Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 00:25, курсовая работа
На налоговые органы возложен контроль обеспечения полноты и своевременности уплаты юридическими и физическими лицами причитающихся налогов и других обязательных платежей. Налоговый контроль является необходимым условием и важнейшим методом налогового администрирования. Главная его цель – препятствовать уходу от налогов и обеспечивать своевременное поступление налоговых доходов в полном объеме.[12] Государственный налоговый контроль – это система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности по формированию денежных фондов государства на всех уровнях управления и власти в части налоговых доходов, она способствует выявлению резервов, увеличению налоговых поступлений в бюджет, улучшению налоговой дисциплины и опирается на совокупность приемов и способов использования органами власти и управления, которые обеспечивают соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов в бюджет
Введение………………………………………………………………….…3
1.Понятие и место налогового контроля……………………………….…4
1.1. Понятие финансового контроля………………………………………4
1.2.Место налогового контроля в финансовом контроле……………….10
2. Виды налоговых проверок……………………………………………..14
2.1. Камеральные налоговые проверки…………………………………..14
2.2. Выездные налоговые проверки………………………………………22
2.3. Встречные налоговые проверки………………………………………28
3. Проблемы и пути совершенствования налогового контроля…………33
Заключение………………………………………………………………….36
Список литературы…………………………………………………………37
Для налогоплательщика выездная
налоговая проверка начинается с
приходом к ним налоговых инспекторов,
которых надо правильно встретить.
Затем они проводят ряд контрольных
мероприятий, а по окончании проверки
предъявляют налогоплательщикам соответствующую
справку. Ознакомимся подробнее
с этими процедурами.
Заметим: после того, как
решение предъявлено
-во-первых, служебные удостоверения;
-во-вторых, решение о проведении выездной налоговой проверки,
Предъявление указанных
документов должно происходить одновременно,
т.к. решение является основанием для
проведения выездной налоговой проверки,
а удостоверение подтверждает полномочия
должностного лица налогового органа
на проведение такого мероприятия. Если
проверяющие не предъявили какой-либо
из указанных документов, представители
организации имеют полное право отказать
им в проведении налоговой проверки. [19] В
случае, если у представителей налогоплательщика
возникнут сомнения в подлинности предъявленных
служебных удостоверений либо предъявленного
решения о проведении проверки, они могут
позвонить в налоговую инспекцию и осведомиться:
действительно ли прибывшие лица уполномочены
проводить выездную проверку (телефон
указывается непосредственно на бланке
предъявленного решения). Также налогоплательщику
следует проверить, по каким вопросам
производится данное контрольное мероприятие,
т.е. какие налоги будут проверяться и
в течение какого периода. Обратите внимание:
отсутствие в решении указаний на проверку
конкретных налогов, говорит о том, что
проверяются все налоги. [21] Если налогоплательщик
получает под расписку решение о проведении
выездной налоговой проверки, составленное
с ошибками, и разрешает доступ на свою
территорию, у него появляется шанс в дальнейшем
обжаловать результаты проверки в связи
с несоблюдением процедуры ее проведения. Далее
налогоплательщику следует предоставить
налоговому органу отдельное помещение,
в котором будут находиться проверяющие,
приступившие непосредственно к проведению
налоговой проверки, которая включает
в себя ряд мероприятий налогового контроля. Основным
занятием проверяющих станет изучение
документов налогоплательщиков в поисках
допущенных ими ошибок или преднамеренного
уклонения от уплаты налогов. При этом
налогоплательщик обязан обеспечить возможность
должностных лиц налоговых органов, проводящих
выездную налоговую проверку, ознакомиться
с документами, связанными с исчислением
и уплатой налогов (п. 12 ст. 89 НК РФ). Соответственно
во время проведения выездной налоговой
проверки проверяющие могут ознакомиться
и исследовать любые документы, которые
они считают связанными с исчислением
и уплатой налогов и относящимися к предмету
проводимой проверки. [5]
Другое мероприятие налогового контроля – осмотр помещений и предметов, проводимые в целях обнаружения доказательств совершенного налогоплательщиком правонарушения. В ходе осмотра может быть проведена инвентаризация имущества, которая направлена на сопоставление данных о фактического наличия имущества проверяемого лица с тем, что отражено в его отчетности. Еще одним излюбленным занятием проверяющих является собеседование с сотрудниками налогоплательщика по предмету проводимой налоговой проверки. Суть собеседования заключается в устном общении с работниками налогоплательщика с целью узнать о фактах предпринимательской деятельности налогоплательщика, которые могут оказать влияние на проводимую выездную налоговую проверку. Если речь идет об обнаруженных правонарушениях, инспекторы прибегают к процедуре допроса свидетелей, которыми могут выступать как сотрудники организации, так и иные лица, которым известно что-либо по существу рассматриваемого вопроса. Если в ходе проверки для выяснения каких-либо вопросов требуются специальные знания, налоговые органы могут привлекать экспертов, специалистов и переводчиков. [17] Кроме того, в рамках выездной налоговой проверки проверяющие могут получить сведения или информацию о налогоплательщике от третьих лиц. Все действия проверяющих по проведению указанных мероприятий ограничены рамками закона, нарушение которых может привести к признанию результатов проверки незаконными. Поэтому налогоплательщики должны быть в курсе того, как проводится та или иная процедура, ведь в последующем это может сыграть им на руку. Хотелось бы упомянуть о том, что при совершении таких мероприятий как выемка документов и предметов, осмотр помещений и предметов, допрос свидетелей, проведение экспертизы, привлечение переводчика обязательно составление соответствующего протокола, к которому предъявляются требования, установленные в ст. 99 НК РФ. Несоблюдение требований к составлению протокола может привести к тому, что результаты проведенного мероприятия, отраженные в протоколе, не будут иметь доказательственной силы и свидетельствовать о том, что проверяемым лицом допущено то или иное правонарушение, зафиксированное в протоколе. Закончив проведение необходимых мероприятий налогового контроля, налоговый орган должен информировать налогоплательщика о факте окончания налоговой проверки. Факт завершения выездной налоговой проверки фиксируется составлением справки о проведенной проверке. Согласно п. 15 ст. 89 НК РФ налоговый орган обязан вручить справку о проведенной проверке налогоплательщику (его представителю) в день ее составления. В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте. Таким образом, составление справки об окончании выездной налоговой проверки означает, что с этого момента налоговый орган не вправе проводить какие-либо действия, совершаемые в рамках выездной налоговой проверки (кроме дополнительных мероприятий налогового контроля). Заметим: в справке не указываются выявленные нарушения, она служит исключительно для фиксации срока окончания проверки. Для отражения всех обнаруженных нарушений предназначен другой документ – акт выездной налоговой проверки. Однако наличие на руках налогоплательщика справки о проведенной проверке является важным обстоятельством, поскольку именно с момента составления справки налоговая проверка считается законченной и начинают исчисляться сроки составления акта. [6]
Иногда выездная налоговая
проверка сильно затягивается со стороны
налоговых органов и не дает возможности
организации спокойно осуществлять
свою предпринимательскую
Если при проведении камеральных
и выездных налоговых проверок у
налоговых органов возникает
необходимость получения
При невыполнении какого-либо
из условий налоговики не вправе требовать
документы в рамках встречной проверки.
И все же нередки ситуации, когда инспекторы
запрашивают у фирмы бумаги, имеющие отношение
не к проверяемому контрагенту, а к другому
предприятию, где налоговая проверка не
проводится. Налоговикам эти сведения
необходимы потому, что данное предприятие
сотрудничает с проверяемой фирмой. Однако
такие требования судьи признают неправомерными.
Условия, при которых налоговые органы
проводят встречную проверку, в НК РФ не
указаны. Но согласно п. 12 Приказа МНС РФ
от 27.12.2000 N БГ-3-03/461 «О возмещении налога
на добавленную стоимость при экспорте
товаров (работ, услуг)» налоговые органы
должны осуществлять встречные проверки
у налогоплательщиков – поставщиков фирм-экспортеров.
Налоговики обращаются за сведениями
к поставщикам, у которых фирма закупила
товары, перепродаваемые за границу, тем
самым проверяя вычет НДС по экспортируемым
товарам.[10] НК РФ не регламентирует процедуру
проведения встречной проверки, не ограничивает
сроков ее осуществления и налоговых периодов,
за которые она проводится. Отсутствуют
ограничения и по количеству повторных
встречных проверок по одним и тем же налогам
за проверенный или проверяемый налоговый
период. Однако опыт судебной практики
выработал общий подход к проведению данного
вида проверки. По мнению судей, при встречной
проверке должностное лицо налогового
органа должно соблюдать общие нормы ст.
93 НК РФ, то есть запрашивать конкретный
перечень необходимых сведений (документов)
в письменной форме в виде требования.
К данному перечню могут быть отнесены
все документы, подтверждающие хозяйственные
связи контрагента с проверяемым налогоплательщиком.
3. Проблемы и
пути совершенствования
Изучив теоретические аспекты налогового контроля можно сделать следующие выводы, что налоговый контроль имеет цель обнаружения нарушений и отклонений от принятых норм, правил и стандартов в сфере налогов и сборов, принятие необходимых корректирующих мер, привлечение виновных к ответственности и возмещение причиненного государству ущерба, а также предотвращение или сокращение совершения таких правонарушений в дальнейшем. Формы и методы налогового контроля существуют в неразрывном единстве. Зачастую в рамках одной правовой формы организации контрольной деятельности могут применяться различные методы и формы контроля. Именно от правильного сочетания форм и методов налогового контроля зависит эффективность налогового контроля.[8] Приоритетным направлением контрольной работы налоговых органов в сфере налогообложения доходов физических лиц в настоящее время является усиление аналитической составляющей работы, внедрение комплексного экономико-правового анализа финансово-хозяйственной деятельности проверяемых объектов, в связи с чем в перспективе возможно сделать камеральные проверки основной формой налогового контроля. Эффективность выездных проверок за деятельностью физических лиц по сумме доначисленных налогов при снижении количества проверок, имела рост в сумме доначислений на 1 проверку. Эта ситуация свидетельствует о том, что имеет место определенная диспропорция фактически сложившихся темпов роста сравниваемых показателей выездных налоговых проверок и основное снижение доначислений по камеральным проверкам за счет повышения эффективности функционирования отделов выездных проверок налоговых органов. Так же для совершенствования системы эффективного проведения налогового контроля, необходимо осуществления углубленного камерального анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика необходимо сформировать единую государственную интегрированную информационную базу данных на основании информации из внутренних и внешних источников. [1] Эта ситуация свидетельствует о том, что имеет место определенная диспропорция фактически сложившихся темпов роста сравниваемых показателей выездных налоговых проверок и основное снижение доначислений по камеральным проверкам за счет повышения эффективности функционирования отделов выездных проверок налоговых органов. Совершенствование налоговых систем в развитых странах определяется такими объективными факторами, как необходимость государственного вмешательства в процесс формирования производственных отношений и социально-экономические границы налогообложения. Противоречие между потребностями в налоговых доходах и возможностями их получения является основным при формировании всех налоговых систем. В развитых странах идет постоянный поиск путей уменьшения государственных расходов и, следовательно, сокращения потребностей в налоговых доходах, с одной стороны, и увеличения эффективности существующих систем - с другой. Одно из возможных направлений решения проблем налогообложения физических лиц в Российской Федерации - использовать опыт Европейских стран и США на уровне физических лиц - налогоплательщиков налога на доходы физических лиц, путем введения двух полноценных необлагаемых налогом минимумов.[4] Первый необлагаемый налогом минимум должен предоставляться всем физическим лицам и быть равен прожиточному минимуму для трудоспособного населения. Освобождение от налога прожиточного минимума позволяет, во-первых, с точки зрения теории налогового права не обращать взыскание налога на капитал, являющийся источником дохода, тем самым не допуская сокращения базы для извлечения дохода. Во-вторых, с точки зрения физических лиц, например, в случае получения дохода равного прожиточному минимуму до налогообложения, предлагаемый подход позволит не сокращать расходы на свои жизненно необходимые потребности, тем самым, позволяя удержаться на минимальном уровне жизни, что было бы невозможно при обязательной уплате налога с дохода равного прожиточному минимуму. [13] Практическое значение данного подхода следующее: работник, у которого после налогообложения остается достаточно средств для удовлетворения своих естественных потребностей, сохраняет свою трудоспособность в прежнем объеме, тогда как, например, при нехватке витаминов производительность труда падает, что позволяет ему меньше зарабатывать, то есть сокращает базу для извлечения дохода. Последнее и есть известный науке эффект обращения налогообложения на капитал. В отношении состоятельных физических лиц введение необлагаемого налогом минимума, равного прожиточному минимуму, будет означать предоставление гарантий от государства, что в случае существенного падения их доходов им будет гарантирован минимальный уровень жизни, свободный от налогообложения.
Информация о работе Проблемы и пути совершенствования налогового контроля