Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 20:11, контрольная работа
Одной из причин уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов и ухода от налогового контроля является, в том числе и несовершенство действовавшей до недавнего времени нормативной базы, регулирующей порядок создания, государственной регистрации юридических лиц. Как свидетельствует практика, некоторые юридические лица ,воспользовавшись недостаточной проработанностью законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы государственной регистрации юридических лиц, не встают на учет в налоговом органе после регистрации своей хозяйственной деятельности или, встав на учет, не представляют отчетность о своей деятельности, подготавливая так называемую нулевую отчетность и скрывая, таким образом, свои доходы. Среди состоящих на учете налогоплательщиков много юридических лиц, фактически прекративших свою финансово- хозяйственную деятельность.
Введение
Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о её неотъемлемой части.
Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом. В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат регистрации постановке на учет в налоговых органах.
Одной из причин уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов и ухода от налогового контроля является, в том числе и несовершенство действовавшей до недавнего времени нормативной базы, регулирующей порядок создания, государственной регистрации юридических лиц. Как свидетельствует практика, некоторые юридические лица ,воспользовавшись недостаточной проработанностью законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы государственной регистрации юридических лиц, не встают на учет в налоговом органе после регистрации своей хозяйственной деятельности или, встав на учет, не представляют отчетность о своей деятельности, подготавливая так называемую нулевую отчетность и скрывая, таким образом, свои доходы. Среди состоящих на учете налогоплательщиков много юридических лиц, фактически прекративших свою финансово- хозяйственную деятельность.
До вступления в силу нового закона о регистрации юридических лиц, вопросы создания, реорганизации и государственной регистрации юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица регламентировались Гражданским Кодексом РФ (ГК РФ), Законом РСФСР от 25.12.1990N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», Указом Президента РФ от 08.07.1994 N 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации». Однако, многие принципиальные вопросы, относящиеся к государственной регистрации хозяйствующих субъектов, были решены в вышеназванных нормативных актах не полностью.
1.Регистрация и учёт налогоплательщиков
Налоговая регистрация — форма организации государственного контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, заключающаяся в установлении правил регистрации лиц, сделок, а также определенных видов имущества для целей налогообложения. Налоговую регистрацию осуществляют налоговые органы, а также другие государственные и негосударственные органы и организации (органы юстиции и статистики, органы, осуществляющие записи актов гражданского состояния, нотариаты, центральные банки и их подразделения, органы валютного и экспортного контроля, таможенные органы, дорожные и автомобильные инспекции и т.д.).
Регистрация и учет налогоплательщиков включает: регистрацию и учет физических лиц как граждан и как налоговых резидентов; регистрацию и учет юридических лиц как инкорпорированных в стране и как налоговых резидентов; регистрацию и учет обособленных подразделений; регистрацию и учет консолидированных групп; регистрацию и учет представительств иностранных государств и международных организаций.
В развитых странах регистрация и учет плательщиков — физических и юридических лиц — налогов ведется единообразно и унифицировано уполномоченными подразделениями налоговых органов на основании единой общегосударственной системы фискальных учетных реквизитов (ФУР).
ФУР физического лица включают: ФИО лица, дату и место рождения, гражданство, адрес постоянного или обычного проживания, адрес находящегося в собственности жилого помещения или иного объекта недвижимости, используемого для постоянного или временного проживания данного лица, членов ее семьи, иных иждивенцев, или сдаваемого в аренду или иное пользование других лиц, фискальный номер.
ФУР юридического лица включают: официальное название, используемую им основную торговую марку, дату и место регистрации, адрес по регистрации, по основному месту деятельности и по размещению центра управления (головной конторы), адрес находящегося в собственности производственного, торгового, жилого или иного помещения или любого другого принадлежащего лицу объекта недвижимости, фискальный номер лица, ФУР всех физических лиц, имеющих отношение к собственности, владению, управлению, аудиту, иным формам контроля или представления интересов данного лица.
Основная тенденция сейчас состоит в том, чтобы посредством системы регистрации и учета физических лиц как плательщиков налогов заменить все другие формы учета и регистрации физических лиц — по рождению, паспортной, социальной, пенсионной, военной, иммиграционной и др., а системой регистрации и учета юридических лиц как плательщиков налогов заменить, полностью или частично, все другие формы учета и регистрации юридических лиц (регистрацию по созданию, слиянию, поглощению компаний, как субъектов торгового права, как инвестиционных или холдинговых центров и т.д.).
При таком порядке физические лица подлежат учету в налоговых органах с момента рождения. Первичная налоговая регистрация физических лиц ведется в налоговых органах и осуществляется в каждой стране в отношении своих граждан и налоговых резидентов — по факту рождения, путем присвоения физическому лицу единого фискального номера (ЕФН); в отношении прочих физических лиц — по факту прибытия в страну (или получения доходов в ней) — путем присвоения фискального номера иностранца (ФНИ).
Первичная налоговая регистрация юридических лиц ведется в уполномоченных органах исполнительной власти данной страны и осуществляется: в отношении юридических лиц, созданных по законам этой страны — по факту регистрации, путем присвоения фискального номера организации (ФНО); в отношении иных юридических лиц — по факту начала осуществления деятельности (или получения доходов) в этой стране — путем присвоения фискального номера иностранной организации (ФНИО).
При этом регистрация и учет плательщиков налогов — юридических лиц в обязательном порядке должна вестись с установлением и указанием фискальных учетных реквизитов всех физических лиц, имеющих отношение к собственности, владению, управлению, аудиту, иным формам контроля или представления интересов данного юридического лица.
Иные плательщики налогов регистрируются в зависимости от выбора режима обложения и вида налога. В частности, могут применяться следующие режимы:
а) совокупность имущества и активов, передаваемых по наследству, до момента распределения наследственной массы, облагается налогами в режиме, установленном для физических лиц;
б) домохозяйство семьи, признаваемой в соответствии с законом отдельным плательщиком налогов, облагается налогами в режиме, установленном для физических лиц;
в) объединение физических лиц, создаваемое в целях осуществления совместной коммерческой деятельности на условиях неограниченной финансовой ответственности, облагается налогами в режиме, установленном для физических лиц;
г) обособленное подразделение предприятия («участок деятельности») облагается налогами в режиме, установленном для физических лиц - если это касается индивидуального предпринимателя, или в режиме, установленном для юридических лиц - если это касается подразделения предприятия, принадлежащего юридическому лицу;
д) группа компаний (юридических лиц), контролируемых одним лицом (семьей, группой взаимосвязанных лиц, трастом холдинговой компанией и т.д.), признаваемая в соответствии с законом единым консолидированным налогоплательщиком, облагается налогами в режиме, установленном для юридических лиц.[1]
Единый порядок сбора, обработки и формирования сведений о налогоплательщиках. Эти сведения включают основные характеристики налогоплательщика, составленные с учетом его учредительных документов, сведений о государственной регистрации, а также его классификационных признаков. Учет способствует осуществлению налоговыми органами контроля, за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности законодательства и иных нормативных актов о налогах и сборах, за правильностью исчисления налогов с юридических и физических лиц, а также полнотой и своевременностью их поступления в бюджет.
В соответствии с налоговым законодательством в целях налогового контроля граждане подлежат постановке на учет в налоговых органах. Постановка на учет граждан осуществляется в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества (дома, квартиры, земельные участки и др.) и (или) транспортных средств.
Постановка на учет, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, располагающими данными о гражданах и их имуществе (ст. НК РФ) либо на основании заявления физического лица.
Порядок постановки на учет и требования устанавливаются статьями 83-84 НК РФ. Это означает, что учет налогоплательщиков относится Налоговым кодексом к налоговому контролю. Более того указывается, что налоговые органы обязаны вести учет налогоплательщиков в целях проведения налогового контроля. Иными словами, постановка на учет является предварительной формой контроля. Без этой стадии невозможно провести все остальные контрольные мероприятия.
Постановку на учет налогоплательщика следует отличать от регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, тем более что выполняет обе функции ФНС России. В большинстве случае, одно действие предшествует и является необходимым следствием другого. Однако зачастую регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя не происходит, в то время как постановка на учет в налоговом органе обязательна. Один из основных таких примеров - это постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Исходя из ст. 11 НК РФ, обособленное подразделение - это любое территориально обособленное от организации отделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (хотя бы одно). То есть факт отражения создания подразделения в учредительных документах организации не важен.
Случаи, когда то или иное лицо должно встать на учет в налоговом органе. Для физических лиц:
1. при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
2. при получении должности нотариуса, занимающегося частной практикой;
3. адвокат;
4. при приобретении недвижимого имущества, транспортных средств.
Для организаций:
1. по месту нахождения обособленных подразделений;
2. постановка на учет крупнейших налогоплательщиков;
3. постановка на учет иностранных организаций и иностранных граждан;
4. при выполнении соглашений о разделе продукции;
5. при приобретении недвижимого имущества, транспортных средств.[2]
В соответствии со ст. 8 Закона
№ 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется
в срок не более чем пять рабочих дней
со дня представления документов в регистрирующий
орган по месту нахождения указанного
учредителями в заявлении о государственной
регистрации постоянно действующего исполнительного
органа, а в случае отсутствия такого исполнительного
органа - по месту нахождения иного органа
или лица, имеющих право действовать от
имени юридического лица без доверенности.
Уполномоченным лицом, представляющим
документы в регистрирующий орган (заявителем),
могут являться следующие физические
лица:
- учредитель (учредители) юридического
лица;
- руководитель юридического лица, выступающего
учредителем регистрируемого юридического
лица;
- иное лицо, действующее на основании
доверенности или иного полномочия, предусмотренного
федеральным законом или актом специально
уполномоченного на то государственного
органа, или актом органа местного самоуправления.
Формы заявления о государственной регистрации
юридического лица при создании, а также
заявления о государственной регистрации
юридического лица, создаваемого путем
реорганизации, утверждены постановлением
Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 "Об утверждении
форм документов, используемых при государственной
регистрации юридических лиц, и требований
к их оформлению" (далее - постановление
№ 439). Заявление удостоверяется подписью
заявителя с указанием паспортных данных
или в соответствии с законодательством
Российской Федерации данных иного удостоверяющего
личность документа. Это может быть, например,
паспорт моряка, дипломатический паспорт
и др. В заявлении также указывается идентификационный
номер налогоплательщика (ИНН) (при его
наличии). Подпись заявителя на заявлении
о государственной регистрации юридического
лица должна быть нотариально удостоверена
(ст. 9 Закона № 129-ФЗ).
Датой представления документов при государственной
регистрации является день их получения
регистрирующим органом. В этот же день
заявителю выдается расписка в получении
документов с указанием перечня и даты
их получения.
Заявитель может представить документы
в регистрирующий орган непосредственно
или путем направления почтового отправления
с объявленной ценностью при его пересылке
и описью вложения. В этом случае при поступлении
в регистрирующий орган документов расписка
высылается по указанному заявителем
почтовому адресу с уведомлением о вручении
в течение рабочего дня, следующего за
днем получения документов регистрирующим
органом.
Вновь созданные юридические лица
При государственной регистрации
создаваемого юридического лица на основании
ст. 12 Закона № 129-ФЗ в регистрирующий орган
предоставляются:
-заявление о государственной регистрации
юридического лица при создании;
- решение о создании юридического лица
в виде протокола, договора или иного документа
в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
-учредительные документы юридического
лица (подлинники или нотариально удостоверенные
копии).
Юридическое лицо действует на основании
устава либо учредительного договора
и устава, либо только учредительного
договора (ст. 52 ГК РФ). В предусмотренных
законом случаях юридическое лицо, не
являющееся коммерческой организацией,
может действовать на основании общего
положения об организациях данного вида.
Так, например, хозяйственные товарищества
(полное товарищество, товарищество на
вере) действуют на основании учредительного
договора; общества с ограниченной ответственностью
- на основании учредительного договора
и устава; производственные кооперативы
- на основании устава;
- выписка из реестра иностранных юридических
лиц соответствующей страны происхождения
или иное равное по юридической силе доказательство
юридического статуса иностранного юридического
лица - учредителя;
- документ об уплате государственной
пошлины.
По данным документам в срок не более чем
пять рабочих дней со дня их представления
в регистрирующий орган вносится запись
в единый государственный реестр юридических
лиц (ЕГРЮЛ) и не позднее одного рабочего
дня выдается (направляется) заявителю
свидетельство о государственной регистрации
юридического лица. Форма свидетельства
утверждена постановлением № 439.
Порядок постановки на учет в налоговом
органе созданных или вновь возникших
при реорганизации юридических лиц, прошедших
государственную регистрацию, утвержден
приказом МНС России от 09.08.2002 № БГ-3-09/426
(зарегистрирован в Минюсте России 03.10.2002
№ 3830). Им предусмотрено, что одновременно
с заявлением о государственной регистрации
юридического лица при создании и комплектом
перечисленных выше документов подается заявление
о постановке на учет в налоговом органе
юридического лица, образованного в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Форма данного заявления утверждена приказом
МНС России от 27.11.98 № ГБ-3-12/309 (зарегистрирован
в Минюсте России 22.12.98 № 1664).
В адресной части заявления о постановке
на учет в налоговом органе в наименовании
налогового органа указывается орган,
осуществивший государственную регистрацию.
Датой подачи заявления является день
его предоставления в регистрирующий
орган.
Заявление о постановке на учет в налоговом
органе заполняется в упрощенном виде
(пункты 1 и 2 раздела I, пункты 1 и 2 раздела
II). Приложения № 1-4 не заполняются. Заявление
заверяется подписью лица, подписавшего
заявление о государственной регистрации
юридического лица при создании, с указанием
в п. 6 раздела II его фамилии, имени и отчества.