Становление, развитие и проблемы налоговой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение налоговой системы Российской Федерации, ее становление, проблемы и перспективы развития. Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
1) изучение понятий налоги, налоговая система, налогообложение;
2) рассмотрение особенностей налоговой системы Российской Федерации;
3) анализ классификации налогов;
4) определение роли и функций системы налогообложения;
5) оценка сущности налоговой системы Российской Федерации и принципов налогообложения.

Содержание работы

Введение 3
1. Особенности налоговой системы 4
1.1. Понятие налоговой системы 4
1.2. Принципы, в соответствии с которыми формируются национальные налоговые системы 6
1.3. Целевые установки налоговых систем 8
2. Налоговая система Российской Федерации 9
2.1. Классификация налогов в РФ 18
2.2. Роль налогов 22
2.3. Сущность налоговой системы РФ и принципы налогообложения 22
3. Функции и роль налогообложения в экономической системе общества 25
Заключение 29
Библиографический список 30

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Оценивая классификацию налогов  по уровневому критерию, следует отметить, что такое деление носит статусный  характер. Одни федеральные налоги в качестве доходных источников полностью закреплены за бюджетами нижестоящих уровней, другие – лишь частично (по нормативам либо путём расщепления ставки). Учётно-экономическая целесообразность диктует другую группировку налогов, взимаемых с предприятий и организаций:

    • налоги, относимые на издержки производства и обращения;
  • налоги, включаемые в продажную цену продукции (работ, услуг);
  • налоги, относимые на финансовые результаты (до налогообложения прибыли);
  • налоги на прибыль и за счёт прибыли, остающейся в распоряжении плательщика.

 

 

 

 

2.2. Роль налогов

 

 

 

 

 Роль налогов определяет результативность функционального проявления системы налогообложения в действии. В налогообложении сталкиваются интересы государства и плательщика. Они по-разному оценивают роль налогов. В равной степени позитивной для обеих сторон налоговых правоотношений роль системы налогообложения быть не может.

Для оценки роли налогов в формировании бюджетных доходов выявляются соотношения  между суммой налоговых поступлений  в бюджет, суммой нескольких налогов, сгруппированных по определённым классификационным признакам, и, наконец, суммами отдельных налогов, с одной стороны, и общей величиной бюджетных доходов, с другой. Наибольший удельный вес той или иной налоговой группы, вида налога позволяет судить об их значительной роли в формировании доходов бюджета. Этот анализ проводится в динамике, в сопоставимых ценах, что позволяет определить значение налогообложения в проведении стабилизации бюджетной политики, выявить роль налогов в решении социальных задач.

 

2.3. Сущность налоговой системы РФ и принципы налогообложения

 

 

 

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую  политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.

Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической оборонной и других функций государства. Важным звеном финансово-бюджетной системы являются налоги.

Изъятие государством в пользу общества определённой части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного  взноса и составляет сущность налога, и, следовательно, налоговой системы  в целом. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

  • работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определённый доход;
  • хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счёт налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются  финансовые ресурсы государства. Экономическое  содержание налогов выражается, таким  образом, взаимоотношениями хозяйствующих  субъектов и граждан, с оной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

А. Смит в своём классическом сочинении  «Исследование о природе и  причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения  всеобщность, справедливость, определённость и удобность.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:

  • прибыль (доход);
  • стоимость определённых товаров;
  • добавленная стоимость продукции, работ, услуг;
  • имущество юридических и физических лиц;
  • передача имущества (дарение, наследование);
  • операции с ценными бумагами;
  • отдельные виды деятельности;
  • другие объекты, установленные законом.

Один и тот же объект облагается налогом данного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (коммерческих и некоммерческих), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

По данным Госналогслужбы РФ на 1 января 2006 года в России зарегистрировано более 26250 тыс. налогоплательщиков – юридических лиц, из которых две трети (66,4) действующие предприятия, а остальные – «неживые» налогоплательщики (не представляют отчётность, не платят налоги, находятся в розыске).

 

 

 

 

 

 

 

3. Функции и роль налогообложения в экономической системе общества

 

 

 

Система налогообложения, принятая законодательством, – это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков. Именно действующая система налогообложения даёт представление о полноте использования присущих налогообложению функций, то есть о роли налоговой системы. Эта роль зависит от объективных и субъективных факторов.

Базовую основу функционального проявления системы налогообложения составляют функции финансов как всеобщей экономической  категории распределения. Общепризнанными  являются  две функции: распределительная  и контрольная. В рамках каждой из них формируется особая функциональная специализация налоговых отношений. Это составляет отправную методологическую основу для формулировки налоговых функций. Функции системы налогообложения – это, прежде всего, теоретическое предположение о том, что в данных функциях проявится общественное предназначение налога как такового: обеспечивать доходы государства без ущерба развитию бизнеса.

В числе налоговых функций учёные выделяют:

1) фискальную;

2) экономическую;

3) перераспределительную;

4) контрольную;

5) стимулирующую;

6) регулирующую.

Налогообложение – экономическая  категория сама по себе. Формы её практического использования (виды налогов и условия их действия) раскрываются в экономической (финансовой) сфере, её роль также определяется экономическими параметрами. Конечные цели налогообложения – обеспечить социально-экономические функции государства не в ущерб корпоративным и личным экономическим интересам.

В учебнике «Налоги и налогообложение  в России» (М.: Финстатинформ, 1996) автор  Л.П.Окунева приводит чёткую трактовку налоговых функций: фискальной и распределительной. Неоднозначной по сравнению с названными функциями является позиция Д.Г. Черника: «Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений».

Посредством фискальной функции реализуется  главное общественное предназначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных  фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Другая функция налогов как  экономической категории состоит  в том, что появляется возможность  количественного отражения налоговых  поступлений и их сопоставления  с потребностями государства  в финансовых ресурсах. Благодаря  контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Распределительная функция налогов  обладает рядом свойств, характеризующих  многогранность её роли в воспроизводственном процессе. Это, прежде всего то, что изначально распределительная  функция налогов носила чисто фискальный характер.

Функциональное предназначение системы  налогообложения в целом должно распространяться на все его практические формы, если следовать фундаментальным принципам налогообложения и исходить сущностного содержания экономических категорий «налог» и «налогообложение». Однако набор конкретных налоговых форм (видов налогов и условий управления ими) при разработке налоговой концепции должен быть сориентирован на главную цель – равномерное разложение фискальной  и регулирующей нагрузки между плательщиками и территориями. Иными словами, между группами прямых и косвенных налогов должно быть установлено максимально возможное равновесие. Косвенные налоги преследуют фискальные цели, а прямые налоги – стимулирующие цели. Более того, функционирование каждого вида налога должно быть организовано (организовать – значит определить в законе экономически обоснованную налоговую концепцию в рамках конкретного налога и обеспечить ей соответствующее методическое оформление в инструктивных положениях к закону), так, чтобы обеспечивалось относительное равновесие фискальной и регулирующей налоговых функций. Это достигается установлением оптимального соотношения прямых и косвенных налогов.

К принципам построения российской системы налогообложения относятся:

1) экономико-функциональные принципы;

2) организационно-правовые принципы.

Экономико-функциональные принципы включают в себя:

а) стабильность, устойчивость;

б) стремление к универсальному налогообложению;

в) однократность взимания налогов;

г) прозрачность налогообложения;

д) стремление к достижению относительного равновесия между налоговыми функциями.

К организационно-правовым функциям включают принципы единства, децентрализации и принципы единства с предоставлением в федеральном законе права субъектам РФ регулировать налоговый механизм в пределах региональной доли налогов.

В целом, налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существует государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счёт целевых отчислений. Источником этих отчислений также является произведённый ВВП, за счёт которого на стадии образования первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды социального назначения по тарифам страховых взносов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимость продукции.

 

 

 

 

  

Заключение

 

 

На основе проделанной работы можно  сделать некоторые выводы.

Налоговые отношения развиваются  под воздействием целого комплекса законов. Исторически государственные финансы и их масштабная часть – налоги регламентировались специальными юридическими нормами. С течением времени правоприменительная практика в области государственных финансов осмысливалась с территориальных позиций, устанавливались и её связи с экономическими тенденциями общественного развития, отслеживались закономерности и, в конечном счёте, формировались законы.

Налоговая система Российской Федерации  играет значительную роль в экономике  страны, так как благодаря ей осуществляется контроль поступления налогов, сборов и других платежей в государственный бюджет. В течение длительного периода налоговая система изменялась и совершенствовалась, вносились дополнения с учетом ориентирования на налоговые системы развитых стран Запада.

Законность и чёткие принципиальные основы системы налогообложения РФ способствуют стабилизации бюджетно-налоговых отношений, определяют стратегию и тактику их развития, предают налогообложению долговременный характер действия. Налоговое право как важный научно-практический раздел налоговедения тесно связывает между собой экономику и политику.

 

 

 

 

 

 Библиографический список

 

 

  1. Брызгалин А.В. Основные принципы российского налогового права // «Налоговое планирование». – 1998. -№ 3. –С. 29-32.
  2. Бурда Б. Краткий курс истории налогов // «Малое предприятие». – 1998. -№ 2. – С.11-12.
  3. Велинг М. Российская налоговая система: недавнее прошлое, настоящее и перспективы // Politekonom. – 2001. – N 3. – С.100-103.
  4. Кислов Д.В. Пути совершенствования налоговой системы России // BuhStyle (БухСтиль). – 2008. – Май. – С.22-27.
  5. Конституция РФ.
  6. Лыкова Л.Н. Налоговая система России: Общее и особенное. - М.: Наука, 2006. - 444с.
  7. Налоги: Учеб. пособие. / Под ред. Д.Г. Черника.– М.: Финансы и статистика, 1998. – 544 с.: ил.
  8. Налоги и налогообложение: Учебн. пособие / Под ред. И.Г. Русакова, В.А. Каши – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 495 с.
  9. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов / В.Г. Пансков. – М.: МЦФЭР, 2003. – 336 с.
  10. Хачатрян А.Г. Налоговый контроль (надзор) как деятельность налоговых органов и вопросы правового регулирования // «Юрист». – 1998. -№ 8. – С.26-28.
  11. Шараев С.Ю. Законность и правопорядок в сфере налоговых отношений: проблемы правоприменительной практики федеральных органов налоговой полиции // «Адвокат». – 1998. -№ 3. – С. 33-48.
  12. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник / Т.Ф. Юткина. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 429 с.

Информация о работе Становление, развитие и проблемы налоговой системы Российской Федерации