Система государственного контроля финансово-хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:48, реферат

Описание работы

Общеизвестно, что образование фондов денежных средств государства и их использование в процессе выполнения государственных задач во многом происходит посредством хозяйственной деятельности как государственных, так и негосударственных организаций (например, исполнение ими своих налоговых и иных финансовых обязательств перед государством, использование государственных ресурсов в процессе реализации тех или иных государственных программ и т.д.).

Содержание работы

Введения………………………………………………………………………….. 3
1.Основные задачи государственного контроля в области финансово-
хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций …...4
2. Органы вневедомственного контроля, их задачи и функции……………….8
3. Органы ведомственного контроля, их задачи и функции………………….11
Заключения ………………………………………………………………………14
Список литературы………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

контроль и ревизия.docx

— 32.21 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ им. К.Г. РАЗУМОВСКОГО

Филиал  в  г. Кемерово

 

 

 Кафедра    экономики и бухгалтерского учета

 

 

 

Контрольная работа

 

 

По дисциплине     Контроль и ревизия

 

 

Тема         Система государственного контроля финансово-хозяйственной

                  деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2012 г.

     Содержание

Введения………………………………………………………………………….. 3

1.Основные задачи государственного контроля в области финансово-

   хозяйственной  деятельности предприятий, учреждений  и организаций …...4

2. Органы вневедомственного  контроля, их задачи и функции……………….8

3. Органы ведомственного  контроля, их задачи и функции………………….11

Заключения ………………………………………………………………………14

Список литературы………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Общеизвестно, что  образование фондов денежных средств  государства и их использование  в процессе выполнения государственных  задач во многом происходит посредством  хозяйственной деятельности как  государственных, так и негосударственных  организаций (например, исполнение ими  своих налоговых и иных финансовых обязательств перед государством, использование  государственных ресурсов в процессе реализации тех или иных государственных  программ и т.д.). При этом государственный финансовый контроль обеспечивает вскрытие отклонений от базовых правил и нормативных требований к процедурам управления государственными финансовыми потоками и инициирующей их финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, от параметров его законности, эффективности и целесообразности (при наличии же таких отклонений государственный финансовый контроль обеспечивает принятие соответствующих корректирующих и превентивных мер).

Любые государственные  программы реформирования и развития областей экономики для их успешной реализации должны предусматривать  эффективную систему государственный  финансовый контроль. От того, насколько  качественной будет информация, предоставляемая  системой государственного финансового  контроля, во многом зависит обоснованность решений, затрагивающих различные  сферы как государственной финансово-экономической  политики, так и финансово-хозяйственной  деятельности государственных организаций, организаций с государственным  
участием или особо связанных с деятельностью государства.Иными словами, эффективность государственного финансового контроля является одним из важных факторов финансово-экономического и социально-политического благополучия нации.

 

 

Основные задачи государственного контроля финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, учреждений и организаций.

     Государственный финансовый контроль - это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

  • ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и материальными ресурсами (капиталами), используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, а также государственными имущественными правами, влекущих прямой или косвенный финансовый и/ или материальный ущерб государству;
  • несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;
  • недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных организаций (в том числе бюджетных учреждений) и их объединений, организаций с государственным участием или особо связанных с деятельностью государства;
  • угроз финансовой безопасности государства.
  • В общем и целом цель государственного финансового контроля обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по:
  • управлению (включая стадии планирования, формирования, распределения и использования) государственными финансовыми и материальными (материальными продуктами человеческой деятельности, природными видами собственности) ресурсами, нематериальными объектами государственной собственности и государственными имущественными правами (там, где такое управление опосредствуется финансовыми, т.е. денежными, отношениями - например, образование финансовых ресурсов в процессе распоряжения материальными и нематериальными объектами, имущественными правами);
  • обеспечению их сохранности и приумножения для выполнения функций государства, а также созданию всех условий для этого;
  • обеспечению законности и оптимальности (в свете государственной политики) функционирования различных звеньев финансово-хозяйственной системы государства;
  • обеспечению финансовой безопасности государства.

Достижение цели государственного финансового контроля обеспечивается реализацией следующих основных задач:

  1. контроль за законностью, целесообразностью, полнотой, своевременностью и целевым назначением направления и использования государственных финансовых ресурсов (в том числе бюджетных дотаций, кредитов, ссуд, субсидий, субвенций и т.д.);
  2. контроль за законностью и целесообразностью предоставления государственных финансовых и имущественных гарантий (поручительств), выдаваемых в качестве обеспечения сделок;
  3. вскрытие резервов в формировании государственных финансовых ресурсов, выработка предложений по сокращению нерациональных расходов, снижению бюджетного дефицита, дефицита платежного баланса;
  4. контроль за сохранностью, правильностью хранения и обслуживания, за законностью и правильностью пользования, целесообразностью (рациональностью) и эффективностью распоряжения материальными ценностями (ресурсами) государства (например, за законностью и целесообразностью сдачи в аренду зданий и помещений; за эффективностью использования топливно-энергетических ресурсов; за сохранностью, законностью и рациональностью использования материальных ценностей мобилизационного резерва и т.д.);
  5. контроль за законностью, целесообразностью и эффективностью использования и распоряжения государственными имущественными правами (правами собственности на акции предприятий и т.д.);
  6. оценка эффективности организации и проведения преобразования форм собственности (в частности, приватизации);
  7. контроль за законностью, правильностью и эффективностью распоряжения нематериальными объектами государственной собственности (влекущего образование финансовых ресурсов);
  8. контроль за состоянием и использованием государственных запасов и резервов;
  9. контроль за выполнением плановых заданий по предоставлению государственных услуг и соблюдением нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг;
  10. контроль за обеспечением финансовой безопасности государства (в ходе бюджетного процесса и др.). В этом плане, например, проводится оценка обоснованности финансируемых государством программ и проектов, проводится анализ заключенных договоров по предоставлению бюджетных инвестиций с точки зрения обеспечения государственных интересов, осуществляется оценка законности и обоснованности (в плане влияния на финансовую безопасность) принимаемых государственными органами решений в рамках финансово-экономической политики (например, оценивается: ценовая политика, налоговая политика, политика в отношении валютного курса рубля, решения по проведению денежной эмиссии, изменению учетной ставки или нормативов обязательных резервов коммерческих банков, пополнению золотовалютных резервов органов денежно-кредитного регулирования, индексации заработной платы и пенсий, выпуску государственных ценных бумаг, приватизации государственных предприятий, определенные приоритеты в формировании структуры экономики и т.д.), осуществляется проверка качества представляемой для принятия данных решений информации, осуществляется оценка обоснованности размеров государственного долга, бюджетного дефицита, дефицита платежного баланса и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Органы  вневедомственного контроля, их задачи функции

Вневедомственный контроль осуществляется органами общей и специальной  компетенции за деятельностью прямо  не подчиненных им организаций независимо от формы собственности и видов  деятельности. 
 
Система органов, осуществляющих вневедомственный контроль, может быть подразделена на органы, для которых контрольные функции не являются основными, и органы, специально созданные для осуществления вневедомственного контроля. К первым относятся органы государственной власти и государственного управления общей компетенции, для которых контроль за выполнением национальных и региональных программ по экономическому и социальному развитию является одним из направлений их управленческой деятельности. Их права и обязанности в этой области регламентированы законами, уставами, положениями. Они осуществляют контроль периодически, в процессе выполнения своей основной деятельности. 
Например, Национальное собрание и местные Советы депутатов осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении бюджетов, заслушивании отчетов исполнительной власти о ходе исполнения бюджета. 
Правительство, являясь высшим исполнительным и распорядительным органом, выполняет также и функции вневедомственного контроля в части осуществления контроля за формированием валютного фонда и его расходованием.

      К специализированным органам вневедомственного контроля относится Министерство РФ по налогам и сборам. Основной задачей Министерства по налогам и сборам является контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, обеспечением правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет и их учет. 
     Широкими полномочиями в области вневедомственного контроля наделено Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России). В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учёта и отчётности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма Положение о Министерстве финансов Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329.

Вневедомственный контроль в России также осуществляет Центральный  банк Российской Федерации (Банк России). Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации определено, что правом денежной эмиссии обладает Российская Федерация, а ст. 75 конкретизирует, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации и оговорена его основная функция — защита и обеспечение устойчивости рубля. Он контролирует наличие денег в обращении, осуществляет валютное регулирование и валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Р.Ф.; осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и надзор за этой деятельностью; устанавливает порядок осуществления банковских операций; определяет порядок и контроль проведения безналичных и наличных расчетов; осуществляет контроль за расходованием всеми субъектами хозяйствования заемных и собственных средств, целевым использованием денежных средств, соблюдением режима экономии и платежной дисциплины.      

     Вневедомственный контроль  в России также осуществляется и другими министерствами в соответствии с возложенными на них функциями управления в пределах своей компетенции, а также различными специализированными инспекциями, правоохранительными и судебными органами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Органы ведомственного контроля, из задачи и функции

     Ведомственный финансовый контроль — это контроль министерств, ведомств, других органов государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Данный контроль осуществляется самостоятельными структурными контрольно-ревизионными подразделениями (управлениями, отделами, группами) министерств, ведомств, подчиненными непосредственно руководителям этих органов. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий и учреждений.

Ведомственный контроль в  настоящее время вызывает обоснованную критику, так как он все более  не соответствует своему назначению.     

     Ликвидация отраслевых министерств и связанной с ними системы ведомственного контроля явилась одной из предпосылок создания института аудита в Российской Федерации.

     Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется на конкретных предприятиях, учреждениях и организациях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделом планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае связаны с процессом повседневной финансово-хозяйственной деятельности.     

Информация о работе Система государственного контроля финансово-хозяйственной деятельности