Принципы,цели,способы налогового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

Налоговое планирование в нашей стране как отрасль знания до сих пор не имело своей классификации
А ведь даже самые общие повседневные разговоры о налогах и налоговом планировании предлагают нам вполне логичный подход. О чем прежде всего говорят люди, упоминая налоги и налоговое планирование9 Платить налогов поменьше и, по возможности, без проблем с законом Исходя из этого, можно предложить достаточно простую и удобную классификацию видов или направлений налогового планирования

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.doc

— 57.50 Кб (Скачать файл)

Одним и тем же экономическим действиям при различном их оформлении соответствует и различная величина налогообложения В этой связи можно говорить, что экономические действия могут иметь как обычные (нормальные) налоговые последствия, так и благоприятные для налогоплательщика Фактически бизнес без налогового планирования имеет обычный налоговый режим, а при налоговом

ГЛАВА IX

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

планировании может получить благоприятный (в смысле уменьшения платежей) налоговый режим

Минимизация налогов представляет собой целенаправленную деятельность, имеющую своей целью перевод налогообложения данного бизнеса из нормального режима налогообложения в благоприятный. Минимизация может быть по одному, нескольким или по большинству налогов.

Обычно благоприятный налоговый режим тесно связан с правовым статусом налогоплательщика Налоговые режимы серьезно различаются по видам деятельности предприятия, по величине предприятия, по наличию иностранных инвестиций, по месту регистрации и т д. Реализовать в рамках одного предприятия несколько благоприятных налоговых режимов для основных налогов невозможно Поэтому для комплексного налогового планирования применяются несколько предприятии с различными налоговыми режимами.

Вместе с тем, зачастую налоговое планирование решает задачи и в иной плоскости В рлмках инвестиционной деятельности и оформления крупных сделок налоговое планирование направлено не на уменьшение налогов, а на то, чтобы в результате каких либо сделок, проведенных не вполне корректно не возникло излишнее налогообложение и штрафные санкции. В подобной ситуации налоговый результат заключается в отсутствии негативных налоговых последствий.

Налоговое планирование для физических лиц. Налоговое планирование касается как юридических лиц (организаций), так и физических лиц (граждан) Под вышеуказанную классификацию видов налогового планирования полностью попадают и физические лица Однако существует одно значительное различие вульгарное планирование и как следствие нарушение закона предприятия в лице своего руководства в основном, выбирают сознательно сами А физические лица - их работники - оказываются к этому принуждены, хотя обычно вполне спокойно соглашаются с подобными нарушениями.

Основную часть национального валового продукта в РФ и соответственно налогов обеспечивают юридические лица Подавляющее большинство налогов платится юридическими лицами, их налогообложение гораздо более сложно и запутанно Налоговое планирование для юридических лиц требует огромной работы и участия специалистов - финансистов, бухгалтеров, аудиторов и юристов Налоговое планирование для физических лиц существенно проще Но тем не менее в настоящее время в РФ сложилась ситуация, при которой налогообложение физических лиц по своей значимости для бизнеса фактически сравнялось с налогообложением для юридических лиц Соответственно выросла и роль налогового планирования для

140

ГЛАВА IX НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

физических лиц Скорее всего, эта тенденция будет сохраняться еще длительное время  Самые последние экономические события подталкивают власть к идее все же хоть как-то попытаться собрать налоги с обеспеченных физических лиц Анализ цифр поступлений в бюджет подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль предприятий позволяет дать некоторую оценку степени недоплаты этих налогов Весьма приблизительно можно оценить, что суммы полученного налога на прибыль предприятий меньше, чем те, которые должны были бы быть в несколько раз, тогда как суммы заплаченного подоходного налога меньше расчетных как минимум на порядок (для состоятельных граждан)

Это связано со множеством факторов, самый значимый из которых состоит в следующем, большей частью бизнес в РФ сейчас -предпринимательская деятельность, направленная на извлечение дохода лицами, контролирующими данный бизнес Для РФ сейчас сопершенно нехарактерна (за редким исключением) классическая модель участия в предприятиях, которая свойственна развитым странам инвесторы вкладывают деньги и официально получают дивиденды. Для РФ характерна другая ситуация- инвесторы вкладывают деньги зачастую не вполне формально, при этом доходы (или различные преимущества) они получают в иных формах нежели дивиденды, в очень значительной части - не вполне легальные. Проблема с подоходным налогом заключается в том, что собственники и руководители предприятий платят совершенно незначительные суммы налогов со своих доходов от бизнеса

Наш среднестатистический хозяин предприятия делает все возможное для увеличения себестоимости продукции и уменьшения налога на прибыль своего предприятия При этом он абсолютно не собирается получать дивиденды законным образом, подпадая под второе налогообложение по прогрессивной шкале.

Косвенным подтверждением именно такого положения дел является положение на экономически малоэффективных предприятиях советской эпохи Формально являясь убыточными, при огромных налоговых недоимках, такие предприятия тем не менее годами существуют и позволяют их реальным хозяевам иметь вполне приличные личные доходы

Эффективность работы и стоимость предприятий в России обычно не следует оценивать по формальному показателю балансовой прибыли Такие оценки следует производить с учетом реальных доходов собственников и руководителей Однако такой статистики в нормальном виде не существует.

Очень большая часть нынешних российских налогов тесно связана с зарплатой. Прежде всего это подоходный налог и налоги во внебюджетные фонды, в сумме эти платежи могут превышать 50% фонда оплаты труда При этом и налог на добавленную стоимость

ГЛАВА IX

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

сконструирован так, что фактически он является налогом, в том числе на зарплату.

Из-за этого очень многие предприятия платят зарплату, составляющую существенную часть затрат, также не вполне легально. У таких предприятий зарплата работников и доход собственников зачастую складываются из официальной зарплаты, полуофициальной и совсем неофициальной. В народе это называется белыми, серыми и черными деньгами.

Кроме проблем доходов руководителей и персонала, налогообложение физических лиц важно и в ситуациях, когда деньги идут партнерам и в качестве денежных потоков в адрес определенных чиновников и представителей силовых структур.

Существует целый ряд очень важных проблем в бизнесе, которые серьезно касаются налогов физических лиц:

проблемы инвестиций в бизнес;

проблемы контроля над бизнесом - через акции и доли в уставных капиталах;

проблема личной безопасности руководителей и персонала;

проблемы получения официальных доходов и крупных расходов (главным образом при покупке недвижимости, с учетом закона о контроле над расходами).

Долгое время сами работники налоговых органов в приватных беседах настоятельно советовали богатым согражданам - доходы не показывать, декларации не подавать. Весьма скоро, по целому ряду причин, состоятельным людям придется легально показывать хотя бы часть своих доходов.

Иногда истории о принятии и вступлении в силу актов налогового законодательства становятся крайне запутанными и противоречивыми- А бывают такие, что можно писать детективы. Самая запутанная история была и есть с Указом Президента № 685, поскольку до сих пор нет единого подхода к его применению. Если подходить формально, этот Указ действующий и его необходимо применять при расчете налоговой себестоимости. Однако этого никто не делает.

Одна из последних детективных историй такого рода - ситуация с Федеральным законом № 116-ФЗ от 20 июля 1998 года "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам." Одно название этого закона многого стоит, практически никто его не может запомнить полностью. Закон подобного содержании явно необходим, однако отдельные его нормы вызывают некоторое сомнение, в том числе и по применению налоговыми органами. Теперь о фактуре его вступления в силу. Закон был опубликован 24 июля 1998 года и должен был вступить в силу       24 января 1999 года. В конце 1998 года законодательная общественность страны соотнесла требования этого закона и практическую необходимость 142

ГЛАВА IX НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

материализовать итоги своего напряженного законодательного труда. В декабре 1998 года была предпринята попытка приостановить на один год его вступление в силу, однако эта попытка не удалась. В начале 1999 года соответствующий законопроект об отсрочке действия закона был поддержан Думой. Состоятельные граждане уже были готовы ликовать. Дальше процесс существенно замедлился и фактически к 24 января - дню вступления закона в силу - законопроект об отсрочке не приобрел статуса закона, так как не прошел верхнюю палату Федерального собрания и не был подписан Президентом РФ. На все вопросы по поводу закона о госконтроле местные налоговые начальники отвечали: ничего не знаем. И получается, применение этого закона либо будет отложено через месяц его невнятного действия, либо он будет действовать, чего уже никто не ожидает. А еще на подходе законы о борьбе с коррупционными доходами и о легализации.

9,4. Этапы дптнинзационного налогового планирования.

Как всякая целенаправленная деятельность оптимизационное налоговое планирование реализуется в ряде последовательных этапов.

В самой объемной и известной книге, посвященной налоговому планированию - "Налоговое планирование на предприятиях и в организациях (оптимизация и минимизация налогообложения)" профессора Б. А. Рогозина предложены следующие этапы налогового планирования (названия предложены автором, так как в цитируемом источнике вместо названий приводятся описания):

I- Анализ видов и направлений деятельности предприятия.

2. Выбор месторасположения предприятия - налоговой привязки (с учетом того, что в различных субъектах федерации существуют различные ставки налогов и разные льготы).

3. Анализ организационно-правовой формы предприятия.

4. Анализ использования льгот по каждому налогу.

5. Анализ всех проводимых сделок с точки зрения минимизации налогов.

6. Рациональное размещение активов и полученных доходов с учетом минимизации налогов.

Данная градация налогового планирования относится в целом к предприятию, особенно к периоду его создания. При этом, на мой взгляд, несколько приуменьшена возможность влияния налогоплательщика на объемы налогообложения.

Для активного налогоплательщика больше подойдет следующий порядок налогового планирования:

1. Анализ хозяйственной деятельности.

2. Вычленение основных налоговых проблем.

3. Разработка и планирование налоговых схем.

4. Подготовка и реализация налоговых схем.

5. Включение результатов в отчетность и ожидание реакции контрольных органов.

ГЛАВА IX

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Для многих будет не вполне понятным включение в последний этап "ожидания  однако именно о периоде длительного ожидания реакции контрольных органов обычно все забывают Но именно для новых и не вполне отработанных схем период ожидания достаточно весом Фактически конечный результат налогового планирования в смысле полной отработки налоговой схемы и получения экономии на налогах будет достигнут в виде косвенного признания правильности модели экономического поведения налогоплательщика со стороны контрольных органов Такое признание становится фактом экономи ческой жизни если негативной реакции со стороны этих органов в установленном порядке не последовало

Как связаны обычное финансовое и экономическое планирова ние с налоговым планированием9 Раздел налоговое планирование должен включаться отдельным разделом в любой бизнес план который претендует на системный подход Существуют три момента в экономической деятельности налогоплательщика, когда ему необхо димо применять методы налогового планирования  Первый подготовка и планирование новой экономической деятельности нового бизнеса Второй подготовка к проведению крупных сделок осуществлению значительных инвестиций особенно если это связано с переходом прав на крупные объекты недвижимости Третий планирование хозяйственной деятельности на следующий отчетный период

95 Налоговое планирование по-русски

Изобретательность русского народа в области нестандартных налоговых схем крайне велика При этом есть идеи простые л есть достаточно изощренные Для наглядности рассмотрим налогообложе ние физических лиц

Простая идея Налог на имущество физических лиц предпола гает налогообложение недвижимости При этом взимание налога происходит после официальной регистрации недвижимости и ее оценки Собственники подмосковных коттеджей, проживая в них, не регистрируют их официально При этом говорят следующее законом предусмотрено налогообложение после возведения коттеджа, а у меня еще в гостевой комнате плинтусы не прибиты Как прибью, так следовательно и возведу, все оформлю и буду платить налог

Сложная идея С уплатой подоходного налога в государстве очень тяжело Состоятельные люди этот налог платят в небольшом объеме и поэтому все идеи о регулировании соответствия расходов официально полученным доходам им очень не нравятся Рост благосостояния успешных новых русских почти всегда сопровождался следующими дорогими приобретениями машина, квартира, загород ныи дом Квартиры покупались уже давно, о реальной стоимости машины можно спорить до бесконечности, но вот с загородным домом возникает проблема Новый дом со всеми удобствами для радостной жизни метражом 200 500 квадратных метров не может 144

Информация о работе Принципы,цели,способы налогового планирования