Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 14:09, доклад
Описание работы
Появлениеналогов связано с возникновением института государства. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению общественных потребностей ему необходима определенная сумма денежных средств, которые аккумулируются в основном посредством налогов. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», - писал К. Маркс.[6]
Содержание работы
Введение 3 Глава 1. Проблемы повышения эффективности налоговой системы в современной России. 5 1.1 Общая характеристика и структура налоговой системы. 5 1.2 Организационные принципы российской налоговой системы 12 1.3 Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации 15 Заключение 19 Библиографический список. 21
Дальневосточный государственный
университет путей сообщения
Кафедра международного бизнеса,
сервиса и туризма
Реферат
по дисциплине «Национальная
экономика»
ПРИНЦИПЫ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВОЙ
СИСТЕМЫ РФ
Выполнила: студентка группы
32Н
Рыжухина А.О.
Проверила: преподаватель Фокина
Е.В.
Хабаровск
2014
Содержание
Введение
Появление налогов связано
с возникновением института государства.
В истории развития общества еще ни одно
государство не смогло обойтись без налогов,
поскольку для выполнения своих функций
по удовлетворению общественных потребностей
ему необходима определенная сумма денежных
средств, которые аккумулируются в основном
посредством налогов. «В налогах воплощено
экономически выраженное существование
государства», - писал К. Маркс.[6]
Взаимосвязь государства и
налогов объективна и доказывается тем,
что, с одной стороны, по мере развития
общества и государства происходят изменения
и в самом налогообложении; с другой стороны,
с тех пор как существует государство,
налоги оказывают влияние на общественное
развитие.
Государство, выражая интересы
общества в различных сферах жизнедеятельности,
вырабатывает и осуществляет соответствующую
политику - экономическую, социальную,
налоговую и пр. При этом в качестве средства
взаимодействия объекта и субъекта государственного
регулирования социально- экономических
процессов используются финансово-кредитный
и ценовой механизм.
Финансово-бюджетная система
включает отношения по поводу формирования
и использования финансов государства
- бюджета и внебюджетных фондов.
Важной «кровеносной артерией»
финансово-бюджетной системы являются
налоги. Налоги возникли вместе с товарным
производством, разделением общества
на классы и появлением государства.
Государство, устанавливая
налоги, стремится прежде всего обеспечить
себе необходимую материальную базу для
осуществления возложенных на него задач,
которые реализуются посредством налоговой
политики, являющейся частью финансовой
политики государства.
Важным моментом видится рассмотрение
налоговых аспектов экономического роста
в России с точки зрения как традиционных,
так и нетрадиционных подходов. Особую
остроту сегодня приобрела проблема собираемости
налогов и уклонения от них, поэтому особое
место в данной работе будет отведено
проблемам развития налоговой реформы
и их взаимосвязи с налоговой политикой.
Тема налогов актуальна, на
мой взгляд, потому что совершенствование
налоговых систем, обеспечивающих повышение
деловой активности и решение многих социальных
проблем общества, всегда было и будет
предметом споров. Казалось бы, в мире
накоплен огромный опыт построения и функционирования
налоговых систем, но вот проблема создания
налоговой системы, обеспечивающей баланс,
гармонию социальной справедливости и
экономической эффективности остается
до сих пор нерешенной.[3]
Объектом исследования служит
принцип повышения налоговой системы
РФ.
Предмет исследования - перспективы
налоговой системы современной РФ.
Целью данной работы является
изучение воздействия налогов на динамику
развития экономики.
Задачи:
- изучить воздействие
налогов на динамику развития
экономики
- рассмотреть принципы повышения
налоговой системы в современной России
- сделать выводы по
итогам реферата
Глава 1. Проблемы
повышения эффективности налоговой системы
в современной России.
1.1 Общая
характеристика и структура налоговой
системы.
Уровень налоговой ставки должен
устанавливаться с учетом возможностей
налогоплательщика, т. е. уровня доходов.
Необходимо прилагать все усилия, чтобы
налогообложение доходов носило однократный
характер. Многократное обложение дохода
или капитала недопустимо. Примером осуществления
этого принципа служит замена в развитых
странах налога с оборота, где обложение
оборота происходило по нарастающей кривой,
на НДС, где вновь созданный чистый продукт
облагается налогом всего один раз вплоть
до его реализации (принцип однократности
уплаты налога).
Рис. 4. Ставки НДС.[2]
Обязательность уплаты налогов.
Налоговая система не должна оставлять
сомнений у налогоплательщика в неизбежности
платежа (принцип обязательности).
Система и процедура выплаты
налогов должны быть простыми, понятными
и удобными для налогоплательщиков и экономичными
для учреждений, собирающих налоги (принцип
подвижности).
Налоговая система должна быть
гибкой и легко адаптируемой к меняющимся
общественно-политическим потребностям
(принцип эффективности).
Налоговая система должна обеспечивать
перераспределение создаваемого ВВП и
быть эффективным инструментом государственной
экономической политики.
По механизму формирования
налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги - налоги на доходы
и имущество: подоходный налог и налог
на прибыль корпораций (фирм); на социальное
страхование и на фонд заработной платы
и рабочую силу (так называемые социальные
налоги, социальные взносы); поимущественные
налоги, в том числе налоги на собственность,
включая землю и другую недвижимость;
налог на перевод прибыли и капиталов
за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного
физического или юридического лица.
Косвенные налоги - налоги на
товары и услуги: налог на добавленную
стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые
в цену товара или услуги); на наследство;
на сделки с недвижимостью и ценными бумагами
и другие. Они частично или полностью переносятся
на цену товара или услуги.
Прямые налоги трудно перенести
на потребителя. Из них легче всего дело
обстоит с налогами на землю и на другую
недвижимость: они включаются в арендную
и квартирную плату, цену сельскохозяйственной
продукции.
Косвенные налоги переносятся
на конечного потребителя в зависимости
от степени эластичности спроса на товары
и услуги, облагаемые этими налогами. Чем
менее эластичен спрос, тем большая часть
налога перекладывается на потребителя.
Чем менее эластично предложение, тем
меньшая часть налога перекладывается
на потребителя, а большая уплачивается
за счет прибыли. В долгосрочном плане
эластичность предложения растет, и на
потребителя перекладывается все большая
часть косвенных налогов.
Налоговая система России включает
следующие элементы:
- взаимосогласованная совокупность
налогов, сборов и платежей, используемых
в той или иной стране для финансирования
государственного бюджета и внебюджетных
фондов;
- система законов, указов
и подзаконных актов, регулирующих
порядок исчисления и уплаты
в бюджет различных налогов, сборов
и иных налоговых платежей.
В зависимости от характера
государственного устройства налоговая
система может включать федеральные (центральные)
налоги, налоги административно-территориальных
образований (или налоги субъектов Федерации)
и местные налоги и сборы. Как правило,
в рамках второй и третьей категорий налогов
выделяются налоги, носящие обязательный
характер, и налоги, которые могут быть
введены по решению региональных и местных
органов власти.
Налоги административно-территориальных
образований и местные налоги, и сборы
зачисляются в соответствующие бюджеты,
а из числа федеральных налогов могут
выделяться те, которые распределяются
между бюджетами различных уровней для
балансирования бюджетной системы и дотирования
местных бюджетов (группа регулирующих
налогов).
Налоговая система Российской
Федерации состоит из трех групп налогов:
федеральные налоги; региональные налоги
(налоги республик в составе Российской
Федерации, налоги краев, областей, автономной
области, автономных округов) и местные
налоги и сборы.
К федеральным налогам Российской
Федерации в настоящее время относятся:
налог на добавленную стоимость (НДС),
акцизы на отдельные виды и группы товаров,
налог на операции с ценными бумагами,
таможенная пошлина, отчисления на воспроизводство
минерально-сырьевой базы, платежи за
пользование природными ресурсами, подоходный
налог (налог на прибыль) предприятий,
подоходный налог с физических лиц, налоги,
служащие источниками образования дорожных
фондов, государственная пошлина, налог
с имущества, переходящего в порядке наследования
и дарения, налог на покупку валюты.
К республиканским налогам
относятся налог на имущество предприятий,
лесной доход, плата за воду, забираемую
промышленными предприятиями из водохозяйственных
систем, сбор на нужды образовательных
учреждений, взимаемый с юридических лиц.
К местным налогам и сборам
относятся налог на имущество физических
лиц, земельный налог, регистрационный
сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью без образования юридического
лица, составляющие группу общеобязательных
налогов, а также целый ряд других налогов
и сборов.[4]
Действующим налоговым законодательством
не предусмотрено нормативное определение
понятия «налоговая система». Глава 2 НК
РФ определяет лишь понятие системы налогов
и сборов в Российской Федерации, которая
является лишь частью налоговой системы.
Действовавшая ранее ст. 2 Закона
об основах налоговой системы устанавливала
следующее определение: «совокупность
налогов, сборов, пошлин и других платежей
(далее - налогов)», взимаемых в установленном
порядке, образует налоговую систему.
Однако оно не включало ряд важных составляющих,
характеризующих любую налоговую систему,
а именно:
- систему налоговых органов;
- систему и принципы
налогового законодательства;
- принципы налоговой политики;
- порядок распределения
налогов по бюджетам;
- формы и методы налогового
контроля;
- порядок и условия
налогового производства;
- подход к решению проблемы
международного двойного налогообложения
и др. [5]
Поэтому можно согласиться
с мнением С. Пепеляева, определяющим налоговую
систему как взаимосвязанную совокупность
действующих в данный момент в конкретном
государстве существенных условий налогообложения.
Налоговая система характеризуется экономическими
и политико-правовыми показателями.[2]
К экономическим показателям
в первую очередь относится налоговый
гнет, определение которого было дано
ранее.
Другим экономическим показателем
служит соотношение налоговых доходов
от внутренней и внешней торговли. В высокоразвитых
странах, экспортирующих в основном готовую
продукцию, экспортные пошлины незначительны,
а основные поступления в бюджет осуществляются
за счет налогообложения торговли внутри
страны.
Структура прямых налогов также
выступает в качестве экономического
показателя налоговой системы. Для высокоразвитых
стран характерна высокая доля подоходных
налогов, налогов на имущество и страховых
выплат, в то время как в России, к примеру,
наиболее значимым из всех существующих
прямых налогов остается налог на прибыль
(24%), а налог с физических лиц составляет
всего: для резидентов - 13%, если иное не
предусмотрено настоящей статьей;
для нерезидентов - 30% (за исключением доходов,
получаемых в виде дивидендов от долевого
участия в деятельности российских организаций,
в отношении которых налоговая ставка
равна 15%). Одной из
наиболее важных политико-правовых характеристик
организации налоговой системы является
соотношение компетенций центральных
и местных органов власти в деле регулирования
налоговой сферы. В обобщенном виде содержание
данной характеристики состоит в праве
органов власти определенного уровня
устанавливать и вводить налоги.
Существуют три варианта соотношения
компетенций:
1. вариант «разные налоги»
подразумевает полное разделение
прав и ответственности в установлении
налогов либо неполное разделение, когда
центральная власть устанавливает исчерпывающий
перечень налогов и вводит общегосударственные
налоги, а местные налоги вводят по своему
усмотрению органы на местах;
2. для соотношения «разные
ставки» характерно введение
центральной властью закрытого
перечня налогов, а в свою очередь
органы власти на местах устанавливают
конкретные ставки в пределах, установленных
центральной властью;
3. соотношение «разные
доходы» состоит в том, что
суммы уже собранного налога делятся
между властными органами различных уровней.[4]
Существующая российская налоговая
система создавалась на базе опыта зарубежных
стран. Благодаря этому она по общей структуре
и принципам построения в основном соответствует
общераспространенным в мировой экономике
системам налогообложения. Но основные
элементы российской налоговой системы
не копировались полностью с западных
образцов, а формировались с учетом национальной
специфики.
Важнейшим элементом налоговой
системы стал новый для России налог -
налог на добавленную стоимость (НДС),
который вместе с акцизами заменил налог
с оборота и налог с продаж. Введение НДС,
широко применяемого в западноевропейских
странах, предполагало начало
интегрирования в европейский рынок. Последствием
этого стало явное преобладание косвенных
налогов над прямыми.
Введение в действие системы
косвенных платежей (НДС и акцизов) преследовало
цель создания реальных условий для финансового
оздоровления экономики за счет пропорционального
увеличения налоговых поступлений в зависимости
от изменения уровня цен, а также решения
задач повышения доходной части бюджета,
тем более что первоначально ставка налога
была установлена в 28%.
Однако в условиях либерализации
цен новый российский налог вызвал удорожание
потребительских товаров и услуг и выполнял
чисто фискальные функции.
В последние несколько лет вырос
удельный вес в доходах федерального бюджета
акцизов, что можно в большей мере оценить
как негативное явление, сдерживающее
как повышение доходов населения - основного
плательщика налогов, так и отрицательно
сказывающееся на развитии перспективных
отраслей и высокотехнологичных производств.
Если сравнивать структуру
прямых налогов в России с аналогичной
структурой в зарубежных странах, то резким
отличием российской налоговой системы
является низкая доля подоходного налога
с физических лиц (в странах ОЭСР она составляет
около 30% общего объема налоговых поступлений)
и высокая доля налога на прибыль предприятий
(в странах ОЭСР - примерно 7% общего объема
налоговых поступлений).