Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 18:45, контрольная работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм, которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI-XVII вв. в Европе. Это государство еще не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги
D 1.Становление и развитие налогообложения.
Ответ.
Налоги (опр.) - обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и граждан по ставке, установленной в законодательном порядке.
Налоги являются необходимым звеном
экономических отношений в
Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI-XVII вв. в Европе. Это государство еще не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налога обычно являлись люди, принадлежащие к 3-му сословию.
Государство не имело достаточного кол-ва профессиональных чиновников, и в результате сборщиком налогов стал. как правило, откупщик. В Европе практиковался метод продажи с аукциона права взимания налога. Но только в конце XVII-XVIII в. в европейских странах стало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и рациональную налоговую систему, состоявшую из косвенных(гл. роль-акциз) и прямых(гл. роль- подушный и податной) налогов.
В последней трети XVIII в Европе активно разрабатывались проблемы теории и практики налогообложения.
В этот же период создавалась теория налогообложения. Ее основоположником считается шотландский экономист и философ А. Смит.
В вышедшей в 1776 г. книге "Исследование о природе и причинах богатства народов" он сформулировал основные принципы налогообложения:
1)Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.
2)Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны плательщику.
3)Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.
4)Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.
Именно в конце XVIII в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую, политику. Это касается, как стран Зап. Европы, так и России. Еще при Петре I были образованы 12 коллегий, из которых 4-е заведовали финансовыми вопросами. Екатерина II(1729-1796) преобразовала систему управления финансами. В 1802 г. манифестом Александра I "Об учреждении министерств" было создано Мин. Финансов и определена его роль.
2 Понятие налогов и налоговой системы.
налоги - это:
1) вычеты из доходов плательщиков;
2) основной источник доходов государства;
3) один из эффективных
инструментов регулирования
В общем виде под налогом
понимают обязательный взнос в бюджет
соответствующего уровня или во внебюджетный
фонд, осуществляемый плательщиками в
размере, порядке и на условиях, соответствующих
действующему законодательству. Основные
характеристики налога:
1) безэквивалентное изъятие части дохода
или собственности плательщика; 2) определенные
по размерам и срокам платежи; 3) юридически
обоснованные для каждого вида размеры
и порядок внесения; 4) общественное принуждение
к уплате.
Основные элементы налога (налогообложения):
- субъект налога - лицо (юридическое или физическое), которое по закону является его плательщиком;
- объект налога
- экономический феномен,
- источник налога
- доход (общественный продукт), за
счет которого уплачивается
- единица обложения - единица измерения объекта;
- налоговая ставка - размер налога на единицу обложения. Подразделяются на регрессивные, пропорциональные и прогрессивные (с простой и сложной прогрессией);
- налоговые льготы
- полное или частичное
- налогооблагаемая
база - часть объекта налогообложения
(за вычетом налоговых льгот),
на которую практически
- налоговое бремя
- доля всех уплачиваемых
Совокупность взимаемых
в государстве налогов, сборов, пошлин
и других обязательных платежей; формы
и методы их построения; компетенция
органов власти в отношении налогов;
распределение поступающих
Налогоплательщики - это хозяйствующие субъекты и избиратели. Они оценивают не преимущества и недостатки формализованной в юридических актах налоговой системы, а конкретный механизм обложения и размеры взимаемых налогов. Не меньшее значение имеет также то, куда и как расходует государство налоговые поступления.
Впервые на постсоветском пространстве понятие «налоговая система»было законодательно введено Законом РСФСР от 27 декабря 1991 г.в Р.Б налоговая система первоночально была закреплена в ст.3 Закона Р.Б от 19 декабря 1991 г.»О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Р.Б»,КОТОРАЯ ПРЕДУСМАТРИВАЛА следующие виды налоговых платежей налог на доб.стоимость,акцизы,налог на прибыль и доходы,налоги на доходы от осуществления лотерейной деятельности,налог за пользование природными ресурсами(экологический налог),налог на недвижемость,налог на экспорт и импорт,земельный налог(плата за землю),налог на топливо,транзитный налог,гос. Пошлина и сборы,
Эффективное налогообложение (с точки зрения существующего в стране социально-экономического строя) должно быть справедливым в глазах общественного мнения. При этом речь идет не о рекламе, убеждении населения перед выборами или в критической политической ситуации. В долгосрочной перспективе без реального подтверждения такие действия обычно вызывают обратную желаемой реакцию населения. В этой связи перечислим основные условия справедливого и эффективного налогообложения:
1) равномерность
и прогрессивность
2)глобальность и всеобъемлемость;
3) реальность и
целенаправленность налоговых
Рассмотрим основные правила, обеспечивающие справедливость налоговой системы:
1) один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период;
2) обязательна регистрация
всех субъектов
3) льготы по всем
налогам применяются только в
соответствии с
4) запрещается предоставление
индивидуальных льгот
5) штрафы за нарушение
налогового законодательства
6) для налогообложения
нерезидентов и доходов за
рубежом применяются
3Экономическая сущность
Необходимость налогов вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную и др.), требующую средств. Кроме налогов у государства, по существу, нет иных источников средств для финансирования своих нужд. Оно может использовать для покрытия своих расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к выпуску денег в обращение. Однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны - инфляцией. В результате для государства налоги являются основной статьей доходов бюджета. В настоящее время во всех развитых странах на долю налогов приходится 80 - 90 % всех бюджетных поступлений.
Экономическая сущность налогов вытекает из сущности финансов. Началом и исходным историческим условием возникновения финансовых отношений является созданный в сфере производства прибавочный продукт. Одна часть прибавочного продукта в результате первичного распределения направляется на расширенное воспроизводство израсходованной части средств производства и рабочей силы, другая его часть направляется в доход государства.
Таким образом, прибавочный продукт выражает сущностные черты, свойства, природу и функции финансов в широком смысле как исходного звена финансовой системы; налог определяет сущностные черты государственных финансов и его основной категории - государственного бюджета. Налоги в качестве перераспределительной категории являются средством и источником образования централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Именно с появлением государства возникает такая финансовая категория как налоги. По мере развития государства и товарно-денежных отношений сформировалась группа более сложных категорий - государственные доходы и расходы, а на их основе - категории государственного бюджета. Финансовые отношения в этих звеньях финансовой системы носят характер перераспределения, созданного в сфере производства прибавочного продукта, и являются производными и зависимыми по отношению к финансам сферы материального производства.
Налоги, подобно государственному кредиту, расходам государства и т. д., являются одним из элементов системы финансовых отношений и находятся во взаимосвязи и взаимозависимости с другими финансовыми категориями. Они выражают общие свойства, присущие другим финансовым категориям и дают ключ к пониманию финансовой системы в целом. В то же время налоги имеют отличительные признаки, которые выделяют их из всей совокупности финансовых категорий.
Принимая
участие в
Именно прямое безвозмездное движение стоимости в денежной форме является объектом налоговых отношений. Их особенностью является и то, что налоговые отношения носят односторонний характер: от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, т. е. плательщик конкретно за свой платеж ничего не получает. Налоги в этом качестве обладают специфической формой производственных отношений.
Используемые и регламентируемые государством налоги, функционируя в фазе распределения через разнообразные способы налогового изъятия, оказывают решающее влияние на другие фазы движения совокупного общественного продукта: на производство, обмен и потребление, ускоряя процессы общественного производства или замедляя их.
Налог как
специфическая форма
Мобилизация части прибавочного продукта в денежной форме осуществляется государством принудительно в форме налоговых платежей, взимаемых как с хозяйствующих субъектов, так и с населения страны. Отчужденная и присвоенная принудительно часть новой стоимости превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Весь процесс, связанный с образованием государственного денежного фонда, выступает как содержание финансов.
Налог
выступает средством
Без
налогов не обходится ни одно государство.
Они нужны государству для
того, чтобы формировать