Совершенствования института защиты прав налогоплательщиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - проанализировать, каким образом осуществляется защита прав и законных интересов налогоплательщиков.
Для достижения цели определены задачи:
1) Раскрыть понятия и принципы реализации прав налогоплательщиков;
2) Рассмотреть порядок и способы защиты прав и законных интересов налогоплательщиков в Российской Федерации на основе Конституции РФ и Налогового кодекса РФ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...2
1. Налоговый контроль в Российской Федерации…………………………....4
1.1. Понятие и сущность налогового контроля………………………………4
1.2. Формы и методы проведения налогового контроля…….………….......15
2. Субъекты налогового контроля…………………………………………...34
2.1. Налоговые органы………………………………………………………..34
2.2. Таможенные органы……………………………….……………………..45
3. Совершенствования института защиты прав налогоплательщиков….....48
3.1. Основные проблемы и пути их разрешения……………………...….....48
3.2. Порядок защиты прав налогоплательщиков за рубежом………….......53
Заключение………………………………………………………………….....59
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Налоговый контроль.docx

— 98.23 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2

1. Налоговый контроль в Российской Федерации…………………………....4

1.1. Понятие и сущность налогового контроля………………………………4

1.2. Формы и методы проведения налогового контроля…….………….......15 

2. Субъекты налогового контроля…………………………………………...34

2.1. Налоговые органы………………………………………………………..34

2.2. Таможенные органы……………………………….……………………..45

3. Совершенствования института защиты прав налогоплательщиков….....48

3.1. Основные проблемы и пути их разрешения……………………...….....48

3.2. Порядок защиты прав  налогоплательщиков за рубежом………….......53

Заключение………………………………………………………………….....59

Список использованных источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налоговый кодекс Российской Федерации заложил основу становления нового законодательства и принципы защиты прав налогоплательщиков, неизвестных прежнему законодательству. Вместе с тем, более четкое регулирование налоговых отношений не привело к снижению налоговых споров. Наоборот, принятие Налогового кодекса РФ предопределило появление новых налоговых категорий судебно-арбитражных дел, непосредственно связанных с применением его нормативных положений, а также привело к увеличению предъявляемых исков, что обусловлено расширением прав налогоплательщиков и гарантий их защиты.

Российским законодательством предусмотрены два основных способа защиты прав и законных интересов субъектов налоговых правоотношений - административный и судебный. Они применяются при защите прав не только налогоплательщиков - юридических и физических лиц, но государства. От имени последнего выступают государственные налоговые органы, являющиеся второй обязательной стороной всех налоговых правоотношений.

Выбор темы курсовой работы обусловлен реалиями современного состояния экономики, управления, права и других общественных явлений, которые актуализируют выбор темы.

Цель исследования - проанализировать, каким образом осуществляется защита прав и законных интересов налогоплательщиков.

Для достижения цели определены задачи:

1) Раскрыть понятия и  принципы реализации прав налогоплательщиков;

2) Рассмотреть порядок  и способы защиты прав и  законных интересов налогоплательщиков  в Российской Федерации на  основе Конституции РФ и Налогового  кодекса РФ.

Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что данная тема достаточно освещена, тем не менее требует изучения в новых современных условиях с учетом происходящих изменений в различных сферах общества и государства.

 Нормативную базу курсового исследования составили Конституция РФ, Налоговый Кодекс РФ, Федеральный закон N 137-ФЗ, Федеральный закон N 229-ФЗ, Приказ ФНС N ММ-3-05/333@ и др.

 В основу работы положены труды таких авторов, как Федоров А.С., Поролло Е.В., Полтева А.М., Смирнов Д.А., Горелов А.А., Бурцев В.В., Тимошенко В.А., а также Спирина Л.В..

Структура курсовой работы состоит из введения, трёх глав, разделенных на шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Налоговый контроль в Российской Федерации

1.1 Понятие и сущность налогового контроля

В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса РФ «налоговый контроль определяется как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ».

Данное определение в законодательство было введено в 2006 году Федеральным Законом «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования»[4]; ввиду отсутствия дефиниции налогового контроля до 2006 года и в настоящее время продолжают существовать множество его доктринальных определений.

Так, с точки зрения роли и значения налогового контроля в процессе налогообложения такой контроль рассматривается как этап налогообложения[5], по составу он отождествлялся с совокупностью мер государственного регулирования[6], по роли и значению в системе государственного контроля его характеризовали как направление[7]. В системе управления налоговый контроль определялся как государственный институт[8]. По своему предмету он относится к такому виду государственного контроля, как контроль за законностью и целесообразностью[9].

Исходя из содержания упомянутых выше определений, можно сделать вывод, что налоговый контроль рассматривается как государственный, однако некоторые авторы указывают на возможность проведения контроля за соблюдением налогового законодательства в рамках внутреннего контроля деятельности лица (внутрихозяйственного контроля), а также в процессе осуществления аудиторской проверки, что относится к разновидностями негосударственного финансового контроля.

Основываясь на нормах Налогового кодекса РФ и на доктринальных определениях попробуем в данном разделе курсовой работы дать понятие налогового контроля.

Итак, «Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля»[10].

Выделяются два виды финансового контроля: финансово-бюджетный контроль, который охватывает государственные финансы как единое целое, в основном включает различного рода контрольные мероприятия в рамках непосредственно бюджетного процесса, и финансово-хозяйственный контроль, охватывающий деятельность отдельных субъектов хозяйствования (или экономических единиц), выражается в проверках и ревизиях финансово-хозяйственных операций экономических субъектов. «С учетом этого налоговый контроль, предметом которого является своевременность и полнота уплаты налогов и сборов организациями и физическими лицами, следует отнести к финансово-хозяйственному контролю»[11].

Налоговый контроль относится к общегосударственному финансовому контролю, то есть осуществляются органами государственной власти и управления, к которым относятся Государственная налоговая служба Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации и иные органы, им подведомственные; и направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчинённости.

Сущность налогового контроля выражается в «контроле налоговых органов за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов)»[12]. Таким образом, «объект налогового контроля – отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов»[13].

Однако, «Налоговый контроль – это цель, а мероприятия налогового контроля – средства достижения данной цели»[14].

К данным мероприятиям следует относить налоговые проверки; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и в иных формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

По-другому мероприятия налогового контроля можно назвать формами налогового контроля, им отдельно будет посвящен раздел во второй главе курсовой работы.

Необходимо указать и основные задачи налогового контроля:

1) обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды;

2)  предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах;

3)  наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах.

Исходя из вышесказанного можно дать следующее определение налогового контроля. Налоговый контроль – специализированный финансовый контроль со стороны государственных органов за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами, проводимый посредством налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и в иных формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Что касается видов налогового контроля, то в «рамках Налогового кодекса Российской Федерации о них не сказано ни слова»[15], поэтому классификация многообразна и учеными проводится на различных основаниях.

В научной литературе  в зависимости от времени проведения налогового контроля выделяется предварительный, текущий (оперативный) и последующий налоговый контроль.

Предварительный контроль «предшествует совершению проверяемых операций, поэтому позволяет предупредить нарушение финансового законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств»[16];

Текущий (оперативный) контроль является «частью ежедневной работы налоговых органов и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых плательщиками»[17];

Последующий контроль «сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на основе анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий непосредственно на месте: на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль осуществляется прежде всего методом документальной проверки, который характеризуется углубленным изучением финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и позволяет вскрыть имеющиеся недостатки» [18].

 По характеру контрольных мероприятий налоговый контроль можно разделить на плановый и внезапный.

В первом случае контроль подчинен определенному планированию, а во втором – осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости. Налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части осуществления внезапного налогового контроля. Однако преобладающим следует признать плановый контроль.

Исходя из метода проверки документов налоговый контроль подразделяется на сплошной и выборочны.

Сплошная   проверка   основывается на проверке  всех документов    и   записей в регистрах бухгалтерского учета, тогда, когда выборочная проверка предусматривает проверку части первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев. В случае, если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения налогового законодательства или злоупотребления, то проверяющим предписывается на данном участке деятельности предприятия провести сплошную проверку

По месту проведения налоговая проверка делится на камеральную и выездную.

Отличие этих форм заключается в месте проведения проверок, так, согласно ст. 88 и по смыслу ст. 89 НК Российской Федерации камеральными именуются проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа, а выездными – проверки с выездом к месту нахождения налогоплательщика.

Однако, камеральная и выездная проверка относятся к формам налогового контроля, чему в данной работе будет посвящена отдельная глава, где они и будут разобраны более подробно.

Налоговый контроль можно классификация в зависимости от субъектов налогового контроля на:

1) контроль налоговых органов: Государственная налоговая служба Российской Федерации, государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;

2)  контроль таможенных органов: Государственный таможенный комитет Российской Федерации и иные таможенные органы Российской Федерации;

3)  контроль органов государственных внебюджетных фондов;

4) контроль финансовых органов;

5) контроль федеральных органов налоговой полиции: Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, органы федеральной службы налоговой полиции по субъектам Российской Федерации и местные органы налоговой полиции;

6)  контроль иных контролирующих и правоохранительных органов.

По периодичности проведения налогового контроля различаются первоначальный и повторный.

Первоначальными контрольные мероприятия признаются проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые за год. Повторность же возникает в том случае, когда в течение календарного года осуществляется две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период.

Также основополагающим столпом, помимо задач и видов, в налоговом контроле являются принципы налогового, контроля, которых должны придерживаться органы налогового контроля.

Информация о работе Совершенствования института защиты прав налогоплательщиков