Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:36, доклад
Значительное место в теории налогов занимает вопрос их классификации, т.е. системной группировки налогов по различным признакам. Обычно в научной литературе используется специальный термин - таксономия. Классификация налогов имеет не только научно-познавательный характер, но и практические цели, такие как более обоснованное применение налогов, проведение необходимых аналитических расчетов, составление отчетности и т.д.
Классификации налогов
Значительное место в теории налогов занимает вопрос их классификации, т.е. системной группировки налогов по различным признакам. Обычно в научной литературе используется специальный термин - таксономия. Классификация налогов имеет не только научно-познавательный характер, но и практические цели, такие как более обоснованное применение налогов, проведение необходимых аналитических расчетов, составление отчетности и т.д.
Классификация налогов имеет важное юридическое значение. Она способствует систематизации налогов, которая необходима и в законодательных целях: во-первых, разумное построение налоговой системы требует упорядочения налогов, исключения дублирующих платежей. В результате налоговое бремя будет распределяться оптимально. Во-вторых, при налогообложении разных объектов применяются разные приемы юридической техники. Для уяснения сути различий необходимо разграничить основания налогообложения. В-третьих, необходима группировка налогов, имеющих одинаковую природу, в целях избежание двойного налогообложения, при котором один и тот же субъект вынужден уплачивать одни и те же или сопоставимые налоги многократно. В-четвертых, систематизация налогов способствует правильному толкованию налогового законодательства. [10]
Классификационные признаки - неотъемлемый атрибут налоговой науки, они существуют как бы сами по себе. Другое дело, что при выборе видов налогов можно не вводить такие налоги, которые обязательно подпадали бы под тот или иной классификационный признак. Классификация налогов по различным признакам имеет важное значение для организации рационального управления налогообложением. В целом классификационные признаки универсальны, т.е. основные из них известны с древних времен. Группировка же в соответствии с этими критериями тех или иных видов налогов и сборов зависит от состояния общественно-политических отношений в стране и сложившихся традиций в налоговых отношениях.
Многообразие налоговых классификаций, группировок и признаков, положенных в основу различными исследователями, в определенной степени отражает эволюцию налогов, а также позиции ученых относительно выбора исходных классификационных признаков.
Классификация налогов призвана иметь не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация должна позволять:
• проводить укрупненный анализ налоговой системы;
• обосновывать суждения о решении комплекса задач налогового федерализма;
• давать различные оценки и проводить сопоставления по группам налогов не только в статике, но и особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов меняется;
• устанавливать сходства и различия групп налогов, соотносить их с определенными источниками покрытия, группами объектов и субъектов обложения;
• оценивать тяжесть обложения по разным группам объектов и субъектов;
• проводить международные сопоставления, ведь налоговые системы разных стран существенно различаются и прямые сравнения по всему перечню налогов просто не осуществимы они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам и, как следствие, к неверным практическим решениям;
• использовать ее для нужд ведения Системы национальных счетов (СНС) и др.
Понятно, что такой комплекс задач просто не по силам какой-либо одной классификации. Каждая из них призвана наилучшим образом решать свою задачу. Следовательно, обоснованным будет следующее определение.
Классификация налогов — это обоснованное распределение налогов и сборов по определенным группам, произведенное на основании определенного разграничивающего признака и обусловленное целями (задачами) систематизации и сопоставлений.[7]
1. Классификация налогов по принадлежности к уровню управления и власти подразделяет все налоги на федеральные, субъектов РФ и местные. Данная классификация — единственная из всех представленных ниже — имеет прямой законодательный статус: на ней основана вся логика построения и изложения Кодекса. Она имеет не только принципиальное нормативно-правовое, но и существенное практическое значение для решения различных задач налогового федерализма.
Основу разграничения этих видов налогов и сборов составляет не уровень бюджета, в который они зачисляются, а то, каким уровнем управления они устанавливаются и на какой территории обязательны к уплате. Так, в соответствии со ст. 12 НК РФ разграничивают федеральные, региональные и местные налоги.
Федеральными признаются налоги и сборы, которые установлены Кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ. К ним относятся:
1) налог на добавленную стоимость (НДС)
2) акцизы
3) налог на доходы физических лиц НДФЛ
4) налог на прибыль организаций
5) налог на добычу полезных ископаемых НДПИ
6) водный налог
7) сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
8) государственная пошлина.[1]
Региональными признаются налоги, которые установлены Кодексом и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с Кодексом и законами субъектов РФ о налогах.
При установлении региональных налогов законодательными представительными органами государственной власти субъектов РФ в порядке и пределах, предусмотренных Кодексом, определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки их уплаты, а так же могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения устанавливаются Кодексом.
К региональным относятся налоги:
1) на имущество организаций
2) на игорный бизнес
3) транспортный.[1]
Местными признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Местные налоги и сборы в городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге — устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ.
При установлении местных
налогов представительными
К местным налогам и сборам относятся:
1)налог на имущество физических лиц
2)земельный налог.[1]
Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом.[14]
2. В зависимости от того, какие категории лиц являются налогоплательщиками, все налоги можно подразделить на три группы: 1) налоги, уплачиваемые физическими лицами; 2) налоги, уплачиваемые юридическими лицами; 3) налоги, уплачиваемые физическими и юридическими лицами.
К налогам и сборам, уплачиваемым только физическими лицами, относятся: налоги на доходы физических лиц, налоги на имущество физических лиц, а также отдельные виды сборов. К налогам и сборам, уплачиваемым только юридическими лицами, относятся: налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций.
Наиболее многочисленную группу составляют налоги и сборы, плательщиками которых могут одновременно выступать как физические, так и юридические лица. В России к таким налогам и сборам относятся:
а) налог на добавленную стоимость;
б) акцизы;
в) государственная пошлина;
г) земельный налог;
д) налог на отдельные виды транспортных средств;
е) другие виды налогов и сборов.
Важно отметить, что плательщиками
ряда налогов, отнесенных к третьей
группе, являются не все физические
лица, а только физические лица, занимающиеся
предпринимательской
3. Классификация налогов
по степени переложения
Прямой налог — налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Применительно к прямому налогу юридические и фактические налогоплательщики совпадают. Фактический плательщик — получатель налогооблагаемого дохода, владелец налогооблагаемого имущества. Прямые налоги представляют собой исторически наиболее раннюю форму налогообложения. Прямые налоги являются обязательными и каждый гражданин обязан их выплачивать.[23] К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль (доходы) предприятий, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц. [21]
Прямые налоги, в свою очередь, принято классифицировать на личные и реальные.
Прямые реальные — налоги, которыми
облагается предполагаемый средний
доход, получаемый от использования
того или иного объекта
Прямые (личные) подоходные — налоги, которыми облагается действительное получение доходов прибыли. Они отражают фактическую платежеспособность плательщиков.
Косвенные налоги - налоги, взимаемые в процессе оборота товаров работ, услуг, при этом они включаются в виде надбавки к их цене, которая уплачивается в итоге конечным потребителем. Производитель товара работы, услуги при их реализации получает с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую авансом или в последующем перечисляет государству. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, целевых сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные товары, транспортный налог и др. [21]
В этой группе выделяют индивидуальные, универсальные, фискальные монополии и таможенные пошлины.
Косвенными индивидуальными
Косвенными универсальными налогами облагаются операции по реализации всех товаров работ, услуг безотносительно к каким-либо их группам и видам за исключением некоторого их числа.
Фискальные монополии —
Налоги на доходы и имущество
— текущие безвозмездные