Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 09:59, реферат
Товары, с которых взимаются акцизы, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары малоэластичен по отношению к уровню дохода. Акцизы были одним из первых налогов, вводимых в периоды экономической трансформации, поскольку этот налог относительно легко вводить и следить за его уплатой. Эти административные преимущества проистекают из способности налоговых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных товаров вместо того, чтобы полагаться на бухгалтерские книги для взимания налога.
Введение 3
Роль акцизов для государственного бюджета 5
Подакцизные товары и налогоплательщики акцизов 6
Налоговый период и ставки 8
Операции, признаваемые объектом налогообложения 14
Порядок исчисления и уплаты акцизов 19
Заключение 25
Список использованной литературы 27
3) при вывозе подакцизных товаров с таможенной территории РФ в соответствии с иными таможенными режимами освобождение от уплаты акциза и (или) возврат уплаченных сумм акциза не производятся, если иное не предусмотрено таможенным законодательством РФ.
При перемещении физическими лицами подакцизных товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, порядок уплаты акциза, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяется в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Порядок исчисления акцизов установлен статьей 194 НК РФ. Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе и по ввозимым на территорию РФ), в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы по конкретному виду товаров.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров в зависимости от применяемых в отношении этих товаров налоговых ставок.
При реализации или передаче произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров, в отношении которых установлены специфические ставки (в твердой сумме к физической характеристике объекта), налоговая база определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении. Размер акциза будет определен путем умножения налоговой базы на ставку.
При реализации (передаче) подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки (в процентах к стоимости), налоговая база представляет собой стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров без учета НДС и акцизов. Размер акциза будет определен путем умножения налоговой базы на ставку.
При определении налоговой базы выручка, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального Банка РФ на дату реализации. В налоговую базу не включаются полученные средства, не связанные с реализацией подакцизных товаров.
Налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки в виде финансовой помощи, авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения дохода в виде процента или дисконта по векселям, процента по товарному кредиту, а также иначе связанные с оплатой за подакцизные товары.
При ввозе подакцизных товаров, в отношении которых установлены специфические налоговые ставки, на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении. По подакцизным товарам с адвалорными налоговыми ставками в налоговую базу следует включать таможенную стоимость и подлежащую уплате таможенную пошлину. По подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок, - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен, для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки. Налоговая база рассчитывается отдельно по каждой ввозимой партии подакцизных товаров и в отношении каждой из групп товаров, облагаемых по разным ставкам. Приказом Государственного таможенного комитета РФ от 19 декабря 2000 г. № 01—06/36951 «О применении таможенными органами части второй Налогового кодекса РФ» направлены Методические рекомендации о порядке применения акцизов отношении товаров, ввозимых на территорию РФ, которыми установлены правила взимания налога.
Законодательством предусмотрено освобождение от налогообложения акцизами некоторых операций (статья 183 НК РФ).
1. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции:
1) передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;
2) реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории Российской Федерации
Освобождение указанных операций от налогообложения производится только при вывозе подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта или при ввозе подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону.
3) первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение.
2. Перечисленные в пункте 1 операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.
3. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, либо которые размещены в портовой особой экономической зоне.
Налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров и (или) передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья и помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации либо при ввозе подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону при представлении в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии. Такие поручительство банка или банковская гарантия должны предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления налогоплательщиком в порядке и в сроки документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров или ввоза в портовую особую экономическую зону подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, и неуплаты им акциза и (или) пеней. При отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации
При уплате акциза вследствие отсутствия у налогоплательщика поручительства банка (банковской гарантии) уплаченные суммы акциза подлежат возмещению после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров.
Сроки и порядок уплаты акциза при совершении операций с подакцизными товарами следующие:
1. Уплата акцизов при реализации (передачи) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации указанных товаров за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-ого числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-ого числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
2. Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом производится не позднее 25-ого числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров, если иное не предусмотрены статьей 204 НК РФ. При совершении операций, признаваемых объектом налогообложения уплата акциза производится по месту оприходования приобретенных в собственность подакцизных товаров. При совершении операций, признаваемых объектом налогообложения уплата акциза производится по месту нахождения налогоплательщика.
Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения в срок не позднее 25-ого числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, - не позднее 25-ого числа третьего месяца, следующего за отчетным. Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации устанавливаются таможенным законодательством Российской Федерации.
Заключение
Акцизы – вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления. Сумма акциза включается в цену товара и тариф.
В настоящее время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики. Они установлены на ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль:
- это один из важных источников дохода бюджета;
- это средство ограничения потребления подакцизных товаров и регулирования спроса и предложения товаров.
Акцизы, являясь косвенным налогом, увеличивают цену товара и поэтому оплачиваются потребителем. В отличие от НДС, которым облагается часть стоимости товара, акцизом облагается вся стоимость товара, включая и материальные затраты.
Классификационный состав акцизов:
- товары народного потребления;
- природно-минеральное сырье и продукты переработки;
- акцизы, взимаемые на таможне.
Ставки акцизов можно разбить на две группы:
- смешанные ставки;
- твердые (специфические) ставки.
В настоящий момент акцизы выполняют в большей своей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов не столько к регулированию производства и потребления тех или иных товаров, сколько к пополнению бюджета. Фискальная направленность акцизов на бензин не вызывает сомнений, и это при том, что повышение цен на бензин - один из факторов, влияющих на повышение издержек практически любого производства, следовательно, повышения общественно необходимых затрат на производство той или иной продукции, что приводит к снижению конкурентоспособности экономики в целом. Тем не менее, регулирующее воздействие акцизов все же проявляется, и наиболее оно благотворно в сфере оборота алкогольной продукции. Таким образом, государство не только пополняет казну, не только уменьшает уровень потребления алкоголя, но и способствует реализации только качественной продукции.
Спорными остаются величины ставок акцизов, а также способы индексирования величины специфических ставок. Применение адвалорных ставок приводит к серьезным трудностям при оценке объекта налогообложения. Специфические же ставки недостаточно оперативно корректируются в связи с инфляционными процессами.
Законодательная база в сфере акцизов еще недостаточно проработана. В частности это относится к большому объему документов, которые недостаточно систематизированы и трудны для восприятия.
Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место в обществе. Совершенствование налогообложения в сфере акцизов является одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения федерального и региональных бюджетов.
Список использованной литературы
1. Давыдова И.А. Акцизы: налогоплательщики и объекты налогообложения / И.А. Давыдова // Финансовый вестник. - 2008. - № 4. - С. 18-31.
2. Давыдова И.А. Акцизы: налогоплательщики и объекты налогообложения / И.А. Давыдова // Финансовый вестник. - 2008. - № 6. - С. 3-13.
3. Андреева И.А. Налоговые вычеты по подакцизным товарам / И.А. Андреева // Финансовый вестник. - 2009. - № 2. - С.13-22.
4. Давыдова И.А. Акцизы: налогоплательщики и объекты налогообложения / И.А. Давыдова // Финансовый вестник. - 2008. - № 3. - С. 3-12.
5. Давыдова И.А. Акцизы / И.А. Давыдова // Налоговый вестник. - 2001. - № 11. - С. 49-54.