Роль, развитие и структура налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – дать понятие налога, охарактеризовать функции, принципы налогообложения и этапы формирования и тенденции развития налоговой системы Российской Федерации.
В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи:
Дать определение понятию налоги, описать их функции, принципы налогообложения,
Рассмотреть налоги как инструмент государственного регулирования,
Описать формирование налоговой системы Российской Федерации,
Раскрыть основные направления налоговой политики на ближайшую перспективу.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и источников.

Содержание работы

Введение3
1.Налоги: понятие и функции5
1.1 Понятие налога5
1.2. Функции налога7
2. Роль, развитие и структура налоговой системы9
2.1 Роль налогов в рыночной экономике9
2.2 Развитие налоговой системы в России15
Заключение17
Список использованной литературы19

Файлы: 1 файл

реферат налоговая система России.docx

— 41.06 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение3

1.Налоги: понятие  и функции5

    1.1 Понятие  налога5

    1.2. Функции  налога7

2. Роль, развитие  и структура налоговой системы9

    2.1 Роль налогов  в рыночной экономике9

    2.2 Развитие налоговой системы в России15

Заключение17

Список использованной литературы19 

 

    Введение

    Налоги  и налоговая система - это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую  деятельность и позволяющей проводить  эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.

    В течение ряда нескольких последних  лет Российская Федерация переживает экономический кризис, поэтому благоприятная  налоговая атмосфера сейчас востребована как никогда.

    В настоящее время практически  всеми признается, что эффективная  реформа налоговой политики и  системы налоговых органов в  стране - ключевой фактор успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы.

    Проблема  налогов - одна из наиболее сложных  в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической  реформы. Пожалуй, нет сегодня другого  аспекта реформы, который подвергался  бы такой же серьезной критике  и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа  и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система  это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит  успех экономической сферы.

    Цель  данной работы – дать понятие налога, охарактеризовать функции, принципы налогообложения  и этапы формирования и тенденции  развития налоговой системы Российской Федерации.

    В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи:

    Дать  определение понятию налоги, описать  их функции, принципы налогообложения,

    Рассмотреть налоги как инструмент государственного регулирования,

    Описать формирование налоговой системы  Российской Федерации,

    Раскрыть  основные направления налоговой  политики на ближайшую перспективу.

    Работа  состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и источников. 

 

    

  1. Налоги: понятие и функции

    1.1 Понятие налога

    Налог как основная форма доходов государства  присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного  типа хозяйствования. Доходы государства  безотносительно к конкретно-историческим системам представляют собой совокупность средств, находящихся в собственности  государства и создающих материальную базу для выполнения его функций. Иначе говоря, функционирование государства  предполагает объективную необходимость  существования налогов.

    В первой части Налогового кодекса  Российской Федерации дано определение  налога, согласно которому «под налогом  понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и (или) муниципальных образований».

    Прежде  чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных  или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога. Элементы налога - это принципы построения и организации налогов. К элементам налога относятся:

  • налогоплательщик;
  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • единица обложения;
  • налоговые льготы;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления;
  • налоговый оклад;
  • источник налога;
  • налоговый период;
  • порядок уплаты;
  • срок уплаты налога.

    Объектами налогообложения являются:

    - прибыль (доход);

    - стоимость определенных товаров;

    - добавленная стоимость продукции,  работ, услуг;

    - имущество юридических и физических  лиц;

    - дарение, наследование имущества;

    - операции с ценными бумагами;

    - отдельные виды деятельности;

    - другие объекты, установленные  законом.

    Для того чтобы исчислить налог, недостаточно определить ее объект, необходимо рассчитать налоговую базу. Она служит для  количественного измерения объекта  налога. Таким образом, налоговая база - это количественная оценка объекта налогообложения. Для ее получения необходимо выбрать единицу обложения - единицу измерения объекта налога. На практике используются денежные (рубли, экю) и натуральные (лошадиная сила) единицы обложения.

    Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Если налоговую базу умножить на налоговую ставку, то в результате получим величину, которая называется налоговым окладом. Источник налога - это доход, из которого субъект уплачивает налог. По ряду налогов объект и источник налога могут совпадать.

    Последние два элемента налога дают ему временную  характеристику. Налоговый период – это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база, и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговым периодом может быть квартал, месяц, год и др.

    Срок  уплаты налога - это период времени, когда налог вносится в бюджет или внебюджетный фонд. Срок уплаты налога определяется календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

    Налоги  подразделяются на: прямые и косвенные. К числу прямых относятся: налог  на доходы физических лиц, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование  которым служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных  актов и оборотов, финансовых операций (налог на добавленную стоимость (НДС), таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и  др.).

    Существующие  налоговые платежи и сборы  можно разделить по объекту налогообложения  на три группы:

    - налоги с доходов (выручки,  прибыли, заработной платы);

    - налоги с имущества (предприятий  и граждан);

    - налоги с определенных видов  операций, сделок и деятельности (налог на операции с ценными  бумагами, лицензионные сборы и  др.).

    В соответствии с действующим законодательством  все налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные (налоги субъектов РФ) и местные. Часть  федеральных налогов и один региональный (на имущество предприятий) имеют  статус закрепленных доходных источников. Доходы по этим налогам полностью  или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий  бюджет, за которым они закреплены.

    1. Функции налога

    Более полно сущность налогов раскрывается в их функциях. Наиболее дискуссионным  вопросом в теории налогов является вопрос о названии и количестве функций. Из всего многообразия выделяемых в  литературе функций налогов наибольшей популярностью и аргументированностью дифференциации обладают следующие четыре: фискальная, распределительная, регулирующая, контрольная.

    Фискальная  функция, будучи основной для всех экономических  систем, в процессе естественного  развития закономерно порождает  возможность для вмешательства  государства в перераспределительные  процессы, влияющие на экономические  отношения в обществе. Вышеобозначенные доводы дают почву для появления  регулирующей функции, направленной на достижение определенных целей налоговой  политики посредством налогового механизма.

    Наиболее  тесно связана с фискальной функцией налога его распределительная функция, которая выражает сущность налогов как особого централизованного инструмента распределения и перераспределения национального дохода, что позволяет создать условия для эффективного государственного управления. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную (от богатых - к бедным, от работающих - к неработающим), осуществляет финансирование крупных межотраслевых и социальных целевых программ, имеющих общегосударственное значение, в силу чего данная функция иногда называется социальной.

    Однако  ряд авторов высказывает сомнение в корректности выделения данной функции, утверждая, что происходит подмена понятий «налоги» и «финансы». Налоговые отношения - это экономические  отношения, которые связаны с  установлением и взиманием налогов, в то время как финансы - это  экономические отношения, связанные  с образованием, распределением и  использованием фондов денежных средств  различных экономических субъектов. Именно финансы, а не налоги выполняют  распределительную функцию. Чтобы  налоги выполняли эту функцию, должны осуществляться два взаимосвязанных  процесса: поступление и расходование денежных средств. А действие налогов  ограничивается только мобилизацией денежных средств на разных уровнях бюджета. Что касается распределения денежных средств, то это сфера действия бюджетного планирования. Расходование или предоставление кому-либо денежных средств из бюджета осуществляются уже с помощью других инструментов, например субсидий и дотаций, а не налогов.

    С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная  функция. Механизм выполнения этой функции  проявляется, с одной стороны, в  проверке эффективности хозяйствования, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. В условиях острой конкуренции  налоги становятся одним из важнейших  инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной  деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает тот, кто не может рассчитаться с государством. Одновременно нехватка в бюджете  финансовых ресурсов сигнализирует  государству о необходимости  внесения изменений в налоговую, социальную или бюджетную политику. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.

  1. Роль и развитие налоговой системы в России
    1. Роль налогов в рыночной экономике

    В рыночной экономике налоги выполняют  столь важнyю роль, что можно  с yверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действyющей налоговой  системы, отвечающей yсловиям развития общественного производства, эффективная  рыночная экономика невозможна.

    В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие фyнкции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части госyдарстенного бюджета. Это, конечно, так. Но не это главное для характеристики роли налогов: госyдарственный бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет. На первое место следyет поставить фyнкцию, без которой в экономике, базирyющейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта фyнкция налогов -  регулирующая .

Информация о работе Роль, развитие и структура налоговой системы