Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 18:22, реферат
В современном НК РФ (ст. 8) под налогами понимается «обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований». Но, как правило, платежи эти не только обязательны, но и имеют принудительный характер, что обусловлено необходимостью налоговых сборов для нормального функционирования любого цивилизованного государства, в том числе и для России. С помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе, и экономические процессы.
В современном НК РФ (ст. 8) под налогами понимается «обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований».
Но, как правило, платежи эти не только обязательны, но и имеют принудительный характер, что обусловлено необходимостью налоговых сборов для нормального функционирования любого цивилизованного государства, в том числе и для России. С помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе, и экономические процессы. Налоги помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности в нужное русло, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, балансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.
Еще в 1776 г. знаменитый исследователь экономики и экономического права А. Смит сформулировал основные принципы налогообложения, ставшие в наше время классическими постулатами.
А вот важнейшие из них:
Принципы Адама Смита, благодаря своей ясности и простоте, не требуют особых разъяснений, кроме тех, которые даны самим автором 2 . Сегодня эти принципы расширены и дополнены в российском законодательстве в соответствие с духом времени:
- принцип законности налогообложения;
- принцип всеобщности и равенства;
- принцип справедливости;
- принцип публичности;
- принцип установления налогов и сборов в должной правой процедуре;
- принцип экономической обоснованности;
- принцип
презумпции толкования в
- принцип
единства экономического
- принцип единства системы налогов и сборов;
- налогообложение
доходов должно носить
Рассмотрим реализацию некоторых принципов в современных условиях Российской Федерации.
Принцип равномерности, или справедливости заключается в обязанности всех граждан платить налоги и тем самым формировать денежные ресурсы государства, которое в свою очередь по своему усмотрению и возложенными на него функциями распределяет эти ресурсы. Но к сожалению, в современных условиях РФ, вышеизложенный принцип не всегда соблюдается. Примером этого может служить исчисление отдельных видов налогов (НДФЛ, налог на прибыль организаций) производится нарастающим итогом с начла года. С одной стороны, в том есть определенный обоснованный смысл, но с другой, учитывая, что налоги взимаются ежемесячно, то это приводит к тому, что не соблюдается единство момента и взимания налога и как результат, возможна ситуация, когда при наличии за конкретный период и соответствующем его налогообложении, убыток за последующий период приводит к возврату уже уплаченного налога. Подобная система неблаготворно влияет на предпринимательскую деятельность. В силу Российской действительности и плохо продуманных законов, в стране большое число предпринимателей разного уровня, которые так или иначе стараются уклонится от уплаты налогов, поэтому о полной реализации принципа справедливости налогообложения, говорить не приходится.
Исходя из принципа определенности, налог не может быть неопределенным, но, к сожалению, Российская действительность такова, что помимо основных законов по налогам (НК РФ), существует масса подзаконных актов, методических рекомендаций, разъяснений, которые зачастую противоречат друг другу, а это- то и вносит ту неясность в наше налогообложение, что заставляет российских налогоплательщиков действовать в состоянии неопределенности.
Главное правило «удобности» гласит: «каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего оплатить его».
Другими словами, государство должно учитывать интересы тех (а именно: своих граждан) за счет которых оно содержится. Однако Российским законодательством по налогу на прибыль предусмотрено внесение авансовых платежей, что разнится с данным принципом.
Принцип экономичности налогообложения базируется на рационализации системы и сокращении издержек по взиманию налогов, потому как эти издержки должны быть меньше, чем сами налоговые выплаты. Учитывая вышесказанное, налоговое бремя не должно быть чрезмерным и не должно быть не подъемным для российских граждан, но на практике разорение предприятий различных форм собственности и размеров происходит не редко после уплаты всех налогов. Поэтому и этот принцип в нашей стране осуществляется не в полной мере.
Нарушение вышерассмотренных принципов ведет к обременительности налогов, тормозит инвестиционные процессы в нашей стране, и как следствие всего этого, Россия имеет серьезное расслоение в своем обществе.
Однако следует отметить, что становление новой налоговой системы, которая бы адекватно отвечало условиям рыночной экономики, происходит не последовательно и медленно, и Россия в этом случае не исключение. Налоги в этом смысле имеют огромное общественное значение и выполняют две главные функции: «фискальную» и «экономическую».
Фискальная функция состоит в формировании денежных ресурсов государства, которые обеспечивают содержание государственного аппарата (что в России является главной статьёй затрат государственного бюджета.
Информация о работе Принципы налогообложения и условия их реализации