеки. Рыночная торговля известна своими особенностями, а применение ККМ приведет к неизменяющейся цене товара. При опросе я также узнала, что население не хранит чеки, практически никогда не требует их выдачи. Это свидетельствует о том, что население информировано не столь хорошо, как бы этого хотелось. 35 % респондентов не считают обязательным наличие ценников на товарах. Неиспользование ценников свидетельствует о несоблюдении прав потребителей, но потребители об этом не знают.
Анализируя всю полученную мной информацию, я совершенно точно могу утверждать:
На мой взгляд, Кыргызстану нужно проделать еще очень большой путь, чтобы применение ККМ носило повсеместный характер.