Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 04:15, реферат
Целью данного реферата является изучение роль ЦБ РФ в регулировании денежного обращения в стране.
Введение……………………………………………………………………………………..3
1 Роль банковской системы в современной экономике …...4
2 Банк России – субъект организации наличного денежного обращения …...9
Заключение ….15
Список использованных источников ….16
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Роль банковской системы в современной экономике …...4
2 Банк России – субъект организации наличного денежного обращения …...9
Заключение ….15
Список использованных источников ….16
Введение
Банковская система составляет
неотъемлемую черту современной
экономики, её деятельность тесно связана
с потребностями
Целью данного реферата является
изучение роль ЦБ РФ в регулировании денежного
обращения в стране.
1 Роль банковской системы в современной экономике
В зависимости от подчиненности банков в соответствии с действующим законодательством, а также в зависимости от иерархической структуры кредитной системы, выделяют банковские системы: централизованную монобанковскую, децентрализованную, двухуровневую (двухзвенную)[8].
Таблица 1 - Типы банковских систем
Признак |
Сравниваемые типы банковских систем | ||
Централизованная |
Децентрализованная |
Двухуровневая | |
Тип собственности |
государственная |
многообразие форм собственности |
многообразие форм собственности |
Степень монополизации |
монополия государства на формирование банков |
любые юридические и физические лица могут образовывать свой банк; коммерческие банки могут присоединиться к ФРС |
любые юридические и физические лица могут образовывать свой банк |
Количество уровней системы |
один |
два |
два |
Характер системы управления |
централизованная (вертикальная) |
децентрализованная (горизонтальная) |
децентрализованная (горизонтальная) |
Характер банковской политики |
политика единого банка |
политика множества банков |
политика множества банков |
Характер подчиненности |
банки подчиняются правительству |
часть банков (национальные) контролируются федеральным правительством, часть - властями штатов (банки-не члены ФРС) |
ЦБ подотчетен парламенту, ком. банки подотчетны своим акционерам, наблюдательному Совету, а не правительству |
Выполнение эмиссионной и |
сосредоточены в одном банке ( кроме отдельных банков, которые не выполняют эмиссионные операции) |
эмиссионные операции выполняет Федеральный комитет по операциям на открытом рынке; операции по кредитованию - коммерческие банки |
эмиссионные операции выполняет только ЦБ;операции по кредитованию предприятий и физических лиц - только коммерческие, по кредитованию правительства-ЦБ |
Способ назначения руководителя банка |
назначается центральной или местной властью, вышестоящими органами управления |
члены Совета управляющих, стоящего во
главе ФРС назначаются |
руководитель ЦБ утверждается парламентом; председатель (президент) коммерческого банка назначается его Советом |
В представленной таблице дана сравнительная
характеристика типов банковских систем
по основным признакам. По принципу централизованной
монобанковской системы была построена
банковская система СССР. Она складывалась
из трех государственных банков (Госбанк,
Стройбанк, Банк для внешней торговли)
и системы государственных
Итак, верхнее звено нашей банковской
системы - Центральный банк. Основными
функциями ЦБ являются денежная эмиссия
и регулирование денежного
Денежно-кредитное
Таблица 2 - Влияние инструментов ЦБ на денежно- кредитный рынок
Инструмент |
Изменение |
Влияние на рынок |
Механизм влияния |
Операции на открытом рынке |
Продажа ценных бумаг коммерческим банкам |
Сужение денежно- кредитной массы |
ЦБ продает ценные бумаги по выгодным для коммерческих банков ставкам, тем самым изымает у банков часть их денежных ресурсов, не давая возможности разместить их в виде кредитов |
Покупка ценных бумаг у коммерческих банков |
Расширение денежно- кредитной массы |
ЦБ выкупает ценные бумаги у банков, пополняя тем самым их резервы, используемые для кредитования | |
Регулирование процентной ставки |
Рост ставки (кредитная рестрикция) |
Сужение денежно-кредитной массы |
Ставка растет→спрос на ссуды ЦБ со стороны коммерческих банков уменьшается→кредитная способность коммерческих банков снижается→денежная масса в обращении уменьшается |
Снижение ставки (кредитная экспансия) |
Расширение денежно- кредитной массы |
Ставка снижается→спрос на ссуды ЦБ со стороны коммерческих банков растет→кредитная способность коммерческих банков увеличивается→денежная масса в обращении увеличивается | |
Изменение нормы обязательных резервов
(ставки Фонда Обязательного |
Повышение ставки |
Сужение денежно- кредитной массы |
Повышение нормы отчисление в ФОР изымает у банков часть привлеченных ресурсов, что не позволяет направить их в кредитные операции, таким образом, кредитные возможности банков снижаются |
Снижение ставки |
Расширение денежно- кредитной массы |
Снижение нормы отчислений в ФОР позволяет банкам оставить большую часть привлеченных ресурсов, которые в будут использованы в кредитных операциях | |
Регулирование валютного курса |
Снижение курса иностранной валюты |
Сужение денежной массы |
Снижение курса иностранной валюты происходит в результате продажи Центральным банком иностранной валюты на рынке, в результате чего рублевая денежная массы изымается взамен проданной иностранной валюты |
Повышение курса иностранной валюты |
Расширение денежной массы |
Повышение курса иностранной валюты есть результат действий Центрального банка, направленных на покупку иностранной валюты у участников рынка, в результате чего рублевая денежная масса увеличивается взамен купленной иностранной валюты |
Анализируя показатели инструментов в течение некоторого времени, можно сделать вывод об изменении денежной массы в стране. Так рассмотрим три диаграммы. На двух показана динамика инструментов ЦБ - динамика отчислений в ФОР (диагр.№ 1.) и динамика ставки рефинансирования, (диагр.№ 2), а на последней - динамика денежной массы в стране (диагр.№ 3)[8].
Самый высокий темп роста денежной массы наблюдается в конце 2009 года (ноябрь-декабрь). Он составил 13% (диагр № 3.). Сопоставив эти данные с данными диаграмм, можно утверждать, что такому увеличению темпа роста способствовали уменьшение отчислений в Фонд обязательного резервирования (на 1,67%) и снижение ставки рефинансирования на 0,75%. Полученные нами выводы совпадают с предыдущими схемами: уменьшение отчислений в ФОР и снижение ставки ведут к расширению денежной массы.
2 Банк России – субъект
организации наличного
обращения
Правосубъектность Банка России в сфере организации наличного денежного обращения определяется Конституцией РФ и федеральными законами. В соответствии с п. 1 ст. 75 Конституции РФ осуществление денежной эмиссии в Российской Федерации является исключительной компетенцией Центрального банка Российской Федерации. Эмиссионная функция Банка России, как справедливо отмечает И.В. Целыковский, является одной из основных функций ЦБ РФ и по своей сути есть функция конституционная [1]. Таким образом, эмиссия наличных денег является не только исключительным правом Банка России, но и его конституционной обязанностью.
Закрепленные в ст. 75 Конституции РФ полномочия ЦБ РФ в сфере организации наличного денежного обращения по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти [2]. Однако Конституция РФ, определяя основные функции ЦБ РФ, не затрагивает конкретные вопросы правового регулирования организации и порядка наличного денежного обращения на территории Российской Федерации. Конкретизация и развитие конституционных положений осуществляется федеральными законами.
Исходя из п. 1 ст. 75 Конституции РФ, ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» устанавливает, что Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение, а также
© Буданов Д.В., 2008 утверждает графическое обозначение рубля в виде знака (ст. 4). Его права и обязанности в данной сфере закреплены в нормах главы VI (ст. 27—34) указанного Закона.
Согласно ст. 29 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» эмиссия наличных денег (банкнот и монет), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. Как пишет А.Г. Братко, «Банк России — эмиссионный банк. Независимо от органов государственной власти Банк России производит эмиссию наличных денег и организует их обращение. По Конституции РФ (ст. 75) он в этом абсолютно независим и выпуск денежных суррогатов запрещен. Поэтому для нормального функционирования денежной системы в ней должна быть централизация. Ни субъекты РФ, ни какие бы то ни было органы исполнительной власти не должны вмешиваться в осуществление этой экономически обусловленной и конституционно закрепленной функции Банка России» [3].
Монополия на эмиссию наличных денег позволяет Банку России эффективно исполнять конституционную обязанность по защите и обеспечению устойчивости рубля. Эмиссия наличных денег служит основой для контроля над обращением денежной массы в стране, дает возможность Центральному банку РФ активно влиять на деятельность коммерческих банков и иных коммерческих организаций. Кроме того, монополия ЦБ РФ на эмиссию наличных денег позволяет избежать соблазна решать экономические проблемы путем использования печатного станка. Поэтому мы не можем согласиться с точкой зрения Я.А. Гейвандо- ва, который пишет: «Установление порядка денеж установление порядка осуществления многих других направлений денежно-кредитного регулирования, затрагивает интересы всего общества, а поэтому не может быть полностью передано на усмотрение Банка России. Даже ст. 7 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ограничивает право Банка России на издание нормативных правовых актов вопросами, отнесенными к его компетенции» [4]. Ссылка же на ст. 7 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» не вполне оправданна, поскольку эмиссия наличных денег включена в компетенцию Банка России Конституцией Российской Федерации.
Являясь эмиссионным центром, Банк России осуществляет эмиссионное регулирование, т. е. регулирование выпуска и изъяти
Денежная эмиссия выступает в к
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:
Между тем, обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики Конституция РФ возлагает на Правительство РФ (пп. «б» п. 1 ст. 114). С другой стороны, согласно п. 2 ст. 75 Конституции РФ и ст. 1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ЦБ РФ осуществляет свои полномочия, в том числе и связанные с организацией наличного денежного обращения, независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Таким образом, как отмечает В.И. Лафитский, «возникает коллизия конституционных норм, регламентирующих полномочия двух органов государственной власти — Правительства РФ и Центрального банка РФ» [6].
Эту коллизию попытался решить Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Так, в соответствии со ст. 7 данного Закона проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России. Кроме того, согласно ст. 21 Закона Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может принимать участие в заседаниях Государственной думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики. Кроме того, ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» обязывает Банк России и Правительство Российской Федерации информировать друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координировать свою политику и проводить регулярные взаимные консультации.
Однако несмотря на то что до настоящего времени не было каких-либо острых конфликтных ситуаций между Правительством РФ и Центральным банком РФ по поводу осуществления денежно- кредитной политики, возможность их возникновения в будущем нельзя исключить. Правительство РФ не обязано учитывать заключение Банка России, если оно с ним не согласно, а право участия Председателя Банка России в заседаниях Правительства РФ еще не гарантирует учета Правительством РФ мнения ЦБ РФ. Российский законодатель не регламентировал процедуры и формы учета мнения ЦБ РФ при принятии Правительством РФ решений по вопросам денежно-кредитной политики. В связи с этим полагаем целесообразным выработать определенные формы и процедуры учета заключения ЦБ РФ на проекты постановлений и решений Правительства РФ в области осуществления денежно- кредитной политики. В случаях наличия противоречий в позициях Правительства РФ и ЦБ РФ предлагаем предусмотреть возможность образования на паритетных началах совместной согласительной комиссии для выработки согласованного решения. Если такое решение выработать не удается, то окончательное решение должно оставаться за Президентом Российской Федерации.
Информация о работе Роль ЦБРФ в регулировании денежного обращения в стране