Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 23:53, курсовая работа
Цель исследования - проанализировать, каким образом осуществляется защита прав и законных интересов налогоплательщиков.
Для достижения цели определены задачи:
1) Раскрыть понятия и принципы реализации прав налогоплательщиков;
2) Рассмотреть порядок и способы защиты прав и законных интересов налогоплательщиков в Российской Федерации на основе Конституции РФ и Налогового кодекса РФ.
Введение………………………………………………………………………...2
1. Налоговый контроль в Российской Федерации…………………………....4
1.1. Понятие и сущность налогового контроля………………………………4
1.2. Формы и методы проведения налогового контроля…….………….......15
2. Субъекты налогового контроля…………………………………………...34
2.1. Налоговые органы………………………………………………………..34
2.2. Таможенные органы……………………………….……………………..45
3. Совершенствования института защиты прав налогоплательщиков….....48
3.1. Основные проблемы и пути их разрешения……………………...….....48
3.2. Порядок защиты прав налогоплательщиков за рубежом………….......53
Заключение………………………………………………………………….....59
Список использованных источников и литературы
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Налоговый контроль в Российской Федерации…………………………....4
1.1. Понятие и сущность налогового контроля………………………………4
1.2. Формы и методы проведения налогового контроля…….………….......15
2. Субъекты налогового контроля…………………………………………...34
2.1. Налоговые органы………………………………………………………..
2.2. Таможенные органы……………………………….……………………..
3. Совершенствования института защиты прав налогоплательщиков….....48
3.1. Основные проблемы и пути их разрешения……………………...….....48
3.2. Порядок защиты прав налогоплательщиков за рубежом………….......53
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы
Введение
Налоговый кодекс Российской Федерации заложил основу становления нового законодательства и принципы защиты прав налогоплательщиков, неизвестных прежнему законодательству. Вместе с тем, более четкое регулирование налоговых отношений не привело к снижению налоговых споров. Наоборот, принятие Налогового кодекса РФ предопределило появление новых налоговых категорий судебно-арбитражных дел, непосредственно связанных с применением его нормативных положений, а также привело к увеличению предъявляемых исков, что обусловлено расширением прав налогоплательщиков и гарантий их защиты.
Российским законодательством предусмотрены два основных способа защиты прав и законных интересов субъектов налоговых правоотношений - административный и судебный. Они применяются при защите прав не только налогоплательщиков - юридических и физических лиц, но государства. От имени последнего выступают государственные налоговые органы, являющиеся второй обязательной стороной всех налоговых правоотношений.
Выбор темы курсовой работы обусловлен реалиями современного состояния экономики, управления, права и других общественных явлений, которые актуализируют выбор темы.
Цель исследования - проанализировать, каким образом осуществляется защита прав и законных интересов налогоплательщиков.
Для достижения цели определены задачи:
1) Раскрыть понятия и
принципы реализации прав
2) Рассмотреть порядок
и способы защиты прав и
законных интересов
Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что данная тема достаточно освещена, тем не менее требует изучения в новых современных условиях с учетом происходящих изменений в различных сферах общества и государства.
Нормативную базу курсового исследования составили Конституция РФ, Налоговый Кодекс РФ, Федеральный закон N 137-ФЗ, Федеральный закон N 229-ФЗ, Приказ ФНС N ММ-3-05/333@ и др.
В основу работы положены труды таких авторов, как Федоров А.С., Поролло Е.В., Полтева А.М., Смирнов Д.А., Горелов А.А., Бурцев В.В., Тимошенко В.А., а также Спирина Л.В..
Структура курсовой работы состоит из введения, трёх глав, разделенных на шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
1. Налоговый контроль в Российской Федерации
1.1 Понятие и сущность налогового контроля
В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса РФ «налоговый контроль определяется как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ».
Данное определение в законодательство было введено в 2006 году Федеральным Законом «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования»[4]; ввиду отсутствия дефиниции налогового контроля до 2006 года и в настоящее время продолжают существовать множество его доктринальных определений.
Так, с точки зрения роли и значения налогового контроля в процессе налогообложения такой контроль рассматривается как этап налогообложения[5], по составу он отождествлялся с совокупностью мер государственного регулирования[6], по роли и значению в системе государственного контроля его характеризовали как направление[7]. В системе управления налоговый контроль определялся как государственный институт[8]. По своему предмету он относится к такому виду государственного контроля, как контроль за законностью и целесообразностью[9].
Исходя из содержания упомянутых выше определений, можно сделать вывод, что налоговый контроль рассматривается как государственный, однако некоторые авторы указывают на возможность проведения контроля за соблюдением налогового законодательства в рамках внутреннего контроля деятельности лица (внутрихозяйственного контроля), а также в процессе осуществления аудиторской проверки, что относится к разновидностями негосударственного финансового контроля.
Основываясь на нормах Налогового кодекса РФ и на доктринальных определениях попробуем в данном разделе курсовой работы дать понятие налогового контроля.
Итак, «Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля»[10].
Выделяются два виды финансового контроля: финансово-бюджетный контроль, который охватывает государственные финансы как единое целое, в основном включает различного рода контрольные мероприятия в рамках непосредственно бюджетного процесса, и финансово-хозяйственный контроль, охватывающий деятельность отдельных субъектов хозяйствования (или экономических единиц), выражается в проверках и ревизиях финансово-хозяйственных операций экономических субъектов. «С учетом этого налоговый контроль, предметом которого является своевременность и полнота уплаты налогов и сборов организациями и физическими лицами, следует отнести к финансово-хозяйственному контролю»[11].
Налоговый контроль относится к общегосударственному финансовому контролю, то есть осуществляются органами государственной власти и управления, к которым относятся Государственная налоговая служба Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации и иные органы, им подведомственные; и направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчинённости.
Сущность налогового контроля выражается в «контроле налоговых органов за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов)»[12]. Таким образом, «объект налогового контроля – отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов»[13].
Однако, «Налоговый контроль – это цель, а мероприятия налогового контроля – средства достижения данной цели»[14].
К данным мероприятиям следует относить налоговые проверки; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и в иных формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
По-другому мероприятия налогового контроля можно назвать формами налогового контроля, им отдельно будет посвящен раздел во второй главе курсовой работы.
Необходимо указать и основные задачи налогового контроля:
1) обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды;
2) предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах;
3) наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах.
Исходя из вышесказанного можно дать следующее определение налогового контроля. Налоговый контроль – специализированный финансовый контроль со стороны государственных органов за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами, проводимый посредством налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и в иных формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Что касается видов налогового контроля, то в «рамках Налогового кодекса Российской Федерации о них не сказано ни слова»[15], поэтому классификация многообразна и учеными проводится на различных основаниях.
В научной литературе в зависимости от времени проведения налогового контроля выделяется предварительный, текущий (оперативный) и последующий налоговый контроль.
Предварительный контроль «предшествует совершению проверяемых операций, поэтому позволяет предупредить нарушение финансового законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств»[16];
Текущий (оперативный) контроль является «частью ежедневной работы налоговых органов и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых плательщиками»[17];
Последующий контроль «сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на основе анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий непосредственно на месте: на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль осуществляется прежде всего методом документальной проверки, который характеризуется углубленным изучением финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и позволяет вскрыть имеющиеся недостатки» [18].
По характеру контрольных мероприятий налоговый контроль можно разделить на плановый и внезапный.
В первом случае контроль подчинен определенному планированию, а во втором – осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости. Налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части осуществления внезапного налогового контроля. Однако преобладающим следует признать плановый контроль.
Исходя из метода проверки документов налоговый контроль подразделяется на сплошной и выборочны.
Сплошная проверка основывается
на проверке всех документов
и записей в регистрах бухгалтерского
учета, тогда, когда выборочная проверка
По месту проведения налоговая проверка делится на камеральную и выездную.
Отличие этих форм заключается в месте проведения проверок, так, согласно ст. 88 и по смыслу ст. 89 НК Российской Федерации камеральными именуются проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа, а выездными – проверки с выездом к месту нахождения налогоплательщика.
Однако, камеральная и выездная проверка относятся к формам налогового контроля, чему в данной работе будет посвящена отдельная глава, где они и будут разобраны более подробно.
Налоговый контроль можно классификация в зависимости от субъектов налогового контроля на:
1) контроль налоговых органов: Государственная налоговая служба Российской Федерации, государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;
2) контроль таможенных органов: Государственный таможенный комитет Российской Федерации и иные таможенные органы Российской Федерации;
3) контроль органов государственных внебюджетных фондов;
4) контроль финансовых органов;
5) контроль федеральных органов налоговой полиции: Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, органы федеральной службы налоговой полиции по субъектам Российской Федерации и местные органы налоговой полиции;
6) контроль иных контролирующих и правоохранительных органов.
По периодичности проведения налогового контроля различаются первоначальный и повторный.
Первоначальными контрольные мероприятия признаются проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые за год. Повторность же возникает в том случае, когда в течение календарного года осуществляется две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период.
Также основополагающим столпом, помимо задач и видов, в налоговом контроле являются принципы налогового, контроля, которых должны придерживаться органы налогового контроля.
Информация о работе Совершенствования института защиты прав налогоплательщиков