Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 08:23, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы рассмотреть реформу налоговой системы РК, этапы ее развития, реформирование структуры налогов и перспективы развития налогового обложения.
В соответствии с целью, в дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрены основные этапы налоговой реформы;
- реформирование структуры налогов;
- рассмотрен подоходный налог с физических и юридических лиц.
ВВЕДЕНИЕ
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия.
С другой стороны, правильное
использование предусмотренных
налоговым законодательством
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.
С помощью налогов определяются
взаимоотношения
С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.
В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Именно налоговая система
на сегодняшний день оказалась, пожалуй,
главным предметом дискуссий
о путях и методах
Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт.
Но в связи с тем,
что налоговая система
Неуклонное повышение
роли налогов в социально-
Отсюда, столь пристальное неослабевающее внимание ученых-налоговедов и специалистов-аналитиков к вопросам дальнейшего совершенствования теории и практики налогообложения.
Между тем налоговая реформа,
означающая, как известно, полное или
частичное изменение налоговых
отношений в результате соответствующего
переустройства существовавшей до этого
налоговой системы с
Цель дипломной работы
состоит в том, чтобы рассмотреть
реформу налоговой системы РК,
этапы ее развития, реформирование
структуры налогов и
В соответствии с целью, в дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрены основные этапы налоговой реформы;
- реформирование структуры налогов;
- рассмотрен подоходный
налог с физических и
Объект исследования – налоговая реформа в Республике Казахстан.
Источниками исследования явились
труды отечественных и
В качестве правового и
информационного обеспечения
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА I. Реформа налоговой системы РК, и этапы ее развития
1.1. Необходимость налоговых
реформ и основные этапы
Налоги - являются платой за цивилизованное общество, за право жить в этом обществе и за то, что налоговая система является справедливой.
Особое внимание современных
экономистов чаще всего уделяется
изучению и обобщению соответствующего
опыта развивающихся стран, где
многообразие индивидуальных подоходов
и специфических условий
Насколько это важно, можно судить хотя бы по тому, что всего за полстолетия, прошедшие после Второй Мировой войны, практически ни одна страна, оказавшись перед лицом международного долгового кризиса, неудержимой, пагубной для экономики инфляции и отсутствия других, сколько-нибудь приемлемых для ее оздоровления альтернатив, не сохранила налоговых систем образца довоенных лет. С 1945 года в Азии, Африке и Латинской Америки, а с некоторых пор и в Восточной Европе, сделано свыше ста попыток проведения крупных налоговых реформ, ставших особенно актуальными и массовыми за последние десятилетия.
Настоящее исследование является
результатом обобщения и
Именно этим во многом объясняется
то, что далеко на все послевоенные
программы налоговых реформ в
развивающихся странах
Как известно, понятие «налоговая
реформа» имеет несколько значений.
Это и сам факт, и, в то же время,
способ кардинального изменения
налоговой системы, постоянное стремление
к совершенствованию которой, а
отсюда, - и определенная нестатичность
(не путать с нестабильностью) –
вполне нормальное, продиктованное самой
жизнью, явление. Особенно, если речь идет
о корректировке самой
Налоговая система Республики
Казахстан находится в стадии
развития, одновременно совершенствуется
и налоговый механизм. В Республике
Казахстан правовое регулирование
налогообложения в своем
Первый этап налоговой реформы (с 1992 года по июнь 1995 года)
В республике функционировали более 40 видов налогов:
1. общегосударственные налоги;
2. общеобязательные местные налоги;
3. местные налоги.
Второй этап налоговой реформы (с июля 1995 года по 1999 год).
В этот период количество налогов сократилось до 11. Они были подразделены на общегосударственные и местные налоги. С 1996 года внесены более 30 изменении дополнения в Закон «О налогах и других обязательных платежах бюджет».
Количество налогов и сборов увеличилось до 18 видов.
Третий этап налоговой реформы (с 2000 года по 2001 год).
Разработка налогового проекта Нового Налогового Кодекса. Он состоит из трех разделов: общая часть, особенная часть, налоговое администрирование.
1 этап.
Из-за отсутствия собственного
опыта в создании налоговой системы
Казахстан в основе использован
опыт соседних государств, и, прежде всего,
в Российской Федерации. Практически
Закон «О налоговой системе в
Республике Казахстан», принятый 24 декабря
1991 года, являлся скопированным
Она включала в себя три группы налогов:
1. общегосударственные;
2. общеобязательные местные налоги и сборы;
3. местные налоги и сборы.
Большое количество налогов
(43 вида; 16 общегосударственных, 10 общеобязательных
налогов и сборов, 17 местных налогов
и сборов), нестабильность законодательства,
наличие множества платежей расчетной
базой, для которых является себестоимость,
применение большого количества льгот
сделало налоговую систему
В истории развития налоговой
системы Республики Казахстан определенное
место занимает 1994 год. Именно в этом
году были сделаны первые конкретные
шаги на пути реформирования налоговой
системы. Изменения коснулись двух
крупных налогов: подоходного налога
с физических лиц и налога на прибыль
предприятий. Были приняты Указы
Президента Республики Казахстан, имеющие
силу закона «О налогообложении доходов
физических лиц» и «О налогах на
прибыль и доходы юридических
лиц». С принятием указанных
Так, в подоходном налогообложении
физических лиц впервые был осуществлен
переход от идедулярного налогообложения,
применявшегося достаточно длительное
время в республиках бывшего
СССР, к глобальному обложению
доходов физических лиц на основе
определения совокупного
В части юридических лиц изменения коснулись следующих аспектов: отмена дифференциация ставок налога на прибыль и утверждены две ставки: 30% - для всех юридических лиц и 45% - для банков и страховых компаний.
Впервые к числу налогоплательщиков стали относиться бюджетные организации в части доходов, полученных от предпринимательской деятельности; были упорядочены льготы (вместо действовавших ранее 30 осталось 6 льгот) и т.д. Анализ изменений, произошедших в налоговой системе Республики Казахстан в 1994 году, позволяют сделать вывод об их преимущественно фискальном характере. Между тем, несмотря на столь решительные меры, удельный вес налоговых поступлений в ВВП в 1994 году снизился до 8,4% против 14,8% в 1993 году.
Исходя, из того в качестве основных целей налоговой реформы в Республике Казахстан в последующие этапы были выдвинуты:
1. Стимулирование рыночных отношений, а именно:
- активная поддержка
- стимулирование индивидуальных
налогоплательщиков вкладывать
получаемые доходы в
- подведение широкой
- создание механизма защиты доходов от двойного, тройного налогообложения.
2. Достижения определенной
справедливости в
- обеспечение социальной защиты малоимущих;
- создание единой шкалы налогообложения независимо от источника получения дохода;
- учет национальных и
территориальных интересов
- стремление к творческому
использованию мирового опыта
построения системы
В соответствии с этими
целями была сделана попытка изменить
всю налоговую систему