Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 03:03, реферат
Необходимым условием функционирования любой налоговой системы является эффективный налоговый контроль.
Налоговый контроль - это специализированный (только в отношении налогов и сборов) государственный финансовый контроль, сущность которого состоит не только в проверке соблюдения налогового законодательства, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также в устранении выявленных нарушений. Налоговый контроль в России осуществляется в трех формах: предварительный, текущий и последующий
Проблемы организации
работы налоговых органов с
В. В. Горлов, канд. экон. наук, доцент, Российский университет кооперации
В. В. Горлов, канд. экон. наук, доцент, Российский университет кооперации
ИСТРЕБОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Необходимым условием функционирования
любой налоговой системы
Налоговый контроль - это
специализированный (только в отношении
налогов и сборов) государственный
финансовый контроль, сущность которого
состоит не только в проверке соблюдения
налогового законодательства, но и
в проверке правильности исчисления,
полноты и своевременности
При этом используются такие методы, как наблюдение, обследование, анализ и проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные (глава 14 Налогового кодекса РФ - НКРФ).
Налоговая проверка является
формой контроля налоговых органов
за соблюдением
Цель проведения налоговых проверок - установление своевременного и правомерного исчисления и уплаты налогоплательщиком налогов и других обязательных платежей в бюджет.
В ходе проведения камеральной или выездной налоговой проверки налоговым органом могут быть истребованы документы.
Истребование документов необходимо для выявления фактов совершения определенной сделки, полноты оприходования полученной по ней продукции или выручки от реализации. В частности, истребование документов проводится, когда есть основания полагать, что у проверяемого налогоплательщика не приходовались полученные по сделкам товары либо выручка от реализации товаров (работ, услуг). Налоговые инспекторы могут также проверить, как у контрагента отражены взаимозачетные и иные операции с налогоплательщиком.
Межрегиональные инспекции
ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам
являются территориальными органами,
осуществляющим функции по контролю
и надзору за соблюдением законодательства
о налогах и сборах, за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в различные бюджеты
налогов, сборов и других обязательных
платежей, а также за соблюдением
валютного законодательства Российской
Федерации крупнейшими
В инспекциях создаются специальные
отделы, которые проводят работу по
истребованию документов (информации)
о налогоплательщике или
Отделом создается электронный архив документов крупнейших налогоплательщиков в целях дальнейшего их применения при проведении выездных и камеральных налоговых проверок.
Эффективное функционирование
налоговой системы возможно только
при условии использования
В процессе осуществления мероприятий налогового контроля налоговые органы активно взаимодействуют с таможенными органами, входящими в систему исполнительной власти, органами специальной компетенции - министерствами, службами, ведомствами. Правовой базой такого сотрудничества выступают нормы налогового законодательства, а координируются их действия на основании заключенных между указанными органами публично-правовых договоров. В порядке, определяемом данными договорами, эти органы информируют друг друга об имеющихся у них материалах по налоговым правонарушениям и преступлениям, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, обмениваются другой нужной информацией.
Важнейшим фактором повышения
эффективности контрольной
Совершенствование каждого
из этих элементов позволит улучшить
организацию налогового контроля в
целом.
Следует отметить, что, к сожалению, некоторые
налоговые органы до сих пор нарушают
положения Регламента, утвержденного
Приказом ФНС России от 22.03.07 г. N ММ-4-06/12дсп@,
а именно:
Это приводит к уменьшению
эффективности, оперативности проведения
камеральных и выездных налоговых
проверок и увеличению трудозатрат
инспекции.
В целях дальнейшего совершенствования
планирования и подготовки истребования
документов (информации) в рамках налоговых
проверок необходимы:
ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ
Главной и эффективной формой налогового
контроля является выездная налоговая
проверка (ст. 89 НК РФ), так как она выявляет
наибольшее число налоговых правонарушений
и увеличивает доходную часть бюджета
страны за счет дополнительных начислений
по налогам и сборам.
Выездная налоговая проверка
представляет собой комплекс мероприятий
(действий), осуществляемых налоговыми
органами:
1) по проверке первичных учетных и иных
бухгалтерских документов налогоплательщика,
регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской
отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных
и иных договоров, актов о выполнении договорных
обязательств;
2) по осмотру (обследованию)
предметов, используемых
3) по проведению инвентаризации
принадлежащего
4) иных, предусмотренных НК
РФ действий налоговых органов
(их должностных лиц), осуществляемых
по месту нахождения
Задачами выездной налоговой проверки являются:
Выездная налоговая проверка
проводится на основании решения
руководителя (его заместителя) налогового
органа.
Непосредственно после окончания выездной
налоговой проверки руководитель проверяющей
группы составляет справку о проведенной
проверке и затем уполномоченными должностными
лицами налоговых органов должен быть
составлен в установленной форме акт налоговой
проверки, подписываемый этими лицами
и руководителем проверяемой организации
либо ее представителем.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение.
Анализ результативности
выездных налоговых проверок, проводимых
Межрегиональными инспекциями ФНС
России по крупнейшим налогоплательщикам,
и анализ сумм доначислений, произведенных:
в результате выездных налоговых
проверок, показал, что Межрегиональные
инспекции являются территориальными
органами Федеральной налоговой
службы и входят в единую централизованную
систему налоговых органов. Они
подчиняются непосредственно
На основе практического
материала Межрегиональных
Анализ сумм дополнительных начислений платежей по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль и единому социальному налогу, произведенных с учетом налоговых санкций и пени по решениям налогового органа о проведении выездной налоговой проверки и актам выездных налоговых проверок, показал, что наибольшая доля доначислений приходится по налогу на прибыль организаций.
Важно отметить, что выездная налоговая проверка очень трудоемка, требует больших затрат рабочего времени сотрудников налоговых органов и высокого уровня их квалификации. Основным условием для упрощения процедуры проведения выездной налоговой проверки, оформления ее результатов и снижения трудоемкости деятельности налоговых органов является применение компьютерных технологий в контрольной работе налоговых органов.
Выездная налоговая проверка сама по себе практически не поддается автоматизации. Это творческий процесс, связанный с использованием всех знаний и опыта самих проверяющих, которые необходимы для проведения анализа документов налогоплательщика и иной информации о нем. Однако это не значит, что вся работа на этом технологическом участке должна делаться вручную.
Важной задачей автоматизации работы налоговой службы является не только возложение на компьютер задач контроля, обработки и хранения информации по начислению и уплате различных налогов, ведение нормативно-правовой базы по налоговому законодательству, формирование отчетности по налоговым органам, но и создание автоматизированного канала с банками, таможенными органами и другими внешними структурами.
Качество и эффективность
налоговых проверок зависит от степени
их организации налоговыми органами.
Совершенствование всего
Информация о работе Проблемы организации работы налоговых органов с крупнейшими налогоплательщиками