Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 00:32, доклад
В настоящее время имеет место тенденция, хотя и слабо выраженная, переориентации НДФЛ от фискальной к социальной составляющей. Так, с момента вступления в силу главы 23 НК РФ нормы, регламентирующие, например, размеры налоговых вычетов и порядок их предоставления неоднократно подвергались изменениям. Однако эти изменения не в полной мере соответствуют социально-экономическим процессам, происходящим в России. К тому же они носят характер точечных поправок и оказывают несущественное влияние на общий размер налоговой обязанности отдельного налогоплательщика.
Совершенствования
налогообложения доходов
В настоящее время имеет
место тенденция, хотя и слабо
выраженная, переориентации НДФЛ от фискальной
к социальной составляющей. Так, с
момента вступления в силу главы
23 НК РФ нормы, регламентирующие, например,
размеры налоговых вычетов и
порядок их предоставления неоднократно
подвергались изменениям. Однако эти
изменения не в полной мере соответствуют
социально-экономическим
Кроме того, имеет место определенный \»правовой разрыв\» между нормами НК РФ и иных нормативных правовых актов, в частности СК РФ. Данное обстоятельство существенно снижает эффективность установленных законодателем налоговых льгот.
Налоговое законодательство
в каждой стране формируется в
соответствии с целями ее экономической
и финансовой политики с учетом сложившейся
экономической структуры и
Российская налоговая доктрина в настоящее время еще окончательно не сформирована и находится в стадии становления. Основные ее идеи отражаются в налоговой политике. Так, Министерством финансов РФ ежегодно публикуются доклады об основных направлениях налоговой политики Российской Федерации*1. Данные документы определяют концептуальные подходы формирования налоговой политики в стране, а также действия органов государственной власти в сфере совершенствования системы налогообложения.
Из анализа положений
докладов Минфина России видно, что
в отношении правовой модели НДФЛ
сформирована вполне четкая доктринальная
позиция, которая выражается в т.ч.
в сохранении пропорциональной шкалы
налога. Эта позиция подчеркивается
и в ежегодных Бюджетных
Доклады Минфина России содержат также комплекс мер, направленных на совершенствование модели НДФЛ, ряд из которых уже нашел отражение в гл. 23 НК РФ. Так, введен новый вычет на сумму отчислений на добровольное пенсионное страхование, опекунам (попечителям) предоставлено право на налоговый вычет на обучение подопечных лиц после прекращения опеки до достижения ими 24-летнего возраста, объединены социальные вычеты на образование (кроме вычета на образование детей), здравоохранение (кроме вычета расходов на дорогостоящее лечение) и пенсионное страхование (обеспечение) в один (Закон N 216-ФЗ) с увеличением предельной общей суммы такого вычета до 120 тыс. руб. (Закон N 55-ФЗ). Это сделано для того чтобы налогоплательщик мог управлять своим социальным пакетом и направлять при необходимости совокупную сумму социальных вычетов на одну цель (на образование, лечение, страхование) или распределять ее иным образом по своему усмотрению.
Кроме того, в целях реализации демографической политики усовершенствован порядок предоставления стандартного налогового вычета на детей. В частности, увеличены его размеры с 600 до 1000 руб. и предельного размера дохода до 280 тыс. руб., до достижения которого предоставляется данный вычет. Увеличен также предельный размер дохода, до достижения которого налогоплательщик имеет право на применение \»персонального\» налогового вычета, с 20 тыс. до 40 тыс. руб.
Помимо этого в среднесрочной
перспективе предусмотрено
- снятие ограничений на
применение социального
- предоставление налогового вычета по суммам уплаченных процентов по образовательным кредитам;
- возможность применения
социального вычета по лечению
детей, находящихся на
- возможность применения
социального вычета в
Право налогоплательщика на применение налогового вычета в отношении расходов на дошкольное образование действующей редакцией ст. 219 НК РФ не исключается. Вместе с тем представляется необходимым включить в данную статью норму, прямо указывающую на возможность использования такого права;
- освобождение от
- освобождение от
Предусмотренные указанными
документами меры, безусловно, будут
способствовать совершенствованию
налогообложения доходов
Стандартные налоговые вычеты, установленные ст. 218 НК РФ, не соответствуют реалиям сегодняшнего дня, а также не способствуют повышению уровня жизни налогоплательщиков. Это приводит к сокрытию части дохода либо уклонению от уплаты налога. Более всего это касается стандартных налоговых вычетов в размере 400 и 1000 руб. в месяц, т.к. они слишком малы.
Налоговый кодекс РФ провозглашает:
при установлении налогов учитывается
фактическая способность
По данным Федеральной службы государственной статистики, величина прожиточного минимума за I квартал 2011 года в целом по Российской Федерации составила 6473 руб. в месяц – для всего населения, 6986 руб. в месяц – для трудоспособного населения, 5122 руб. в месяц – для пенсионеров, 6265 руб. в месяц – для детей.
Вместе с тем численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по итогам I квартал 2011 года составила 22,9 млн человек (16,1% общей численности населения). Среднедушевые денежные доходы населения по итогам 2010 года – 18 552,6 руб., при этом размер потребительских расходов – 10 024,1 руб.
Таким образом, стандартные вычеты для подавляющей массы налогоплательщиков, пользующихся вычетами на общих основаниях, не выполняют свое предназначение. Отсутствие индексации приводит к сокращению реальной величины льготы. Думается, размер стандартных вычетов целесообразнее привязать к прожиточному минимуму либо к минимальному размеру оплаты труда.
Приемлем и другой, более мягкий для нагрузки на бюджетную систему России подход к решению проблемы низкого экономического значения стандартных налоговых вычетов. При этом величины указанных вычетов возможно увязать с уровнем инфляции (индексом потребительских цен).
Данное предложение не
является новеллой – в российском
налоговом законодательстве уже
применяется такая привязка. Так,
в целях определения
Абзац 5 ст. 346.27 НК РФ определяет
коэффициент К1 как устанавливаемый
на календарный год коэффициент-
Кроме того, целесообразно дифференцировать стандартные вычеты по субъектам РФ (по аналогии с применением корректирующего коэффициента К2 в целях исчисления базовой доходности по ЕНВД).
Такая необходимость связана
с тем, что величина прожиточного
минимума по регионам различается в
несколько раз, и установление необлагаемого
минимума по средней для всей территории
России величине прожиточного минимума
не будет соответствовать реальным
расходам населения в различных
регионах, необходимым для удовлетворения
минимальных жизненных
Необходимо предельную сумму дохода для применения \»персонального\» вычета дополнительно увеличить соразмерно сумме дохода для применения вычета \»на детей\». В идеале такое ограничение следует отменить вовсе. Право исключения из доходов сумм жизненно необходимых расходов на содержание самого налогоплательщика и членов его семьи не должно зависеть от размера получаемого дохода.
При формировании российского налогового законодательства опыт зарубежных стран практически не принимался во внимание или принимался не в полной мере. В пользу этого тезиса приведем следующий аргумент.
В некоторых зарубежных странах,
например в особом административном
районе Гонконг (КНР), налогоплательщикам
предоставляется налоговый
Действующее российское налоговое
законодательство использует аналогичный
инструмент, однако он распространяется
исключительно в отношении
Существенным шагом в
переориентировании системы налогообложения
при введении НДФЛ явилось законодательное
закрепление социального
Вместе с тем недостатком данного налогового механизма следует назвать следующее: он предоставляется родителям, имеющим на иждивении только несовершеннолетних детей. Представляется, родителям, имеющим на иждивении студентов до 24 лет, также следует предоставить право уменьшать доход семьи на расходы на оплату лечения детей, обучающихся на очном отделении. Следует учитывать, что обучение по очной форме не предполагает возможность учащегося иметь собственный заработок.
Другим проблемным вопросом является недостаток применяемых в Российской Федерации способов исчисления дохода, подлежащего налогообложению, по сделкам продажи имущества. Например, при использовании по сделкам продажи жилья вычета в размере 1 млн руб., единого для всей территории страны, доход, обусловленный ростом цен, не определяется, т.к. стоимость жилья существенно различается на квартиры и жилые дома одинакового качества в малых и крупных городах. Имущественный вычет в сумме документально подтвержденных расходов, не корректируемых на индекс инфляции, завышает доход, подлежащий налогообложению. Несомненно, обеспечение населения жильем в пределах социальных норм является одной из задач социальной политики государства. Однако право пользования имущественным вычетом в связи с приобретением жилья не связано в настоящее время с обеспеченностью налогоплательщика жильем и не учитывает его семейное положение.
Информация о работе Совершенствования налогообложения доходов физических лиц