Роль налогов в государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 19:47, контрольная работа

Описание работы

Налог - это форма отчуждения ресурсов физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.
Налоги Ї это порождение государства, и в этом своем качестве они существовали и могут в принципе существовать вне товарно-денежных отношений.

Содержание работы

1. Роль налогов в системе государства, функции налогов и принципы налогообложения
2. Задача
3. Задание в тестовой форме
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 39.07 Кб (Скачать файл)

Организационно-правовое единство системы налогов выражается в централизованном порядке установления видов налогов и основных элементов их юридического состава. Оно обусловлено общими для любых налогов конституционными принципами налогообложения. Системность позволяет сгруппировать налоги по признакам, существенным с правовой точки зрения.

Экономическое единство системы налогов в Российской Федерации выражается в том, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (п. 3 ст. 3 НК РФ) Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. № 146 -ФЗ от 31 июля 1998 года (в ред. на 01.01.2008 г.) / Консультант плюс. Кроме того, недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Принцип справедливости - эффективное с точки зрения сохранения и лучшей адаптации существующего в стране социально-экономического строя налогообложения - это, прежде всего, налогообложение, справедливое в глазах общественного мнения. При этом речь идет не о рекламе, убеждении населения перед выборами или в критической политической ситуации, которые в долгосрочной перспективе без реального подтверждения могут, вызвать реакцию населения, обратную желаемой. Перечислим основополагающие принципы справедливости, без которых невозможно эффективное налогообложение:

- равномерность и прогрессивность  распределения налогового бремени;

- глобальность и всеобъемлемость налогообложения;

- целенаправленность налоговых  поступлений. Налогообложение должно  быть справедливым и равным  для всех субъектов, в полной  мере обеспечивать поступления средств в бюджет, содействовать социально-культурному развитию общества в целом Кваша Ю.Ф., Комментарий к Налоговому кодексу РФ: Часть 1, 2. ред., Юрайт-Издат - 2006, 1326 стр..

Для обеспечения всех вышеперечисленных требований было бы полезно разделить субъекты налогообложения на группы, для каждой из которых разрабатываются свои особенности налогообложения, наиболее приемлемые для этой группы. К таким группам относятся: крупные предприятия, малые и средние предприятия, физические лица.

Следует руководствоваться также следующими основополагающими правилами, обеспечивающими справедливость системы:

- один и тот же объект  может облагаться налогом одного  вида только один раз за  установленный период налогообложения;

- обязательна регистрация  всех субъектов налогообложения  в контролирующих налоговых органах;

- льготы по всем налогам  применяются только в соответствии  с законодательством;

- запрещается предоставление  индивидуальных льгот отдельным  физическим и юридическим лицам;

- штрафы за нарушение  налогового законодательства взыскиваются  с налогоплательщиков контролирующими  органами в бесспорном порядке  Кваша Ю.Ф., Комментарий к Налоговому  кодексу РФ: Часть 1, 2. ред., Юрайт-Издат - 2006, 1326 стр..

Для налогообложения нерезидентов и доходов резидентов за рубежом применяются международные соглашения о налогообложении.

Принцип простоты: создаваемая налоговая система должна быть максимально проста и, в то же время, обеспечивать средствами бюджет страны, бюджеты субъектов, местные бюджеты. Для каждого бюджета должен существовать конкретный набор налогов, определяющий его регулярное пополнение. Налоги должны делиться на косвенные и прямые, причем прямые должны преобладать ввиду ясности базы налогообложения и относительной простоты взимания.

  • Принцип установления налогов: на протяжении всей истории человечества во всех государствах правительства всех ориентаций не могли существовать без налогов, но многовековой опыт подсказал и главный принцип налогообложения: как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности Налоговый кодекс Российской Федерации: комментарий к последним изменениям. АБАК - 2007, 604 стр..

Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможности налогоплательщика выплатить налог. В связи с различием возможностей физических и юридических лиц с разным уровнем доходов для них должны быть установлены дифференцированные налоговые ставки, т.е. налог с дохода должен быть прогрессивным;

Этот принцип соблюдается далеко не всегда, во многих странах некоторые налоги рассчитываются пропорционально. Однако идея необходимости обложения налогами доходов и имущества по прогрессивным ставкам в течение столетий владеет умами значительной части человечества, постоянно присутствует в политической жизни, межпартийной борьбе, отражается в той или иной степени в партийных программах, налоговом законодательстве;

- необходимо прилагать  все усилия, чтобы налогообложение  доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода  или капитала недопустимо. Примером  осуществления этого принципа  служит замена в развитых странах  налога с оборота, когда обложение  оборота происходит по нарастающей  кривой, на налог на добавленную  стоимость, когда вновь созданный  чистый продукт облагается налогом  всего один раз вплоть до  его реализации;

- налоговая система не  должна оставлять сомнений у  налогоплательщика в неизбежности  платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране  должны быть такими, чтобы неуплата  или несвоевременная уплата налогов  были менее выгодными, чем своевременное  и честное выполнение обязательств  перед налоговыми органами.

Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщика и экономичными для учреждений, собирающих налоги;

- налоговая система должна  быть гибкой и легко адаптируемой  к изменяющимся общественно-политическим  потребностям;

- налоговая система должна  обеспечивать перераспределение  внутреннего продукта и быть  эффективным инструментом государственного  регулирования экономики. Григорьева  Л. Ф. Налоги и налогообложение: учебник  для дистанционного обучения  студентов государственного колледжа  связи и информатики г. Ростов-на-Дону / Л. Ф. Григорьева. // [Электронный ресурс. ] Режим доступа: http://do.rksi.ru/library/courses/nn/bookinfo.dbk.2007

2. Задача

Определить сумму ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу (ЕСН), уплачиваемую в федеральный бюджет и социальные внебюджетные фонды.

Известно:

1. Организация не имеет  права на применение регрессивных  ставок по ЕСН.

2. В 1 квартале налогового  периода были начислены следующие  выплаты:

- Иванову - 20 000 руб., в том числе заработная плата за январь - 9 000 руб. (по 3 000 руб. в каждом месяце и материальная помощь на ремонт квартиры в марте);

- Петрову - 10 000 руб., в том числе заработная плата за январь - 3 000 руб., февраль - 3 000 руб., март - 4 000 руб.;

- Сидорову - 8 500 руб., в т. ч. заработная плата за январь - 3 000 руб., февраль - 2 800 руб., март - 1 900 руб. и пособие по временной нетрудоспособности за март - 800 руб.;

- Николаеву - 13 000 руб., в т.ч. заработная плата - 9 000 руб. (по 3 000 в каждом месяце) и вознаграждения по договору подряда (ремонт компьютера) за март - 4 000 руб.

3. Ставки налога (см. Налоговый кодекс РФ, II часть, гл 24, ст. 241)

4. Страховые платежи в  Пенсионный фонд РФ в январе 1 600 руб., в феврале - 1 500 руб., март - 2 100 руб.

Решение:

По условию задачи налогоплательщиком налога является организация, производящая выплаты физическим лицам (абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ). Для наглядности решения дальнейшие ходы запишем в виде таблицы (табл. 1).

Расчет сумм ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу (ЕСН), уплачиваемых в федеральный бюджет и социальные внебюджетные фонды:

 

 

 

 

Фамилия

сотрудников

Выплаты

Суммы выплат

Признается ли

объектом

налогообложения

 
   

январь

февраль

март

   

Иванов   

Зарплата

3000

3000

3000

Признается согласно п. 1 ст. 236 НК РФ

 
 

Материальная помощь на ремонт квартиры

   

11000

Не признается, согласно п. 3 ст. 238 НК РФ

 

Петров

Зарплата

3000

3000

3000

Признается согласно п. 1 ст. 236 НК РФ

 

Сидоров

Зарплата

3000

2800

1900

Признается согласно п. 1 ст. 236 НК РФ

 
 

Пособие по временной нетрудоспособности

   

800

Не подлежит налогообложожению согласно п. 1 ст. 238 НК РФ

 

Николаев

Зарплата

3000

3000

3000

Признается согласно п. 1 ст. 236 НК РФ

 
 

Вознаграждение по договору подряда (ремонт компьютера)

   

4000

Договор подряда - разновидность гражданско-правового договора, то есть признается согласно п. 1 ст. 236 НК РФ

 

Ежемесячная налоговая

база

12000

11800

14900

     

Ставки ЕСН

ст.

НК РФ

26 %

Федеральный бюджет, %

20

2400

2360

2980

   
 

ФСС, %

2,9

348

342

432

   
 

ФОМС

федеральный , %

1,1

132

130

164

   
   

территориальный, %

2,0

240

236

298

   

Итого 26%

3120

3068

3874

         

Страховые платежи в Пенсионный фонд РФ

1600

1500

2100

         

Авансовые платежи в федеральный бюджет, согласно ст. 243 НК РФ уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование. Таким образом, выплаты в Федеральный бюджет составят:

800

860

780

         
                 

 

Используемые при решении задачи положения НК РФ:

А) Статья 236. Объект налогообложения (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ)

1. Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг …. (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ)

Письмом от 26 апреля 2007 г. № 03-04-06-02/92 установлено, что «суммы вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, выплачиваемые как работникам, состоящим в штате организации-налогоплательщика, так и не состоящим, подлежат обложению ЕСН и взносами на ОПС в общеустановленном порядке».

Б) Статья 238. Суммы, не подлежащие налогообложению

1. Не подлежат налогообложению: (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии  с законодательством Российской  Федерации, законодательными актами  субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов  местного самоуправления, в том  числе пособия по временной  нетрудоспособности…;

3) суммы единовременной  материальной помощи, оказываемой  налогоплательщиком:

физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба ….

В) Статья 237. Налоговая база (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ)

1. Налоговая база налогоплательщиков, указанных в абз. втором подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 НК РФ, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 НК РФ), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты…. (в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 70-ФЗ)…

Г) Статья 241. Ставки налога

1. Для налогоплательщиков, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 235 НК, … применяются следующие налоговые ставки (в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 144-ФЗ, от 24.07.2007 N 216-ФЗ):

Информация о работе Роль налогов в государстве