Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 16:26, контрольная работа
Проблемы налогообложения индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации.
Применение индивидуальными предпринимателями специальных налоговых режимов
Добровольный выбор плательщика в отношении упрощенной системы налогообложения (УСНО) и системы налогообложения единым налогом сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСхН) ограничен определенными нормативами. При осуществлении нескольких видов деятельности, хотя бы один из которых попадает под действие ЕНВД, используются два варианта налогообложения. Комбинации этих вариантов следующая: один из режимов предусматривает уплату ЕНВД, другой - традиционная система налогообложения или упрощенная система налогообложения. С 2006 года разрешено одновременное использование систем, предусматривающих уплату ЕНВД и ЕСхН.
Теоритический вопрос...........................................................................2
Задача 1................................................................................................15
Задача 2................................................................................................16
Список источников литературы..........................................................17
Особо следует обратить внимание на тот факт, что при анализе норм законодательства по единому налогу следует четко придерживаться буквальных толкований видов деятельности, приведенных в пункте 2 статьи 34626 НК РФ.
Так, например, в числе видов деятельности, приведенных в ней, указан и такой, как оказание бытовых услуг физическим лицам. Следовательно, если предприниматель оказывает бытовые услуги (например, ремонт и обслуживание компьютеров и оргтехники или изготовление и ремонт мебели) юридическим лицам, то данный его вид деятельности не попадает в перечень, предусмотренный пунктом 2 статьи 34626 НК РФ. Поэтому налогообложение предпринимателя в рамках такой его деятельности должно производиться в общеустановленном порядке, то есть по обычной или упрощенной системе налогообложения по выбору налогоплательщика.
Глава 26 НК РФ по целому ряду моментов выгодно отличается от ранее действовавшего Федерального закона от 31.07.98 № 148-ФЗ, регулировавшего порядок взимания ЕНВД до 2003 года.
В первую очередь большим плюсом явилась унификация видов деятельности для всех категорий налогоплательщиков. В отличие от ранее действовавшего порядка они стали едиными как для предпринимателей, так и для юридических лиц (предприятий и организаций). Это отвечает принципу экономической справедливости и равенства налогообложения для всех налогоплательщиков.
Однако устранить данные недостатки можно только путем внесения изменений в главу 263 НК РФ. В частности, предусмотреть возможность уплаты налога хотя бы за один месяц, в котором налогоплательщик продавал товары на другой территории, а не за весь квартал. Правда, и в этом случае налог придется заплатить за весь месяц независимо от количества дней, в которые он вел свою деятельность.
С 1 января 2003 года «упрощенка» применяется на основе правил главы 262 «Упрощенная системы налогообложения» части второй НК РФ. Действующая система пришла на смену упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, применяемой в соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.95 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».
Применять упрощенную систему налогообложения могут как организации, так и предприниматели без образования юридического лица. Переход на нее производится в добровольном порядке. Однако сфера применения системы ограничена рядом критериев, которые можно сгруппировать по видам и показателям деятельности.
Упрощенную систему налогообложения не могут применять:
• банки;
• страховщики;
• негосударственные пенсионные фонды;
• инвестиционные фонды;
• профессиональные участники рынка ценных бумаг;
• ломбарды;
• организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
• нотариусы, занимающиеся частной практикой;
• организации и предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
• организации и предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров; И) организации и предприниматели, занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых;
• организации и предприниматели, переведенные на уплату единого налога не вмененный доход;
• организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Кроме ограничений по видам деятельности существуют также:
· Ограничение по величине дохода.
Организации имеют право перейти на применение упрощенной системы налогообложения, если в течение 9 месяцев текущего года их доходы от реализации (внереализационные доходы здесь не учитываются) не превысили 11 млн. рублей ( с 2006 года- 15 млн. руб.) (НК РФ, ст.346.12,п.2) в соответствии с требованием данного пункта доходы определяются в соответствии со статьей 249 НК РФ. Требование настоящего пункта не относится к индивидуальным предпринимателям, поэтому они могут подать заявление на применение упрощенной системы вне зависимости от величины дохода в текущем году. Однако следует иметь в виду, что в соответствии с п.4 ст.246.13 НК РФ, начиная с квартала, в котором доходы налогоплательщика с начала года превысят 15 млн. рублей (с 2006 года - 20 млн. руб.), он теряет право на применение упрощенной системы и переводится на общий режим налогообложения. Это положение относится и к индивидуальным предпринимателям. Для организаций в состав доходов при этом включаются также внереализационные доходы.
· Ограничение по структуре организации.
Не вправе применять упрощенную систему организации, имеющие филиалы и (или) представительства. Однако данное требование не запрещает применение системы налогоплательщиками, имеющими дочерние или зависимые общества.
· Ограничение по составу учредителей.
Упрощенную систему налогообложения не могут применять организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%. Данная форма не относится к организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. При этом среднесписочная численность инвалидов среди работников данной организации не должна быть менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда должна составлять не менее 25%.
· Ограничение по списочной численности.
На упрощенную систему не могут переходить организации и индивидуальные предприниматели, списочная численность которых за налоговый период превышает 100 человек.
· Ограничение по стоимости имущества, находящегося в собственности.
Если в собственности организации находится имущество, стоимость которого превышает 100 млн. рублей, данная организация не имеет право применять упрощенную систему налогообложения (НК РФ ст.346.13, п.З, пп.16). Если стоимость имущества организации превысит 100 млн. рублей, она считается переведенной на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено превышение (НК РФ ст.346.13, п.4), данная норма не распространяется на индивидуальных предпринимателей.
Для предприятий и предпринимателей сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и порядок предоставления статистической отчетности.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, с 01.01.2003 на основании п.З ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета объектов основных средст (ОС) и нематериальных активов (НМА). При этом организация, перешедшая с общепринятой системы налогообложения на УСНО, как и до перехода, может продолжать вести бухгалтерский учет по правилам, установленным законодательством РФ о бухгалтерском учете.
Налогоплательщики могут самостоятельно выбрать один из двух объектов налогообложения (НК РФ ст.346.14) - доходы от реализации или доходы, уменьшенный на величину расходов. Данное изменение относится к тем субъектам, которые раньше не имели такого права.
Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы.
При использовании налогоплательщиком в качестве объекта доходы, уменьшенные на величину расходов, возможен вариант уплаты минимального налога. Он исчисляется в размере 1% от величины доходов. Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма исчисленного налога меньше суммы минимального налога. Разница между суммой минимального налога и суммой действительного налога может быть отнесена на расходы в будущем налоговом периоде, в том числе и на увеличение убытков.
Организации, применяющие УСНО, учитывают для целей налогообложения доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249, 250 НК РФ, и не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ (п.1 ст. 346.17 НК РФ).
В соответствии со ст. 249 НК РФ доходами от реализации являются:
• выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;
• выручка от реализации ранее приобретенных товаров;
· выручка от реализации имущественных прав.
Таким образом, в определении налоговой базы по единому налогу при УСНО участвуют все доходы (как в денежной, так и в натуральной форме), полученные от реализации любого имущества или имущественных прав налогоплательщика, а также за выполненные им работы или оказанные услуги. Доходом от реализации являются также полученные от покупателей денежные средства (имущество) в виде предварительной оплаты (авансы).
Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.
Расширен список расходов, уменьшающих доход. Теперь в их состав включены: расходы на оплату труда, на приобретение основных средств, нематериальных активов и т.д. (ст.346.15 НК РФ).
Кому выгодно переходить на упрощенную систему налогообложения? Чтобы ответить на этот вопрос предприниматель должны проанализировать налоговую нагрузку и выбрать оптимальную систему налогообложения.
Во-первых, необходимо убедиться, что предприниматель может перейти на упрощенную систему (ограничения рассмотрены выше).
Во-вторых, необходимо рассчитать налоговое бремя, которое будет нести индивидуальный предприниматель при выборе того или иного варианта. Так как упрощенная система подразумевает замену только ряда налогов, а не всех, то для анализа необходимо принять во внимание налоговую нагрузку только этих налогов (НДФЛ, НДС, налог на имущество, ЕСН). Для расчетов необходимо оценить предполагаемые суммы вышеуказанных налогов в том году, в котором планируется перейти на упрощенную систему. Если это сделать трудно, тогда можно использовать налоговые декларации за прошлые периоды (например, за прошлый год).
При определении величины конкретного налога необходимо учитывать, что суммы, уплаченные хозяйствующим субъектом в качестве налогового агента, не должны приниматься в расчет, т.е. подлежат вычету из общей величины налога. Налоговые расходы можно определить по формуле:
HP = НДФЛпр + НДС + Ним + ЕСНпр + ЕСНфл,
где НДФЛпр - сумма подлежащего уплате за год налога на доходы физических лиц, получаемого от осуществления предпринимательской деятельности;
ЕСНпр - сумма подлежащего уплате за год ЕСН с доходов, получаемых от осуществления предпринимательской деятельности;
НИм - сумма подлежащего уплате за год налога на имущество;
ЕСНфл - сумма подлежащего уплате за год ЕСН с выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц.
Для расчета величины налоговой нагрузки необходим показатель дохода в предстоящем году. Если предприниматель реализует товары покупателям, у которых нет необходимости в получении зачета по НДС при покупках (например, физические лица), тогда в величину дохода следует включить суммы налога, т.к. при переходе на упрощенную систему отпускные цены останутся неизменными. Если же для покупателей получение счетов-фактур с суммами входящего НДС имеет существенное значение (например, если организация занимается оптовой торговлей и не имеет льготы по налогу), тогда величину дохода необходимо принимать без учета НДС. В этом случае вся сумма недополученного дохода будет являться для хозяйствующего субъекта упущенной выгодой и должна увеличить сумму налоговых расходов при применении упрощенной системы.
Применение упрощенной системы налогообложения предполагает значительное снижение налогового бремени и многие налогоплательщики используют данный режим для снижения сумм налоговых обязательств в первую очередь по единому социальному налогу и налогу на прибыль.
Таким образом, очевидно, что упрощенная система налогообложения обладает набором характеристик, который позволяет предположить резкое снижение налоговой базы не только тех плательщиков, которые ранее платили налоги в общеустановленном порядке, но и тех плательщиков, которые платили единый налог при упрощенной системе учета и отчетности. Конечно, общая сумма налога должна резко увеличиться, но это произойдет не из-за увеличения платежей по отдельным плательщикам, из-за резкого увеличения количества этих плательщиков. Также планируется увеличение контингента плательщиков за счет выхода предпринимателей из «тени», что является достаточно сомнительным.
Задача 1.
Организация в течение месяца оприходовала и оплатила:
Информация о работе Проблемы налогообложения индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации