Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 16:32, контрольная работа
Для экономики важны содержания и конечные цели действия налогового механизма. Поэтому, как бы ни называлась форма принудительного, неэквивалентного, безвозвратного изъятия доли дохода гражданина или предприятия, она всегда будет выражать одностороннее движение денежной формы стоимости от ее создателей к государству. Платить налоги обязан каждый гражданин, тем самым он вносит посильный вклад в обеспечение цивилизованного образа жизни всей нации. Однако в реальной действительности мы имеем дело с конкретными формами, в которых общественно необходимо категория «налог» используется государственной властью. Согласие на тот или иной налоговый регламент дает нация в целом.
Введение………………………………………………………………………….......3
Принципы налогообложения…………………………………………………….4
Классические принципы налогообложения А. Смита………………………..10
Современные принципы налогообложения……………………………….......14
Организационные принципы налоговой системы Российской Федерации…18
Заключение………………………………………………………………………….20
Список использованной литературы……………………………………………...21
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Липецкий филиал
Кафедра «Финансов и кредита»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ТЕМУ:
______________ Принципы налогообложения _____________
(название темы контрольной
Преподаватель:
_____ст. пр. Горяйнова О. В. ____ (ученая степень, звание. ФИО) | |
Контрольная работа выполнена:
________Коротаева Г. А._______ (ФИО студента)
| |
__________ФК, 11флд10945_________ (факультет, № личного дела) |
Липецк 2014 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...
Введение
Налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом. По содержанию налоговой политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы. Налоги – это мощнейшее орудие в руках тех, кто определяет социально-политических и экономические ценности в государстве.
Для экономики важны содержания и конечные цели действия налогового механизма. Поэтому, как бы ни называлась форма принудительного, неэквивалентного, безвозвратного изъятия доли дохода гражданина или предприятия, она всегда будет выражать одностороннее движение денежной формы стоимости от ее создателей к государству. Платить налоги обязан каждый гражданин, тем самым он вносит посильный вклад в обеспечение цивилизованного образа жизни всей нации. Однако в реальной действительности мы имеем дело с конкретными формами, в которых общественно необходимо категория «налог» используется государственной властью. Согласие на тот или иной налоговый регламент дает нация в целом. Следовательно, степень развитие демократического режима – вот тот постулат, на котором основаны тяжесть налогового бремени и полнота реализации фундаментальных принципов налогообложения: справедливость, равноправность, ясность и экономичность налогов. От выбора форм реализации этих принципов зависит, во что будет обращен далее налог – во благо или во зло. Этот выбор мы определяем сами – через нашу волю к экономической свободе и наше желание жить в цивилизованном обществе.
Принципы налогообложения – это базовые идеи и положения, определяющие главные направления государственной политики в сфере налоговой деятельности и закрепленные нормами права.
Учитывая многоаспектность содержания налогов, их комплексный характер и неоднозначную природу, необходимо отметить, что каждой сфере налоговых отношений соответствует своя система принципов. Так, можно условно выделить три такие системы:
- экономические принципы налогообложения;
- юридические принципы налогообложения;
- организационные принципы налоговой системы.
Кроме того, в рамках каждой из указанных систем необходимо выделять как общие принципы налогообложения, присущие всей системе налогообложения в целом (именно об общих принципах налогообложения, установление которых входит в совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов, говорится в подпункте «и» ст. 72 Конституции России), так и частные принципы налогообложения, которые соответствуют только некоторым разделам и положениям налогообложения, например принципы применения ответственности за нарушение налогового законодательства, принципы исчисления и уплаты налога на прибыль, принципы взимания налогов с нерезидентов, принципы местного налогообложения и т. д.1
Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 году Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит выделил пять принципов налогообложения, названных позднее «Декларацией прав плательщика»:
В настоящее время реально воплощены на практике четыре следующих экономических принципа налогообложения:
Каждый из указанных принципов нуждается в отдельном рассмотрении.
Принцип справедливости.
Согласно принципу справедливости, каждый подданный государства обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.
Однако говоря о принципе справедливости в налоговой сфере, необходимо учитывать, что это экономико-правовой принцип, что заставляет рассматривать эту категорию с двух точек зрения: экономической и юридической.
В экономическом плане принцип справедливости означает, что государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов, возлагая бремя на одних людей и предоставляя блага другим. Причем в зарубежной экономической науке различают два основных аспекта этого принципа: горизонтальный и вертикальный.
Принцип горизонтальной
справедливости предполагает, что плательщики, находящиеся
в равном экономическом положении, должны
находиться и в равной налоговой позиции,
т.е. каждый должен выплачивать налог одинаковой
величины (принцип
Согласно принципу вертикальной справедливости, лица, которые находятся в неравном положении, должны находиться в неравной налоговой позиции, иными словами, кто получает больше от государства тех или иных благ, тот должен больше платить в виде налогов (принцип выгод). Однако насколько справедлив принцип выгод, зависит от того, на что тратятся государственные средства, полученные через налоги. Так, общеизвестно, что пожилые люди с одной стороны, имеют более низкие доходы по сравнению с молодым трудоспособным населением, а с другой стороны, чаще прибегают к услугам государственного здравоохранения. Принцип платежеспособности говорит о том, что пожилые люди должны платить более низкие налоги. В то время как согласно принципу выгод пожилые люди должны платить налогов больше, так как они извлекают большую выгоду от государственного финансирования больниц и клиник. Очевидно, что в данном случае применение принципа выгод к пенсионерам и лицам пожилого возраста будет несправедливым.
С юридической точки зрения принцип справедливости исходит из того, насколько обоснованно законодатель урегулировал порядок изъятия собственности у плательщиков, а также в каком положении между собой находятся государство, собирающее налоги, и лица, обязанные их платить.
Рассматривая проблему правовой справедливости, необходимо отметить, что современное налоговое законодательство не дает ответа на вопрос о соразмерности налогов. В этой связи представляется неслучайным, что в условиях подобного правового вакуума свое первое налоговое дело Конституционный Суд России посвятил именно вопросу справедливого налогообложения.
В постановлении Конституционного Суда от 4 апреля 1996 года № 9-П "По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы" отмечается, что справедливое налогообложение основано на Конституции России и не должно лишать граждан возможности реализовывать свои конституционные права (право на собственность, право на жилище и т.д.)2. Кроме того, налогообложение, препятствующее реализации гражданами их конституционных прав, должно быть признано несоразмерным.
Не смотря на то, что правовое государство начинается с формального равенства, все же равенство граждан нельзя доводить до абсурда, ограничиваясь одним лишь формальным равенством правовых статусов. В современных условиях при установлении и взимании налогов необходимо учитывать большое число различных условий и обстоятельств.
Что касается вопроса о соотношении правового положения государства и плательщика, то между ними должно быть состояние полного равенства, поскольку в статьях 8 и 19 Конституции России закреплено равенство в существовании и защите всех форм собственности, в том числе государственной и частной.
Однако в настоящий момент налоговое законодательство нельзя назвать справедливым, поскольку в приоритетном положении находится государство в лице своих налоговых органов.
Кроме того, за неисполнение налоговых обязательств налогоплательщик несет строгую ответственность в виде применения мер административной и уголовной ответственности, а также уплачивает крупные финансовые санкции даже без учета его вины. В то же время, за излишнее взыскание налогов и необоснованное наложение штрафов, налоговые органы не несут практически никакой ответственности.
Принцип соразмерности.
Принцип соразмерности заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения. Данный принцип можно также сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государственной казны.
Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лэффера. Артур Лэффер – американский экономист, профессор Калифорнийского университета (г. Лос-Анджелес) при построении своей кривой показал зависимость налоговой базы от повышения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени.
В графике выражена следующая концепция. Повышение ставки налога увеличивает, хотя все более замедляющимися темпами, сумму доходов в бюджет. Поскольку побудительные мотивы участников экономического процесса при этом серьезно не затрагиваются, заинтересованность в легальном заработке, а также общий объем производства сокращаются медленнее, чем возрастает ставка. Следовательно, поскольку уменьшение базы происходит медленнее, чем увеличение ставки, в целом доходы бюджета возрастают. Однако при достижении определенного предела уплата налога приводит к тому, что чистого дохода практически не остается. Так как люди не могут работать только для того, чтобы заплатить налоги, начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер. Происходит перемещение валового национального продукта в сферу теневой экономики. Следовательно, несмотря на рост ставки налога, доходы в бюджет сокращаются, так как сокращается база для уплаты налога.
Задача законодателя – на основе экономически обоснованных предложений установить такой режим налогообложения, который не подавлял бы экономическую активность налогоплательщика и в то же время обеспечивал необходимый уровень налоговых поступлений в бюджет.