Проблемы и перспективы развития налоговой системы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 17:26, контрольная работа

Описание работы

В России не ругает налоги только ленивый. Слова подбирают хлесткие, достаточно прочитать только заголовки соответствующих публикаций. Редко встретишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как кажется. Активно обсуждается вопрос о реформировании налоговой системы.
Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности. Поиск путей повышения эффективности российской системы налогов просто необходим.

Содержание работы

Глава 1. Сущность, функции и виды налогов
Глава 2. Налоговая система РФ, ее структура и основные принципы построения
Глава 3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы в РФ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

налоги и налогооблажение.docx

— 82.92 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

«Финансовый университет  при Правительстве Российской Федерации»

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по  дисциплине «НАЛОГИ  И  НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ»

 

Вариант № 2

 

 

 

 

Выполнила: Михальцова М.О

Факультет: Учетно-статистический

Специальность: бухгалтерский  учет, анализ и аудит

          № личного дела 09 УБД 43801

 

 

 

 

 

г. Краснодар 2013г.

Содержание:

 

Глава 1. Сущность, функции и виды налогов

Глава 2. Налоговая система РФ, ее структура и основные принципы построения

Глава 3. Проблемы и перспективы  развития налоговой системы в  РФ

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В России не ругает налоги только ленивый. Слова подбирают хлесткие, достаточно прочитать только заголовки соответствующих публикаций. Редко встретишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как кажется. Активно обсуждается вопрос о реформировании налоговой системы.

Безусловно, налогообложение  в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно  является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной  политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения  находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и  политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской  деятельности. Поиск путей повышения эффективности российской системы налогов просто необходим.

В этом отношении объективно необходимым и чрезвычайно важным для совершенствования налоговой  системы России является изучение опыта  организации налоговых систем и  организационных структур налоговых  служб зарубежных стран - США, Германии, Дании и ряда других государств. Изучение опыта организации налоговых  систем других стран будет способствовать и искоренению следов крайней  идеологизации в отечественной науке, объединявшей изучение фактов, закономерностей развития государства и налогового права и овладения богатым историческим опытом по рассматриваемому вопросу.

На Западе налоговые вопросы  давно уже занимают почетное место  в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых  ставок неправильный или недостаточный  учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

В этом свете в курсовой работе «Налоги и налоговая система  Российской Федерации» наиболее подробно рассмотрены основные понятия, связанные  с налогами и особенности функционирования налоговой системы в России.

Целью данной работы является создание более полного представления  об налоги как инструмент рыночного  регулирования. Для достижения данной цели мы выполним ряд задач: во-первых, определим общие положения о  налогах; во-вторых, дадим характеристику налоговой системе; в-третьих, проанализируем проблемы и перспективы развития налоговой системы в РФ.

На наш взгляд, это поможет, во-первых, сформировать понятия о  налогах, а во-вторых, позволит увидеть, какие проблемы существуют на сегодняшний  день в налоговой системе и  какие мероприятия проводятся по их устранению. На сегодняшний день, предложения и меры, предпринимаемые  Правительством, Президентом и другими  государственными органами России, направлены как раз на достижение поставленных целей и решение соответствующих  задач. Надеемся, что данная политика даст позитивный результат и будет  способствовать укреплению положения  России на мировой арене.

Таким образом, в курсовой работе была предпринята попытка  представить налоги как единую гиперсистему, охватывающую все сферы жизни общества. Это позволяет, с одной стороны, развить у читателей системное мышление, расширить его кругозор, а с другой, сосредоточиться, глубже изучить методику и практику функционирования данных категорий.

Глава 1. Сущность, функции  и виды налогов

 

Налоги являются одним  из важнейших признаков государства. В любом обществе они служат материальной основой исполнения общих дел  по защите от внешнего врага и поддержанию  порядка внутри государства, реализации программ социально-экономического, культурного  и политического развития, содержанию управленческого аппарата и др.

 Налоги как общественная категория отражают историко-экономические условия жизни людей и государства.

Налоги как экономическая  категория представляют собой совокупность отношений перераспределения реально созданного в обществе дохода. В качестве материальной базы налогов выступает национальный доход — вновь созданная в производстве и приращенная в обращении стоимость. Налоговые отношения, формирующиеся при перераспределении национального дохода — это отношения между двумя субъектами: налогоплательщиком и государством. Налоговые платежи — это движение стоимости в денежной форме от налогоплательщика к государству на безвозмездной основе в соответствии с принципами налогообложения.

Налоги — финансовая категория. Финансы выполняют две основополагающие функции: распределительную и контрольную. Налоги опосредуют часть этих отношений — отношения перераспределения. Следовательно, система налогообложения несет в себе часть функционального предназначения финансов.

В налогах отражаются отношения  собственности, та сфера производственных отношений, где сталкиваются и так или иначе разрешаются различные экономические интересы: государственные, коллективные и индивидуальные. Формирование концепции рациональной налоговой системы позволяет найти точку взаимного сочетания этих интересов, сгладить антагонизм между ними.

 Налоги - обязательные  платежи в бюджет, осуществляемые

юридическими и физическими  лицами.

Налоги вводятся законами Верховного Совета. Каждый закон должен конкретизировать следующие элементы налога:

1) объект налога - это имущество  или доход, подлежащие обложению; 

2) субъект налога - это  налогоплательщик, то есть физическое  или юридическое лицо;

3) источник налога - т.е.  доход из которого выплачивается налог;

4) ставка налога - величина  налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота - полное  или частичное освобождение плательщика  от налога.

Налоги могут взиматься  следующими способами:

1) кадастровый - (от слова  кадастр - таблица, справочник) когда  объект налога дифференцирован  на группы по определенному  признаку. Перечень этих групп  и их признаки заносится в  специальные справочники. Для  каждой группы установлена индивидуальная  ставка налога. Такой метод характерен  тем, что величина налога не  зависит от доходности объекта. 

Примером такого налога может  служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной  ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это  транспортное средство или простаивает.

2) на основе декларации 

Декларация - документ, в  котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной  чертой такого метода является то, что  выплата налога производится после  получения дохода и лицом получающим доход.

Примером может служить  налог на прибыль.

3) у источника 

Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его  уменьшенным на сумму налога.

Например, подоходный налог  с физических лиц. Этот налог выплачивается  предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы  из нее вычитается сумма налога и  перечисляется в бюджет. Остальная  сумма выплачивается работнику.

Вопрос о роли и функциях налогов всегда был и продолжает оставаться предметом острейшей  научной полемики. Выполняют ли налоги исключительно фискальную функцию  или налогам присущ многофункциональный  характер? Аргументация ответов на этот вопрос и составляет стержень данной полемики.

Итак, функции любой экономической категории должны раскрывать ее сущность и внутреннее содержание, а также выражать общественное назначение данной категории. Функции налогов должны раскрывать сущностные свойства и внутреннее содержание налога как экономической категории, а также выражать общественное назначение налогообложения как основы перераспределительных отношений в процессе создания общественного богатства и способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства.

Отстаивая позицию множественности  функций налогов, тем не менее нельзя не заметить достаточную условность любой попытки разбиения всей гаммы проявления свойств налога по отдельным составным элементам.

 Все дело в том,  что функции налогов не проявляются  независимо одна от другой, они  взаимосвязаны и взаимозависимы, представляя собой неразрывное  единство. Вместе с тем это  единство не исключает их взаимной  и внутренней противоречивости, возможности приоритетной реализации  одной функции в ущерб другим, что лишний раз оттеняет определенную  самостоятельность каждой функции и перспективность изучения всего их многообразия.

Выделяют четыре основные функций налога, представленные на рис. 1.

 

Рис. 1. Функции налогов.

Фискальная функция (от лат. fiscus — государственная казна) является основной функцией налогов. Данная функция отражает фундаментальное предназначение налогообложения — изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей. Фискальная функция присутствует во всех без исключения налогах в любой налоговой системе. Она была единственной на ранних периодах налогообложения, со временем ее значение не только не ослабло, но и продолжает в условиях развитых рыночных отношений возрастать. Более того, усиление позиций государства в экономике, социальной, правоохранительной и других сферах ведет к объективному возрастанию государственных расходов, а следовательно, и доли перераспределяемого посредством налогов общественного продукта. Справедливости ради следует отметить, что в отдельных исторических промежутках действие фискальной функции ослабевало, но в более значительных временных периодах неизбежно сказывалось ее усиление.

Традиционно считается, что  все остальные функции налогов  являются в большей или меньшей  степени производными от фискальной, и это действительно так. Однако многообразие эффектов регулирующего, распределительного характера, достигаемых посредством грамотно построенной и выверенной налоговой системы, свидетельствует о том, что хотя фискальная функция является самой существенной и во многом определяющей другие, но при этом отнюдь не исключительной.

Распределительная (социальная) функция выражает социально- экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений. Эта функция обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования. Средством решения этих задач, позволяющим перераспределять общественный продукт между различными категориями населения с целью снижения социального неравенства и поддержания социальной стабильности в обществе, являются налоги и налоговая система.

Распределительная функция  реализуется также через индивидуальную безвозмездность налогов. Наименее обеспеченные слои населения могут  платить самый минимум налогов  или вообще их не платить на законных основаниях, но при этом пользоваться значительным объемом услуг (образования, здравоохранения, социальной зашиты), финансируемых государством за счет налоговых поступлений от организаций и более обеспеченных граждан. Таким образом, распределительная (социальная) функция обеспечивает не только регулирование фактической величины налоговой нагрузки исходя из уровня доходов различных слоев населения, но и позволяет в определенной мере компенсировать низкие доходы государственными трансфертами и услугами.

Контрольная функция налогов заключается в обеспечении государственного контроля, с одной стороны, за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов. С другой стороны, сущность этого контроля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обязательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Государственный контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора экономики. Кроме того, данная функция способствует повышению эффективности реализации других функций налогов, в первую очередь — через сопоставление налоговых доходов с финансовыми потребностями государства — их фискальной функции. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необходимость реформирования налоговой и бюджетной систем.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития налоговой системы в РФ