В 2011 году в составе ФССР предусматриваются
субсидии на частичное возмещение расходов
бюджетов субъектов Российской Федерации:
по осуществлению мер социальной
поддержки ветеранов труда и тружеников
тыла (соответственно 28% и 17% средств ФССР);
по выплате государственных
пособий гражданам, имеющим детей (16% средств
ФССР);
по обеспечению социальной
поддержки реабилитированных лиц и лиц,
признанных пострадавшими от политических
репрессий, за исключением выплат, предусмотренных
статьями 15 и 16.1 от 18 октября 1991 г. № 1761-1 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических
репрессий» (8% средств ФССР);
по предоставлению гражданам
адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных
услуг (31% средств ФССР).
Распределение средств Федерального
фонда софинансирования социальных расходов
по оказанию мер социальной поддержки
труженикам тыла и реабилитированных
лиц и лиц, признанных пострадавшими от
политических репрессий, производится
исходя из численности соответствующих
категорий граждан и ежемесячной денежной
выплаты, установленной в определенном
размере (в 2012 году он составит 219 рублей
и 242 рублей соответственно). Распределение
средств Федерального фонда софинансирования
социальных расходов по оказанию мер социальной
поддержки ветеранам труда и выплате детских
пособий производится исходя из численности
соответствующих категорий граждан с
учетом уровня бюджетной обеспеченности
субъектов Российской Федерации после
распределения средств Федерального фонда
финансовой поддержки субъектов Российской
Федерации.
Субсидии на ЖКУ перечисляются
в бюджеты субъектов РФ только при подтверждении
проведенных расходов. Методика распределения
этих средств базируется на следующих
принципах:
- средства
Фонда предоставляются регионам при условии
соблюдения ими допустимых отклонений
фактических расходов от установленных
на федеральном уровне стандартов;
- доли
возмещения расходов дифференцируются
по регионам в зависимости от доходных
возможностей и потребностей региональных
бюджетов в соответствующих расходах;
- объем
перечисляемых средств корректируется
в зависимости от степени отклонения расходов
региона от федеральных стандартов, то
есть, при прочих равных условиях, чем
ближе к федеральным стандартам будут региональные расходы,
тем больший объем средств получит данный
субъект РФ.
Крупнейшими получателями субсидий
на поддержку реабилитированных в 2011 году
являются Чеченская Республика, Республика
Ингушетия и Кемеровская область. Наибольший
объем субсидий на социальную поддержку
тружеников тыла получают г. Москва, Свердловская
область и Владимирская область. Максимальный
объем детских пособий приходится на долю
Республики Дагестан, Чеченской Республики
и Ростовской области. Крупнейшими получателями
субсидий на поддержку ветеранов труда
являются Московская область, Ростовская
область и Краснодарский край. Распределение
субсидий на ЖКУ в 2012 году на данный момент
неизвестно, поскольку этот вид финансовой
помощи выделяется региону частями и его
размер уточняется в течение финансового
года.
В 2012 году состав субсидий, распределяемых
через ФССР, сохранится прежним. Объем
Фонда на 2012 год сформирован исходя из
размера Фонда, предусмотренного на 2011
год, увеличенного на прогнозируемый в
очередном финансовом году уровень инфляции
(индекс потребительских цен), а также
с учетом доведения уровня софинансирования
из федерального бюджета расходов региональных
бюджетов по оплате жилищно-коммунальных
услуг малоимущих граждан до 15 процентов.
Существующая методика распределения
средств ФССР обладает существенным недостатком:
она не создает стимулов для наращивания
собственных расходов региональных бюджетов
в софинансируемых областях. Министерство
финансов Российской Федерации рассматривает
возможность модификации методики в целях
усиления ее стимулирующей роли. Вероятными
направлениями изменения действующей
методики является выделение в составе
субсидии из ФССР части, размер которой
зависит от запланированных расходов
бюджета региона в соответствующей области,
а также введение штрафных санкций в случае,
если фактические расходы региона в данной
сфере окажутся меньше запланированных.
В таблице 3 показана динамика объема
Фонда софинансирования социальных расходов
в 2009 – 2012 годах.
Таблица 3
Динамика объема ФССР в 2009-2012
годах
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
ФССР,
тыс. руб. |
6 300
000 |
22 997
732 |
26 180
423 |
27 286
900 |
Таким образом, Фонд софинансирования
расходов создан для обеспечения предоставления
бюджетам других уровней бюджетной системы
субсидий на финансирование приоритетных
расходов вне зависимости от их характера
(включая бюджетные инвестиции в объекты
региональной и муниципальной собственности),
с использованием при этом единых принципов
распределения указанных средств.
Заключение
По итогам проведенного исследования
получили, что:
- доходы краевого бюджета в
2010-2012 году характеризуются постоянным
приростом;
- сравнительный анализ сопоставимых
показателей свидетельствует о прогнозируемом
росте доли налоговых доходов в общем
объеме поступлений в краевой бюджет;
- основными налоговыми доходными
источниками бюджета Алтайского края
за 2010-2012 года являлись такие прямые налоги,
как налог на прибыль, налог на доходы
физических лиц, налог на имущество организаций;
- в абсолютном выражении происходит
рост прямых налогов в краевой бюджет
в течении трех лет;
- в относительном выражении
к концу анализируемого периода
происходит снижении доли прямых
налогов в общем объеме налоговых
доходов бюджета Алтайского края,
что связано с уменьшением
объемов производства и реализации продукции
на многих крупных организациях, а соответственно
сокращением налогооблагаемой базы;
- положительную динамику отражал
налог на имущество, и транспортный налог;
- в структуре прямых
налогов основную часть занимает
налог на прибыль.
Что касается Фонда софинансирования расходов,
то:
- он создан для обеспечения предоставления
бюджетам других уровней бюджетной системы
субсидий на финансирование приоритетных
расходов вне зависимости от их характера.
- объем Фонда на 2012 год сформирован
исходя из размера Фонда, предусмотренного
на 2011 год, увеличенного на прогнозируемый
в очередном финансовом году уровень инфляции
(индекс потребительских цен), а также
с учетом доведения уровня софинансирования
из федерального бюджета расходов региональных
бюджетов по оплате жилищно-коммунальных
услуг малоимущих граждан до 15 процентов;
- существующая методика распределения
средств ФССР обладает существенным недостатком:
она не создает стимулов для наращивания
собственных расходов региональных бюджетов
в софинансируемых областях;
- крупнейшими получателями
субсидий на поддержку реабилитированных
в 2011 году являются Чеченская Республика,
Республика Ингушетия и Кемеровская область.
- наибольший объем субсидий
на социальную поддержку тружеников тыла
получают г. Москва, Свердловская область
и Владимирская область;
- максимальный объем детских
пособий приходится на долю Республики
Дагестан, Чеченской Республики и Ростовской
области;
- крупнейшими получателями
субсидий на поддержку ветеранов труда
являются Московская область, Ростовская
область и Краснодарский край.
- размер Фонда софинансирования
расходов имеет положительную динамику,
так за три года в 2012 году по сравнению
с 2009 годом он увеличился в 4,3 раза.
Таким образом, поставленные
цели достигнуты, а предлагаемые задачи
решены.
Список используемой
литературы:
1. Налоговый кодекс Российской
Федерации (НК РФ) часть первая от 31.07.1998
г. N 146-ФЗ и часть вторая от 05.08.2000 г. N 117-ФЗ
(НК РФ) (с изм. и доп. от 19.07.2009 N 195-ФЗ г.).
2. Закон Алтайского края
«О краевом бюджете на 2010 год и
на плановый период 2011 и 2012 годов»
3. Абрамов М.Д. Вопросы
совершенствования налоговой системы
России // Налоговые споры: Теория
и практика. - 2009.- № 9.- С. 51-56
4. Александров И.М. Налоги
и налогообложение: учебник для
студентов, обучающихся по направлению
521600 - Экономика и другим экономическим
специальностям - М.: ИНФРА-М, 2009. - 317 с.