Проблемы организации работы налоговых органов с крупнейшими налогоплательщиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 03:03, реферат

Описание работы

Необходимым условием функционирования любой налоговой системы является эффективный налоговый контроль.
Налоговый контроль - это специализированный (только в отношении налогов и сборов) государственный финансовый контроль, сущность которого состоит не только в проверке соблюдения налогового законодательства, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также в устранении выявленных нарушений. Налоговый контроль в России осуществляется в трех формах: предварительный, текущий и последующий

Файлы: 1 файл

Проблемы организации работы налоговых органов с крупнейшими налогоплательщиками.docx

— 22.24 Кб (Скачать файл)

Проблемы организации  работы налоговых органов с крупнейшими  налогоплательщиками

 

В. В. Горлов, канд. экон. наук, доцент, Российский университет кооперации

В. В. Горлов, канд. экон. наук, доцент, Российский университет кооперации

ИСТРЕБОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Необходимым условием функционирования любой налоговой системы является эффективный налоговый контроль.

Налоговый контроль - это  специализированный (только в отношении  налогов и сборов) государственный  финансовый контроль, сущность которого состоит не только в проверке соблюдения налогового законодательства, но и  в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также в  устранении выявленных нарушений. Налоговый  контроль в России осуществляется в  трех формах: предварительный, текущий  и последующий

При этом используются такие  методы, как наблюдение, обследование, анализ и проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные (глава 14 Налогового кодекса РФ - НКРФ).

Налоговая проверка является формой контроля налоговых органов  за соблюдением налогоплательщиками  законодательства о налогах и  сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, предусматривающих меры по предотвращению и устранению нарушений, взыскания  недоимок по налогам, привлечению виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Цель проведения налоговых  проверок - установление своевременного и правомерного исчисления и уплаты налогоплательщиком налогов и других обязательных платежей в бюджет.

В ходе проведения камеральной  или выездной налоговой проверки налоговым органом могут быть истребованы документы.

Истребование документов необходимо для выявления фактов совершения определенной сделки, полноты  оприходования полученной по ней  продукции или выручки от реализации. В частности, истребование документов проводится, когда есть основания  полагать, что у проверяемого налогоплательщика  не приходовались полученные по сделкам  товары либо выручка от реализации товаров (работ, услуг). Налоговые инспекторы могут также проверить, как у  контрагента отражены взаимозачетные и иные операции с налогоплательщиком.

Межрегиональные инспекции  ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам являются территориальными органами, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в различные бюджеты  налогов, сборов и других обязательных платежей, а также за соблюдением  валютного законодательства Российской Федерации крупнейшими налогоплательщиками.

В инспекциях создаются специальные  отделы, которые проводят работу по истребованию документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках по поручениям других налоговых органов, а также проводят анализ истребованных документов крупнейших налогоплательщиков, чтобы выявить схемы уклонения от налогообложения и выработать предложения по их предотвращению.

Отделом создается электронный  архив документов крупнейших налогоплательщиков в целях дальнейшего их применения при проведении выездных и камеральных  налоговых проверок.

Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при условии использования передовых  информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. АИС «Налог» предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой системы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией. АИС «Налог» представляет собой форму организационного управления органами ФНС России на базе новых средств и методов обработки данных, новых информационных технологий.

В процессе осуществления  мероприятий налогового контроля налоговые  органы активно взаимодействуют  с таможенными органами, входящими  в систему исполнительной власти, органами специальной компетенции - министерствами, службами, ведомствами. Правовой базой такого сотрудничества выступают нормы налогового законодательства, а координируются их действия на основании  заключенных между указанными органами публично-правовых договоров. В порядке, определяемом данными договорами, эти  органы информируют друг друга об имеющихся у них материалах по налоговым правонарушениям и  преступлениям, о принятых мерах  по их пресечению, о проводимых ими  налоговых проверках, обмениваются другой нужной информацией.

Важнейшим фактором повышения  эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование  действующих процедур налогового контроля:

  • системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок;
  • системы оценки работы налоговых инспекторов;
  • форм и методов налоговых проверок.

Совершенствование каждого  из этих элементов позволит улучшить организацию налогового контроля в  целом. 
Следует отметить, что, к сожалению, некоторые налоговые органы до сих пор нарушают положения Регламента, утвержденного Приказом ФНС России от 22.03.07 г. N ММ-4-06/12дсп@, а именно:

  • осуществляют пересылку поручений об истребовании документов (информации), направленных не по месту учета крупнейшего налогоплательщика (вместо возврата поручения инициатору с сопроводительным письмом о неисполнении поручения);
  • неверно указывают наименование лица для истребования документов (информации);
  • не указывают периоды налоговых проверок (любая проверка имеет период проведения).

Это приводит к уменьшению эффективности, оперативности проведения камеральных и выездных налоговых  проверок и увеличению трудозатрат  инспекции. 
В целях дальнейшего совершенствования планирования и подготовки истребования документов (информации) в рамках налоговых проверок необходимы:

  • разработка единого программного обеспечения, внедрение которого позволит автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков;
  • внедрение качественно новых основ для проведения камеральной проверки, таких как применение методов, основанных на системе косвенных индикаторов налоговой базы, а также обеспечение приема как можно большего количества налоговых деклараций в электронном виде. Все это обеспечит автоматизированный отбор налогоплательщиков для выездных налоговых проверок и повысит их результативность;
  • дальнейшее развитие межведомственного информационного взаимодействия налоговой службы с таможенной службой, службой судебных приставов, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ 
Главной и эффективной формой налогового контроля является выездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ), так как она выявляет наибольшее число налоговых правонарушений и увеличивает доходную часть бюджета страны за счет дополнительных начислений по налогам и сборам.

Выездная налоговая проверка представляет собой комплекс мероприятий (действий), осуществляемых налоговыми органами: 
1) по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств;

2) по осмотру (обследованию) предметов, используемых налогоплательщиком  для извлечения прибыли, объектов  налогообложения, производственных, складских, торговых и иных  помещений и территорий;

3) по проведению инвентаризации  принадлежащего налогоплательщику  имущества;

4) иных, предусмотренных НК  РФ действий налоговых органов  (их должностных лиц), осуществляемых  по месту нахождения налогоплательщика  (месту его деятельности, месту  расположения объекта налогообложения)  и иных местах вне места  нахождения налогового органа.

Задачами выездной налоговой  проверки являются:

  • всестороннее исследование обстоятельств финансово-хозяйственной деятельности проверяемого лица;
  • выявление искажений и несоответствий в содержании исследуемых документов, фактов нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, составления отчетности и налоговых деклараций;
  • доначисление сумм налогов и сборов, не уплаченных или не полностью уплаченных в результате занижения налогоплательщиком налоговой базы либо неправильного исчисления налогов и привлечение налогоплательщика к ответственности за выявленные налоговые правонарушения.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения  руководителя (его заместителя) налогового органа. 
Непосредственно после окончания выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы составляет справку о проведенной проверке и затем уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо ее представителем.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель  руководителя) налогового органа выносит  решение.

Анализ результативности выездных налоговых проверок, проводимых Межрегиональными инспекциями ФНС  России по крупнейшим налогоплательщикам, и анализ сумм доначислений, произведенных: в результате выездных налоговых  проверок, показал, что Межрегиональные  инспекции являются территориальными органами Федеральной налоговой  службы и входят в единую централизованную систему налоговых органов. Они  подчиняются непосредственно ФНС  России и ей подконтрольны.

На основе практического  материала Межрегиональных инспекций  ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам можно сделать вывод, что результативность выездных налоговых проверок в 2008 г. по сравнению с 2007 г. возросла.

Анализ сумм дополнительных начислений платежей по налогу на добавленную  стоимость, налогу на прибыль и единому  социальному налогу, произведенных  с учетом налоговых санкций и  пени по решениям налогового органа о  проведении выездной налоговой проверки и актам выездных налоговых проверок, показал, что наибольшая доля доначислений приходится по налогу на прибыль организаций.

Важно отметить, что выездная налоговая проверка очень трудоемка, требует больших затрат рабочего времени сотрудников налоговых  органов и высокого уровня их квалификации. Основным условием для упрощения  процедуры проведения выездной налоговой  проверки, оформления ее результатов  и снижения трудоемкости деятельности налоговых органов является применение компьютерных технологий в контрольной  работе налоговых органов.

Выездная налоговая проверка сама по себе практически не поддается  автоматизации. Это творческий процесс, связанный с использованием всех знаний и опыта самих проверяющих, которые необходимы для проведения анализа документов налогоплательщика  и иной информации о нем. Однако это  не значит, что вся работа на этом технологическом участке должна делаться вручную.

Важной задачей автоматизации  работы налоговой службы является не только возложение на компьютер задач  контроля, обработки и хранения информации по начислению и уплате различных  налогов, ведение нормативно-правовой базы по налоговому законодательству, формирование отчетности по налоговым  органам, но и создание автоматизированного  канала с банками, таможенными органами и другими внешними структурами.

Качество и эффективность  налоговых проверок зависит от степени  их организации налоговыми органами. Совершенствование всего комплекса  мероприятий, проводимых в процессе выездной налоговой проверки, позволит оптимизировать процесс организации  этой работы и рационально построить  систему управления налоговой инспекцией.

 


Информация о работе Проблемы организации работы налоговых органов с крупнейшими налогоплательщиками