Развитие механизмов налогового контроля в системе обеспечения экономической безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Экономическая безопасность – фундаментальная основа экономически эффективного государства в целом. Как отмечают специалисты, в самом общем виде экономически эффективное государство – это государство, которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную экономическую безопасность в определенное время и при данных обстоятельствах в условиях неограниченной международной конкуренции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

1.1. Налоговая безопасность государства и экономических систем.



1.2. Понятие и особенности налогового контрол, Налоговый контроль в Российской Федерации

1.3. Методические принципы взаимодействия налоговых и других государственных органов в системе обеспечения экономической безопасности.

ГЛАВА 3. ОЦЕНКА МЕТОДОВ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЯ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ.

3.1. Анализ сложившихся форм и методов осуществления налогового контроля.

3.2. Оценка основных методов документального контроля.

3.3. Характеристика методов фактического контроля.

3.4. Эффективность расчетно-аналитических и информативных методов контроля.

ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ.

4.1. Модель организации камеральной налоговой проверки.

4.2. Моделирование организации выездной налоговой проверки.

4.3. Совершенствование механизмов взаимодействия органов налогового контроля и других государственных органов в системе обеспечения экономической безопасности.

Файлы: 1 файл

дипломная.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, процесс налогового администрирования  усложнился, и к налоговым органам  предъявляются повышенные требования. Однако и в таких сложных условиях из года в год наблюдается рост доначислений по результатам налоговых проверок. В то же время процент взыскания не превышает и половины, а за I квартал 2010 года он составил 39%. Имеют место факты некачественного проведения проверок, несоблюдения всех процедур, установленных законодательством, неполный сбор доказательств налоговых правонарушений, не учитывается сложившаяся арбитражная практика. Все эти недостатки влияют на принятие судом и вышестоящим органом решений по искам и жалобам налогоплательщиков в их пользу. А после вступления в силу с 1 января 2009 года обязательного досудебного порядка обжалования решений по проверкам выросло число рассмотренных в досудебном порядке жалоб налогоплательщиков, особенно в части наиболее сложной категории жалоб — на решения по результатам камеральных и выездных налоговых проверок. Их доля в общем количестве жалоб составляет более 60%. Например, по сравнению с 2007 годом количество представленных налогоплательщиками возражений увеличилось в 1,7 раза, а жалоб — в 1,8 раза. Соотношение количества жалоб на стадии досудебного аудита по сравнению с исками в суде составляет почти 2 к 1.

     Анализ  причин удовлетворения жалоб налогоплательщиков показал, что на стадии досудебного  аудита исключается до 10% от сумм, первоначально  отраженных в материалах проверок, а по решениям арбитражных судов по искам налогоплательщиков еще около 40%.

     Таким образом, некачественное проведение проверок может сформировать у налогоплательщиков негативное мнение о Федеральной  налоговой службе в целом и  создать ощущение безнаказанности. Поэтому служба ставит перед собой задачу повышения эффективности контрольной работы, побуждения налогоплательщиков к выводу из тени налоговой базы. Качественная контрольная работа невозможна без оперативной координации деятельности подразделений, от которых зависит результативность контрольных мероприятий, — отделов контрольной работы, досудебного аудита и правовых отделов, а также без полноты проведения контрольных мероприятий (осмотров, допросов, экспертиз и т. д.).

     Причем  отделы досудебного аудита должны проводить  постоянный анализ причин удовлетворения жалоб налогоплательщиков и оспаривания решений налоговых органов в арбитражных судах, и если основанием для этого является низкое качество собранной доказательной базы, привлекать к ответственности специалистов и руководителей, совместно с контрольными и юридическими подразделениями вырабатывать единую стратегию и тактику проведения контрольных мероприятий.

     Одним из резервов повышения качества контрольной  работы является более эффективное  использование возможностей информационных ресурсов налоговых органов. Ближайшая задача — модернизация данных ресурсов, повышение мобильности их работы, включая автоматизацию отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок, проведения предпроверочного анализа, взаимоувязки ресурсов между собой.

     Работа  по регистрации

     Деятельность  ФНС России в сфере регистрации  в значительной степени ограничена. Это касается:

  • перечня оснований для отказа в государственной регистрации;
  • возможности проверки представляемых в ходе регистрации сведений;
  • отсутствия ответственности за представление ложных сведений и ответственности банков за открытие счетов по фиктивным документам.

     Кроме того, недоработан механизм исключения из государственных реестров фактически не действующих субъектов предпринимательства. Недостатки законодательства создают почву для действий, направленных как на уклонение от уплаты налогов путем создания фирм-однодневок, так и для рейдерства — процесса завладения чужой собственностью. А в реестрах содержатся огромные массивы информации о налогоплательщиках, которых фактически уже не существует.

     Поскольку вопросы изменения законодательства до сих пор не урегулированы, ФНС  России необходимо улучшить работу в  рамках действующих нормативно-правовых актов.

     Во-первых, в целях обеспечения полноты  и актуальности сведений, включенных в информационные ресурсы налоговых органов, следует повысить эффективность количественного и качественного анализа такой информации.

     Во-вторых, продолжить деятельность по исключению недействующих юридических лиц  из Единого реестра по упрощенной внесудебной процедуре. Активизировать работу с учредителями и руководителями организаций, долгое время не отчитывающихся и имеющих задолженность.

     cwУпрощение налоговых процедур

     Особое  внимание необходимо уделять повышению  открытости Федеральной налоговой службы и упрощению налоговых процедур, включая взаимодействие с налогоплательщиком. Решение этой задачи должно осуществляться за счет развития информационных технологий, создания новых и развития действующих электронных сервисов.

     Так, уже сегодня на всей территории РФ налоговые органы используют единый программный комплекс «Система электронной обработки данных» (ЭОД), с помощью которого обеспечивается автоматизация всех рабочих процессов. Для обработки больших массивов информации созданы специализированные ЦОД в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Кемерово и Нижнем Новгороде, в которых обеспечивается массовый ввод данных и печать документов. Создана разветвленная информационно-телекоммуникационная инфраструктура и сформированы информационные ресурсы, охватывающие все территориальные налоговые органы. Инспекции и управления оснащены современным оборудованием и вычислительной техникой. Все это позволило вывести налоговое администрирование на качественно новый уровень. Не секрет, что к 2004 году Федеральная налоговая служба стала фактическим лидером в части использования информационных технологий среди всех государственных структур. Однако на сегодняшний день архитектура программного комплекса ЭОД морально устарела и не обеспечивает в полной мере соблюдения регламентов и процедур налогового администрирования. Информационные ресурсы не используются комплексно, содержат дублирующую и даже ошибочную информацию.

     Должны  получить развитие различные электронные  сервисы, направленные на повышение  открытости и упрощение налоговых процедур. Существующий сегодня на сайте www.nalog.ru сервис «Личный кабинет» будет преобразован в ключевое средство взаимодействия между Федеральной налоговой службой и налогоплательщиками (юридическими и физическими лицами). Так, в «Личном кабинете» для всех категорий налогоплательщиков уже в 2010 году будет отражаться полный набор сведений о взаимоотношениях с налоговыми органами (декларации, платежи, состояние расчетов с бюджетом, уведомления) и обеспечена возможность бесконтактного взаимодействия с налоговой службой по всем видам налоговых процедур (представление отчетности, проведение зачетов, истребование документов, электронные платежи и т. д.).

     Предполагается  узаконить понятия «электронное уведомление», «электронное требование» и «электронное истребование документов». Налогоплательщикам – физическим лицам будет предоставлена возможность уплачивать налоги через банковские и другие терминалы, Интернет и с использованием мобильной связи.

     Кроме того, планируется создать специализированные центры обработки и хранения документов, а также систему управления электронными архивами. В результате налоговые органы смогут перейти на работу исключительно с электронными документами.

     Центры  обработки данных в настоящее  время узкопрофильные и будут поэтапно перепрофилированы в межрегиональные аналитические центры обработки и генерации информации при проведении контрольных мероприятий.

     Итак, улучшая качество и эффективность  работы, внедряя новые, передовые  технологии, ФНС России обязана решать главную задачу – обеспечивать доходы бюджетов всех уровней в полном объеме. От этого зависит выполнение всего комплекса экономических и социальных задач, поставленных Правительством РФ и направленных на модернизацию экономики и улучшение жизни российских граждан.


Информация о работе Развитие механизмов налогового контроля в системе обеспечения экономической безопасности России