Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 12:58, курсовая работа
Выездная налоговая проверка является определенной формой налогового контроля, которая дает возможность проверить правильность уплаты сборов, налогов, исполнение налогоплательщиком прочих обязанностей, которые были возложены на него законодательством страны о налогах, сборах.
Любая выездная налоговая проверка проводится только по месту нахождения налогоплательщика и лишь на основании решения руководителя или же заместителя руководителя определенного налогового органа. Именно поэтому первым, что должны предъявлять работники налоговых органов при осуществлении проведения выездной налоговой проверки является решение, которое оформлено в соответствии со всеми существующими нормативно-правовыми документами в данной области.
Из всего вышесказанного следует, что приход налогового инспектора на любое, даже самое законопослушное и укомплектованное грамотными специалистами бухгалтерской службы, предприятие не приведет ни к чему хорошему. Для налогоплательщика проверка неизбежно будет означать либо материальные потери, либо долгие и изнурительные судебные тяжбы с налоговыми органами.
Лучший выход из данной ситуации - максимально отсрочить встречу с налоговым инспектором. Однако в действительности можно лишь не сделать шагов, которые приблизят выездную налоговую проверку, которая рано или поздно, но все равно состоится. В связи с этим руководитель организации и главный бухгалтер должны хорошо знать свои права, а также обязанности проверяющих, порядок проведения проверки, вынесения решения и оспаривания результатов [7].
Хотелось бы отметить, что на сегодняшний день выездных налоговых проверок стало намного меньше. Однако их эффективность постоянно растет. Все это является результатом достаточно серьезной аналитической работы, а именно она и предшествует проведению выездных налоговых проверок.
Если же раньше проводилась проверка каждого десятого налогоплательщика, то теперь данными проверками охвачен только 1 налогоплательщик из 100. Сегодня постоянно поддерживается данный невысокий процент охвата всех налогоплательщиков различными выездными налоговыми проверками. В некоторых других странах данный показатель составляет около 3%.
За прошедшие 9 месяцев число выездных налоговых проверок уменьшилось на 12%, то есть с 56 до 49 тысяч. При этом различные доначисления в среднем на одну налоговую выездную проверку составили около 4,5 млн. рублей.
Все это говорит о намного более тщательном
сборе различными налоговыми органами
определенной доказательственной базы
по нарушениям,
серьезном улучшении качества подготовки,
а также проведения контрольных мероприятий.
Рисунок 2.1. – Критерии риска для отбора налогоплательщиков
Можно говорить о том, что ключевым моментом, который предопределяет решение
о проведении такого контрольного мероприятия,
является именно мониторинг финансово-хозяйственной
деятельности организаций. Служба все
свои усилия концентрирует на налогоплательщиках,
которые попали в зону риска [
Выбор претендентов на выездную проверку во многом зависит от того, как быстро конкретный бизнес набирает обороты и есть ли у налогового органа основания полагать, что с этого оборота не все, что полагается, упало в бюджетную копилку. Чем больше зарабатывает бизнес, тем больший интерес он представляет для налоговиков, ведь их задача не только доначислить как можно больше, но и взыскать доначисленное.
А что касается нарушений, то они найдутся всегда, особенно, если проверяется разросшаяся неповоротливая структура, которой значительно сложнее контролировать многочисленные аспекты своей деятельности. Например, проверять всех своих поставщиков на предмет благонадежности.
Поэтому, как раз развивающемуся среднему бизнесу, в первую очередь, и стоит почаще оценивать свою деятельность на предмет налоговой безопасности [9, c. 48].
Более того, если по результатам выездной проверки удалось доначислить значительную сумму налоговых платежей, при этом проверяемый налогоплательщик не оспаривал результатов проверки и добросовестно все оплатил, то такого налогоплательщика, скорее всего, возьмут на заметку, что бы по истечении двух-трех лет «навестить» его снова. Собственно, за счет именно таких несчастных налогоплательщиков еще сохраняется миф о том, что выездная налоговая проверка проводится регулярно раз в три года.
ФНС России и региональные налоговые управления разрабатывают специальные рекомендации и требования к планированию выездных налоговых проверок, которые доводятся до районных инспекций в виде внутренних регламентов или устных распоряжений и играют решающую роль в направлении деятельности инспекторов при проведении проверок.
Широко известная «Концепция планирования
выездных налоговых проверок» (Приказ
ФНС от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@) является,
пожалуй, единственным официальным общедоступным
документом,
определяющим деятельность налоговых
инспекций по данному направлению, и содержит
12 «критериев самостоятельной оценки
рисков» для налогоплательщиков.
Отметим лишь два критерия, характеризующие взаимоотношения налогоплательщика с его контрагентами:
Региональные управления ФНС России неофициально устанавливают для подчиненных им районных инспекций минимальный размер доначислений, который должен быть обеспечен по результатам каждой выездной проверки. В случае, если доначислено по проверке меньше установленного минимума, то такая проверка признается неэффективной, что может служить основанием для возбуждения служебной проверки в отношении ответственных за ее проведение лиц и назначения повторной выездной проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за нижестоящим [18].
В связи с этим наличие «проблемных» контрагентов у налогоплательщика в настоящее время является определяющим признаком для решения вопроса о включении его в план выездных проверок, поскольку позволяет на стадии предпроверочного анализа установить предполагаемую сумму доначислений по платежам, осуществляемым в адрес «проблемных» контрагентов.
Есть и специфические критерии, например:
По налогу на прибыль самым «рисковым» для налогоплательщика признаком является «значительное превышение внереализационных расходов над выручкой», а также «снижение налоговой нагрузки при росте выручки».
По НДС - когда выручка налогоплательщика, по данным бухгалтерской отчетности, выше налоговой базы в декларации по НДС, и эта разница превышает «дебиторку». Сумма авансов, полученных в счет предстоящих поставок, меньше размера кредиторской задолженности, указанного в бухгалтерской отчетности, или если доля вычетов превышает средний показатель.
Критериев риска, определяющих вероятность проведения выездной налоговой проверки и других мероприятий налогового контроля, довольно много и они постоянно обновляются и пополняются.
Вся информация, получаемая непосредственно в ходе проведения контрольных мероприятий, подлежит электронной обработке.
Пропуская таким образом налогоплательщиков через фильтр критериев «риска», налоговый орган выстраивает их «в очередь» на включение в план выездных проверок.
Но не все так просто, здесь, как это часто бывает в любых очередях, есть своя «элита», которую пропускают в приоритетном порядке, «аутсайдеры», плетущиеся в конце и те кто не прошли «дрескод» (фирмы - «однодневки» в первую очередь) и были исключены.
Так, внутренним Регламентом планирования и подготовки ВНП установлено, что обязательному включению в проект плана выездных налоговых проверок подлежат следующие налогоплательщики в следующем порядке: [10].
Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, включаются в план выездных налоговых проверок в исключительных случаях, когда имеются достаточные основания предполагать возможность использования способов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, при этом подтвердить это возможно только при проведении выездной налоговой проверки, а не иными мероприятиями налогового контроля [11].
Рассмотрим методику проверки правильности исчисления и уплаты в бюджет НДС.
Проверка правильности исчисления и уплаты в бюджет НДС осуществляется по следующим основным направлениям:
Формы налоговой отчетности и документы, используемые налоговым органом для проведения налоговой проверки:
Следует проверить:
В случае представления налогоплательщиком декларации по налогу на добавленную стоимость по форме № 1 и декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов необходимо обратить внимание на правильность переноса сумм НДС, начисленных к уплате в бюджет (к возмещению из бюджета) за данный налоговый период по товарам, применение налоговой ставки 0 процентов которым не подтверждено, из налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по форме № 1.
Далее следует проверить правильность применения налоговых ставок.
Обратить внимание на правильность применения ставок НДС налогоплательщиками, осуществляющими предпринимательскую деятельность на основании договоров комиссии, агентских договоров, договоров поручения в соответствии со ст. 156 Кодекса.
При проверке правильности применения налоговой ставки 0 процентов следует убедиться в полноте представленного налогоплательщиками пакета документов, предусмотренного статьей 165 Кодекса [12].
Особое внимание обратить на случаи:
Можно говорить о том, что налоговая служба существенно поменяла подход к организации различных контрольных мероприятий. Сегодня она сосредоточилась именно на качестве различных проверок налогоплательщиков.
Основной задачей внесения определенных изменений является соблюдение некоторого баланса интересов бизнеса и государства для того, чтобы уменьшить давление на различных добросовестных налогоплательщиков, которые своевременно, в полном объеме исполняют обязательства перед государством, а также обеспечить неотвратимость наказания таким налогоплательщикам, которые сознательно уклоняются от уплаты налогов, нарушают законодательство страны [13].
Налоговая служба изменяет различные акценты в своей контрольной работе именно в зависимости от определенных задач, которые стоят перед ней. На некотором начальном этапе, когда нужно было навести порядок, а также научить всех налогоплательщиков платить различные налоги, а тогда это было немодно, так как отсутствовала налоговая культура у населения, различными налоговыми проверками должны были охватываться все налогоплательщики. После этого встал вопрос о некоторой недостаточной результативности данных налоговых проверок. Тогда основной упор был сделан именно на доначисления.
Информация о работе Пути повышения эффективности выездных налоговых проверок